Народные танцы

Народ являлся хранителем танца, т.к., пользуясь крайне ограниченной политической свободой, всеми притесняемый народ искал веселья в телесных упражнениях. Приходилось худо — крестьянин топил горе в вине и пляске; жилось весело — развлекался теми же танцами. Благодаря такому отношению к жизни в народной среде возникали разнообразные танцы, соединенные с играми и остатками суеверных обычаев.
Письменные источники XII — XIII веков указывают на существование двух видов танцев: медленных, «тягучих» и быстрых с прыжками. Первые традиционно считались придворными, хотя их танцевал и народ на вольном воздухе.
Для знати описывалось следующее: кавалер брал за руку одну или двух дам (в Германии, во Франции — всегда одну), сдержанными шагами с вытянутым корпусом церемониально проходил с ней кругом залы. И это у них считалось веселым времяпрепровождением.
До XII века минезингеры восторженно воспевали любовь с призывом по весне (в мае) праздновать возрождение природы и танцевать. Как выглядели эти танцы, они не описывали, но, очевидно, собравшиеся водили цепи и хороводы. Парные танцы появились не раньше XIII века.
В Германии имели место и такие композиции: цепь пар держится за руки, двигается то вправо, то влево, затем цепь смыкалась в круг, на середину по очереди выходили пары и что-то выделывали, остальные же повторяли движения ведущего цепи. По всей видимости, это была излюбленная форма танцев по всей Европе.
Существовали также различные варианты танцев с употребление6м аксессуаров. Например, это могла быть кружка с напитком, который танцор делил со своей партнершей, танцевал с кружкой на голове, проскакивал в цепи под общий хохот.
Танцы ремесленников.
Ремесленники по роду своих занятий объединялись в цеха и устраивали этими цехами профессиональные праздники с процессиями и танцами в специальных «танцевальных домах» близ ратуши.
Они танцевали танцы с гирляндами, обручами, мечами. Привыкнув за работой обращаться с разного рода инструментами, переносили эту привычку на танцы, где меч или обруч легко поддавались привычным манипуляциям.
Танец мечей особенно любили сапожники и слесари. Существовали даже специальные фехтовальные школы, где обучали владению оружием, чтобы в танце можно было блеснуть умением и ловкостью при обращении с мечом. Знать охотно принимала приглашения на эти цеховые праздники.
«Танец мечей», исполнявшийся в 1620 году в Бреславле при принятии присяги Фридриху II: танцовщики по отдельности или группами ловко управлялись с мечами; один сшибал монеты, лежащие на головах мальчиков, другой прыгал между воткнутыми в землю в виде разных фигур (например, розы) мечами; затем все скакали и прыгали.
Арбо называет танец мечей «танцем буффонов», которые несколькими парами проделывали разнообразные эволюции с мечами. По его словам, этот танец является осколком воинственного танца римских Салиев, служителей Марса.
Мечами в танце рубили, не как попало, а по правилам фехтования, в соответствии с определенным темпом, поднимая то одну, то другую ногу. Те же движения могли проделываться с обручами, прутьями, флагами.
Во главе общего танца находился «король», который, как дирижер, распоряжался музыкой, указывая на размеры движений танцоров. На конкретные движения ног внимание обращалось мало.
В 1350 году чума навела тяжелейшее отчаяние на Мюнхен. Тогда бондари вышли на улицу и стали своими танцами развлекать горожан. Это действие принесло реальную пользу в поднятии духа, вследствие чего бондарям дали право один раз в семь лет устраивать танцы на улицах города, что они и проделывают до сих пор (по данным 1914г.).
Одним из таких танцев-развлечений бондарей был «танец со стаканом на голове»: танцор выделывал всевозможные «па», пролезал в «воротики» — основная его задача при этом состояла в том, чтобы не пролить ни капли из кружки. Нечто похожее на контрданс, исполнявшееся сначала перед королевским дворцом, потом перед домами министров и прочих знатных лиц. В конце танца обручи и гирлянды, также участвовавшие в качестве атрибутов, ломались на куски, которые разбрасывались народу, жадно хватающему цветы.
В истории общественной жизни Европы Германия, Франция и Италия стояли во главе всех государств, поэтому все, что касается их, может быть смело перенесено и на другие страны.
Склонный к развлечениям жизнерадостный француз (или германец) любил танцы, как необходимый спутник праздников и увлекательное занятие в часы отдыха и досуга, и никакие церковные запреты не могли этому помешать.
Средние века можно назвать цветущей эпохой танцев в Европе, особенно во Франции и Германии.
Кроме танцев с мистическим оттенком, начиная с XII века, во Франции танцевали «les caroles»: цепь танцоров водила то сомкнутые, то разомкнутые хороводы, то медленно, то быстро припрыгивая, вместе мужчины и женщины. Впереди цепи шел запевала, припев его песни подхватывали все танцующие. Кароли являлись обязательным десертом после любой пирушки.
Также танцевали бранли, образовавшиеся из каролей. Это тоже род хороводов, каждый из которых имел персональное название (простой, веселый, прачек, башмачников, гусей, лошадей, с факелами и пр.), также это могли быть танцы на одну или несколько пар, медленные или веселые. «Веселый бранль» современниками описывался примерно так: «одна нога танцора всегда казалась в воздухе» из чего можно заключить, что они в такт двигались вперед, перепрыгивая с ноги на ногу, причем одна нога оставалась в полусогнутом виде, как будто делала паузу. Как правило, при исполнении бранлей участвующие пели.
Во время обедов исполнялись вокальные и инструментальные концерты, на вечерние же рауты приглашали также балетных артистов (за плату).
В целом, все средневековые танцы были незатейливы, народ развлекался просто, постоянно смыкаясь в хороводы. Попытки ввести парные танцы долгое время не удавались, особенно в Германии, где они жестко преследовались и танцующие нередко подвергались штрафу. Первое упоминание танцев на две пары относится к XV веку — эти танцы отличались тем, что каждый проделывал свои «па» отдельно от партнера. Можно усмотреть следующий переход: от средневековых народных танцев к придворным танцам XVI и других веков, далее к классической хореографии и, наконец, к балету.

С.Н.Худеков. История танцев. Ч.2. СПб., 1914.

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий