Плакать на цветы

У православных праздников свой цвет: Рождество — белое. Пасха — красная.
А Троица, разумеется, зеленая. Изумрудная, травяная, душистая.
Ирина Лукьянова, Русский Мир №5 2008

На Троицу возле церквей уже вовсю бушует красочное цветение на любовно ухоженных клумбах. Церковный двор усыпан скошенной травой, и запах стоит непередаваемый. С утра еще пахнет свежей травой, сочной. А к концу длинной службы — уже сеном, летним полднем, зноем. Прихожане несут цветы и березовые ветки. Цветами убраны иконы. У царских врат — срубленные березки.
Священнослужители надевают зеленое облачение. Запах ладана смешивается с ароматом нагретой травы, сизый дымок свивается кудрями, в изумрудной зелени сияет золото свечей. Такими же витыми переплетениями трав, листьев, цветов, таким же золотым сиянием издавна отличались хитрые орнаменты в древнерусских рукописях и причудливые росписи на полях икон и стенах храмов.
«Повесть временных лет» рассказывает, что послы князя Владимира в Константинополе потрясены были православным богослужением: не знали, мол, на небе мы или на земле.
Православная служба и есть образ неба на земле, она задумана такой: гармоничной и удивительной для зрения, слуха и обоняния. А Троицын день — он, пожалуй, напоминает таинственный и душистый райский сад, где Бог был рядом с людьми.
Три Лика с посошками
Иван Шмелев пишет: «В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой.<...> Теплятся в зелени лампадки. Лики икон в березках кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться.<...> Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад. И пришли не молиться, а на праздник.<...> И там, в алтаре, тоже — совсем другое. Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь во Святой Троице, таинственные Три Лика с посошками. И ничего не страшно. С ними пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой. Он теперь с нами, близко, совсем другой, какой-то совсем уж свой. И теперь мы не грешные».
На Троицу, говорили в России раньше, Бог ходит по земле. Так, как Он ходил в древние времена — когда Три Лица Троицы в виде ангелов зашли в дом к праотцу Аврааму. Именно эта Троица, ветхозаветная, изображена на знаменитой иконе Рублева: три прекрасных, печальных ангела сидят за столом у Авраама, и между ними чаша. Чаша жертвоприношения. На других иконах ветхозаветной Троицы можно увидеть не только чашу: древние художники щедро и наивно ставили на Авраамов стол кувшинчики, графинчики, граненые стаканчики или резные кубки, любовно выписывали угощение: где виноград, пирожки, корнеплоды, где яблоки или персики.
И с тою же наивной, щедрой верой и радостью обычные миряне ждали, встречали цветами, устилали свежескошенной травой полы в домах: мол, не знаем, вдруг и зайдет невидимо?

Земля — именинница
На Троицу земля — именинница, уверяет народная мудрость. В земле в этот день и в Духов не рылись, сельскохозяйственных работ не вели. Шмелев вспоминает — из уст в уста передавали молитовку: прости меня, мати-сыра земля! Церковь даже сегодня объясняет: грех не землю копать на Троицу, грех — игнорировать праздник.
У Пушкина в «Евгении Онегине» сохранилось воспоминание еще об одном троицком обычае: плакать на цветы («умильно на пучок зари они роняли слезки три»). Писал и Есенин: «Я пойду к обедне плакать на цветы». Эта мера считалась чем-то вроде профилактики летней засухи.
Народные троицкие обычаи — завивать березку, плакать на цветы, — конечно, происхождения не христианского, а языческого. Не столько с культом плодородия они связаны, сколько с попыткой защититься от нехороших покойников, умерших недоброй смертью. В эти дни — Зеленые Святки, которые начинались в семик (седьмой четверг по Пасхе), — вспоминали о русалках, о всякой нечисти, хоронящейся по сырым и нежилым местам. Березовые ветви заплетали в веночки, не обламывая их, чтобы зачураться от чужих, злых покойников, от русалок, от нежити. Переплетали ветви с травой, цветами, ленточками, колокольчиками. Через неделю — расплетали, березку рубили и хоронили. Своих, добрых, родных покойников просили о помощи.
Церковь вобрала и перенаправила народный обычай — вместо того, чтобы умилостивлять мертвецов, призвала молиться об усопших. Венки стали плести отдельно, вешать на березы — и не в диком лесу, а возле дома, и дом даже украшать венками.
А траву, которой выстилали пол в церкви, собирали, приносили домой, хранили под божницей, замечал Аполлон Коринфский.
Огонь и ветер
Историки церковные уверяют, обычай украшать жилища и храмы цветами происхождения не только языческого. Все сложнее.
Еще в книгах Левит и Числа заповедано в пятидесятый день после Пасхи праздновать день первой жатвы — и в этот день древние иудеи украшали дома и синагоги травами и цветами. Протоиерей К. Никольский пишет: «Так, без сомнения, в день Пятидесятницы была украшена и Сионская горница, когда Дух Святой сошел на апостолов. С того времени, от апостолов, и христиане украшают храмы и дома деревьями и цветами. Деревья и цветы обновляющейся весны указывают на обновление людей силою снизошедшего Святого Духа».
Праздник Троицы-Пятидесятницы — это воспоминание о новозаветном чуде, описанном в Деяниях апостолов. Петр и другие ученики Христа сидели в горнице вместе и услышали шум сильного ветра, и он наполнил весь дом, и над каждым из присутствующих появились огненные языки. Так Дух Святой сошел на них и дал им способность говорить на других языках — так, что каждый в разноплеменной толпе на улице слышал среди общего шума свой родной язык. И Петр вышел к народу и рассказывал о своей радости — Христос воскрес! — и всякий, кто покается и крестится, тоже получит дар Святого Духа: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». И радость — общая, и дар — общий: приди с чистой душой, протяни руку и возьми.
Богослужение в этот день вмещает в себя не только торжественный и красочный крестный ход с хоругвями, но и тихие коленопреклоненные молитвы. Настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах лицом к коленопреклоненному народу, просит Господа освятить живых и умерших. И верующие просят оставить им грехи, не отвергнуть кающихся и дать Духа премудрости, Духа разума.
Понедельник после праздника Троицы называется Духов день. В церкви читают наставления «новеньким», только что присоединившимся, получившим дар: вы теперь чада света, ходите в свете, блюдите себя не как мудрые, а как премудрые.
А земля и впрямь смотрится именинницей: зеленая, свежая, украшенная цветами. Краски ярки, небо ясно, и вся тварь радуется жизни.

Ирина Лукьянова, Русский Мир №5 2008

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (4 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий