Выездная торговля в Михайловском райпо — одно из наиболее важных направлений работы. И речь здесь не о прибыли, как раз ее от автолавки ждать не приходится. Магазин на колесах привозит товары в небольшие населенные пункты, часто это единственный источник продуктов питания и бытовой химии для местных жителей.

Ранним утром водитель и продавец собираются на выезд. Загружают товары в автомобиль, внимательно сверяясь со списком пожеланий постоянных клиентов, и уточняют маршрут. Кстати, у автолавки практически все клиенты постоянные. Марина Демьяхина работает продавцом выездной торговли Михайловского райпо пять с половиной лет. За это время она успела выучить имена и отчества всех покупателей, их предпочтения и характеры. Марину Викторовну ждут в деревнях и селах, автолавку иногда встречают прямо на дороге.
— В восемь часов выезжает автолавка на маршрут. Первый пункт — Павелково, деревень сегодня много, объезд большой, бабулек много, все ждут. Наша автолавка выезжает на маршрут четыре раза в неделю: во вторник, среду, четверг и пятницу. Обычно товаров на всех хватает, все продукты есть, да и уже знаем, кто, что и сколько покупает. Бывают индивидуальные заказы: холодильники, диваны. Эти покупки тоже доставляем.
Там, куда мы приезжаем, магазинов нет. Конечно, и бензин дорогой, и обслуживание автомобиля, и наценка у продуктов небольшая. Но хлеб-то все равно бабулям надо везти. Работа моя мне очень нравится. Нас люди ждут. Даже если где-то бездорожье, я могу позвонить, люди выйдут к тому месту, куда смогла проехать машина. Но есть четыре бабушки, которые сами не могут прийти за покупками, подъезжаем к дому, приносим сумки. Иногда и другие покупатели зимой звонят, просят принести конкретные продукты, потому что из-за снега машина не может подъехать к дому, а по сугробам пожилым людям идти тяжело. Собираю необходимые товары в сумку, и водитель несёт их по сугробам домой покупателям, — рассказала Марина Демьяхина.

Водитель райпо Виктор Панин восемь лет работает в выездной торговле. За автомобилем следит тщательно — проверяет его работоспособность, при необходимости чинит. За все время ни разу не подвел покупателей. «В день проезжаем сто с лишним километров. Сложнее всего, когда дождик и грязь, потому что в непогоду и проехать тяжелее, и сумки с покупками разносить некомфортно. Стараюсь помочь и продавцу, и нашим покупателям», — говорит он, не отвлекаясь от погрузки товаров в автолавку.
Директор Ильичевского ТПО Людмила Горина напрямую работает с Мариной Демьяхиной и Виктором Паниным, ведь автолавка загружается именно на участке Людмилы Алексеевны. О продавце выездной торговли и водителе Людмила Горина отзывается только положительно: «Деревень и сел, где нет магазинов, очень много.
Жителей в таких небольших населенных пунктах мало, зачастую это бездорожье, редко можно проехать по грунтовке на грузовом автомобиле. А так, бывает, и буксуют, трактором их вытаскивают, но всегда привозят необходимые товары. Люди в выездной торговле работают очень порядочные. Виктор Панин — очень внимательный водитель, следит за своим автомобилем. Если он приезжает в семь вечера, то пока не убедится в исправности машины, спать не ляжет. Ну а Марина Демьяхина всегда старается привезти то, что просят покупатели. Она очень вежливая и внимательная.
Но от выездной торговли прибыли мы не ждали и не ждем, просто работаем для того, чтобы доставить товары первой необходимости пожилым и одиноким людям. Люди автолавку ждут, если случается малейшее отклонение от графика, то жители сразу начинают нам звонить, выяснять, в чем дело».
Огромное социальное значение выездной торговли неоспоримо. Люди, которые работают в этой сфере, открытые, отзывчивые, умеющие слышать своих клиентов. Пожалуй, они ближе других продавцов общаются с покупателями. Автолавку ждут в каждом населенном пункте. Жители сел и деревень уверены, что все их заказы будут выполнены, а продавцы точно знают, что работа их необходима.
Ольга Чекучинова. Фото автора. «Михайловские вести», №27 (10863) пятница 5 июля 2019