За два года существования нашего проекта «Будем искать!» мы посетили более ста недействующих храмов, расположенных в самых разных, порой очень укромных и труднодоступных уголках Рязанской области. Мы поставили себе цель сохранить разрушающиеся храмы для потомков, хотя бы с помощью фотографий и видеозаписей, собрать всю возможную информацию об их истории, а там, где это возможно, помочь местным жителям в восстановлении их святынь.
Во время наших путешествий было немало интересных случаев. Порой курьезных — например, когда нас принимали за вражеских шпионов и выходили к нам с двустволкой наперевес, а порой и печальных, когда местные просто не знали, что в их населенном пункте есть храм, ведь для них он давно превратился в какие-то непонятные развалины. А бывало, к нам подходили с вопросом. когда мы приступим к реставрационным работам или хотя бы приведем всё в порядок. ведь «вам за это деньги платят…». Объясняешь, что не только не платят, а свои вкладываем — на бензин, на покупку инвентаря для волонтёрских выездов и тому подобное, а проектом мы занимаемся на добровольных началах, в свободное от основной работы время. Тогда спрашивают: «Так на кой вам это надо?» А просто потому, что больно смотреть на разрушающиеся святыни и хочется сделать хотя бы то. что в наших силах, чтобы если не предотвратить их исчезновение, то хотя бы в каком-то виде их запечатлеть. Однако не все верят…
За это время в приходской жизни произошли значимые события: Богослужения с 2000 (2020?} года совершаются в историческом здании храма, но пока ещё по соседству с Домом культуры. Вопрос с переходом светского учреждения ещё не решён. Отец Алексий считает, что это дело времени и молитв жителей села. Для полноценной литургической жизни здесь всё есть.
За прошедший год было проведено немало работ по обустройству храма и территории возле него. Приобретены большая храмовая икона и Голгофа. Немногочисленный, но активный приход старательно помогает настоятелю. Так было и в день престольного торжества. Сразу же после Божественной литургии, крестного хода и освящения плодов, богомольцам была предложена праздничная трапеза.
В ХХ веке церковь закрыли и в дальнейшем приспособили под дом культуры.
В 2017 году часть здания была передана Рязанской епархии и начались активные работы по восстановлению храма. Силами прихожан, благодетелей и жителей села храм был подготовлен к богослужениям.
О Богоявленском храме села Чурики Михайловского района были наслышаны, но лично посетить все как-то возможности не представлялось. Хотя, надо отдать должное, местный глава Петр Васильевич Кондрашкин. он же по совместительству церковный староста, давно нас звал к себе в гости. В начале июля, посвятив часть отпуска любимому проекту, удалось добраться и до Чуриков, и стоит сразу заметить, совсем не зря. Но обо всем по порядку…
Собираясь в очередную поездку, мы. как правило, досконально изучаем нам предстоит посетить. Не стали исключением и Чурики. Известный труд Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» был довольно лаконичен: данный населённый пункт известен с 1646 года под названием Новый Починок Становых, в 1676 году здесь уже была деревянная Богоявленская церковь и прежнее название заменяется на Чурики. После пожара, случившегося в 1839 году, тут была построена новая деревянная церковь, а в 1878 году начато масштабное строительство нового кирпичного храма. Строительство было окончено в 1884 году.
Храм отличался внушительными размерами, но при этом не выглядел громоздким, напротив, он казался устремленным ввысь. Здесь было три придела — главный освящен в честь Бого явления Господня, а два других в честь Николая Чудотворца и святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Последний придел был освящён в 1899 году, что позволяет сделать вывод что строительство церкви шло поэтапно и основательно. Была здесь также построена высокая колокольня со звонницей, о некоторых колоколах которой сообщали заметки в «Рязанских епархиальных ведомостях», в частности, был здесь колокол в 115 пудов, а также настоящий исполин в 309 пудов. К слову, сколько всего интересного можно узнать, неспешно листая дореволюционные «Ведомости». К примеру, на одной странице есть сообщение о назначении в Чурики недавно рукоположенного дьякона Иоана Безсребренникова, а чуть выше говорится о направлении к своему первому месту служения в село Уляхино Касимовского уезда будущего святого исповедника отца Петра Чельцова…
Немало заметок можно найти и о двух священниках Богоявленской церкви — Феодоре Иоанновиче и Феодоре Феодоровиче Черкасовых. Феодор Иоаннович служил в Чуриках более 48 лет. был благочинным, осуществил постройку нового храма и всегда радел за свою духовную паству. Его сын Феодор Феодорович также выбрал для себя стезю священства, так же. как и отец, стал настоятелем Богоявленского храма, но был расстрелян безбожниками на Бутовском полигоне.
Вот теперь, вооружившись теоретическими знаниями, можно отправляться в путь.
В прошлом году мы немного поснимали в Михайловском районе, поэтому местная география нам хорошо знакома. Шумная «волгоградка» остается позади, и мы съезжаем на прямую дорогу до Чуриков. Само село ещё только виднеется на горизонте, а большой поклонный крест уже легко различим на фоне классического русского пейзажа — поля, посадки, чуть дальше виден песок, и где-то неподалёку от него поблёскивает речка. Незамысловатые виды, но как они близки и дороги после шумного города.
Но на долгое любование пейзажами. к сожалению, времени нет, грозная туча виднеется вдалеке, а дождь может существенно нарушить наши планы съёмок, поэтому прибавляем газу и въезжаем в село. И здесь сразу бросается в глаза одна любопытная особенность. Чурики разительно отличаются от абсолютного большинства наших сёл и деревень: не видно брошенных полуразвалившихся домов, хорошая асфальтовая до рога. И нет. это не коттеджный посёлок зажиточных горожан, это именно добротное русское село, каким оно должно быть, и это не может не радовать.
Церковь располагается в центре села, она хорошо видна с окраин. К ней мы и направляемся, заодно звоним Петру Васильевичу, сообщаем о нашем приезде. Теперь мы наконец можем познакомиться с местным старостой и главой села в реальной жизни. Он нас уже ждёт, после приветствий вместе идём к храму.
Ещё не так давно Богоявленский храм стоял в руинах и ничем не отличался от своих собратьев по несчастью, которые пришлись не по нраву советской власти. Однако за несколько лет Петр Васильевич со своими помощниками сделали очень много для того, чтобы возродить храм о былом великолепии. Сейчас здесь уже периодически совершаются службы, практически полностью отреставрирован алтарь, проведены грандиозные по своей значимости работы в средней части храма. Снаружи тоже с делано немало. Главное — восстановлена кровля, да и золочёный крест уже давно возвышается над куполом. Безусловно, необходимо ещё немало потрудиться, но община не унывает, весной чуриковцы получили грант от Фонда Президентских грантов, который позволит продолжить восстановительные работы.
Осмотр и съёмки храма закончены, и многоопытный Петр Васильевич приглашает нас на трапезу, после которой едем к ещё одной достопримечательности села — месту, где когда-то находился дом святой Наталии Скопинской, а ныне стараниями Петра Васильевича и его помощников получилось выстроить настоящий мемориальный комплекс.
Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Козлова) была прославлена как Наталия Скопине кая, хотя, наверное, правильнее было бы Чуриковская. Село некогда входило в Скопинский уезд, но мученический подвиг святой Наталии целиком связан с Чуриками. Родилась она в этом населённом пункте 12 сентября 189$ года в крестьянской семье. С успехом окончила местную трёхлетнюю школу, благодаря чему хорошо выучилась писать и читать. С удовольствием обращалась она к книгам Священного Писания и другой духовной литературе. Наталия всегда отличалась трепетной любовью к Богу, с радостью посещала богослужения, поэтому неудивительно, что община избирает её старостой Богоявленской церкви — происходит это, когда по всей стране уже вовсю свирепствует богоборческий режим. Как и везде, советская власть не оставила в покое местную церковь. которую сначала превратили в зернохранилище, а затем и вовсе постановили закрыть. Этому всеми сипами пытались помешать Наталия Ивановна и другие прихожане. Однако коммунистический режим такого не прощал, и большинство активных верующих были задержаны, а затем расстреляны на Бутовском полигоне. Была среди них и Наталья Ивановна.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова была включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. Ныне её икона находится в возрождающемся храме и особо почитаема прихожанами.
Напоследок Пётр Васильевич показал еще немало интересного — старую угольную шахту, два источника с удивительно вкусной водой, а также сторожевые холмы, где некогда стояли наши дозоры, вглядываясь в окраины дикого поля, чтобы заблаговременно предупредить о приближении неприятеля сигнальными кострами.
Вот такие они — Чурики. Отсюда действительно не хочется уезжать. Неброская, но при этом такая родная природа, возрождающийся храм со своей святой, открытые и трудолюбивые люди, которые с успехом добиваются того, к чему иные и подступиться боятся.
16 сентября в Чуриках будет широко отмечаться день памяти мученицы Наталии Скопинской. Все желающие могут приехать в этот день сюда, чтобы воочию увидеть эти удивительные места и познакомиться с людьми, которые своей беспримерно активной деятельностью вселяют надежду на будущее. Кстати, присоединиться можно и виртуально: в социальной сети «ВКонтакте» доступно сообщество Богоявленского храма, которое активно пополняется новыми материалами.
Максим Кузнецов. Газета «Благовест» № 9 ( 357 ) сентябрь 2023г.