Вселяющий надежду

За два года существования нашего проекта «Будем искать!» мы посетили более ста недействующих храмов, расположенных в самых разных, порой очень укромных и труднодоступных уголках Рязанской области. Мы поставили себе цель сохранить разрушающиеся храмы для потомков, хотя бы с помощью фотографий и видеозаписей, собрать всю возможную информацию об их истории, а там, где это возможно, помочь местным жителям в восстановлении их святынь.

Богоявленском храме села Чурики
Богоявленском храме села Чурики

Во время наших путеше­ствий было немало инте­ресных случаев. Порой курьезных — например, когда нас принимали за вражеских шпионов и выходили к нам с двустволкой наперевес, а по­рой и печальных, когда местные просто не знали, что в их насе­ленном пункте есть храм, ведь для них он давно превратился в какие-то непонятные развали­ны. А бывало, к нам подходили с вопросом. когда мы приступим к реставрационным работам или хотя бы приведем всё в по­рядок. ведь «вам за это деньги платят…». Объясняешь, что не только не платят, а свои вкла­дываем — на бензин, на покупку инвентаря для волонтёрских выездов и тому подобное, а про­ектом мы занимаемся на добро­вольных началах, в свободное от основной работы время. Тогда спрашивают: «Так на кой вам это надо?» А просто потому, что больно смотреть на разрушаю­щиеся святыни и хочется сделать хотя бы то. что в наших силах, чтобы если не предотвратить их исчезновение, то хотя бы в каком-то виде их запечатлеть. Однако не все верят…
За это время в приходской жизни произошли значимые события: Богослужения с 2000 (2020?} года совершаются в историческом здании храма, но пока ещё по соседству с Домом культуры. Вопрос с переходом светского учреждения ещё не решён. Отец Алексий считает, что это дело времени и молитв жителей села. Для полноценной литургической жизни здесь всё есть.
За прошедший год было проведено немало работ по обустройству храма и территории возле него. Приобретены большая храмовая икона и Голгофа. Немногочисленный, но активный приход старательно помогает настоятелю. Так было и в день престольного торжества. Сразу же после Божественной литургии, крестного хода и освящения плодов, богомольцам была предложена праздничная трапеза.
В ХХ веке церковь закрыли и в дальнейшем приспособили под дом культуры.
В 2017 году часть здания была передана Рязанской епархии и начались активные работы по восстановлению храма. Силами прихожан, благодетелей и жителей села храм был подготовлен к богослужениям.
О Богоявленском храме села Чурики Михайловского района были наслышаны, но лично по­сетить все как-то возможности не представлялось. Хотя, надо отдать должное, местный глава Петр Васильевич Кондрашкин. он же по совместительству цер­ковный староста, давно нас звал к себе в гости. В начале июля, по­святив часть отпуска любимому проекту, удалось добраться и до Чуриков, и стоит сразу заметить, совсем не зря. Но обо всем по порядку…
Собираясь в очередную поездку, мы. как правило, досконально изучаем нам предстоит посетить. Не ста­ли исключением и Чурики. Из­вестный труд Иоанна Добролю­бова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» был доволь­но лаконичен: данный населён­ный пункт известен с 1646 года под названием Новый Починок Становых, в 1676 году здесь уже была деревянная Богоявленская церковь и прежнее название заменяется на Чурики. После пожара, случившегося в 1839 году, тут была построена новая деревянная церковь, а в 1878 году начато масштабное строи­тельство нового кирпичного храма. Строительство было окончено в 1884 году.
Храм отличался внушитель­ными размерами, но при этом не выглядел громоздким, напро­тив, он казался устремленным ввысь. Здесь было три придела — главный освящен в честь Бого явления Господня, а два других в честь Николая Чудотворца и святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Последний при­дел был освящён в 1899 году, что позволяет сделать вывод что строительство церкви шло поэтапно и основательно. Была здесь также построена высокая колокольня со звонницей, о некоторых колоколах которой сообщали заметки в «Рязанских епархиальных ведомостях», в частности, был здесь колокол в 115 пудов, а также настоящий исполин в 309 пудов. К сло­ву, сколько всего интересного можно узнать, неспешно листая дореволюционные «Ведомости». К примеру, на одной странице есть сообщение о назначении в Чурики недавно рукоположен­ного дьякона Иоана Безсребренникова, а чуть выше говорится о направлении к своему первому месту служения в село Уляхино Касимовского уезда будущего святого исповедника отца Петра Чельцова…
Немало заметок можно найти и о двух священниках Богоявлен­ской церкви — Феодоре Иоанно­виче и Феодоре Феодоровиче Черкасовых. Феодор Иоаннович служил в Чуриках более 48 лет. был благочинным, осуществил постройку нового храма и всегда радел за свою духовную паству. Его сын Феодор Феодорович также выбрал для себя стезю священства, так же. как и отец, стал настоятелем Богоявлен­ского храма, но был расстрелян безбожниками на Бутовском полигоне.
Вот теперь, вооружившись теоретическими знаниями, мож­но отправляться в путь.
В прошлом году мы немного поснимали в Михайловском районе, поэтому местная гео­графия нам хорошо знакома. Шумная «волгоградка» остается позади, и мы съезжаем на пря­мую дорогу до Чуриков. Само село ещё только виднеется на горизонте, а большой поклон­ный крест уже легко различим на фоне классического русского пейзажа — поля, посадки, чуть дальше виден песок, и где-то не­подалёку от него поблёскивает речка. Незамысловатые виды, но как они близки и дороги после шумного города.
Но на долгое любование пейзажами. к сожалению, времени нет, грозная туча виднеется вдалеке, а дождь может суще­ственно нарушить наши планы съёмок, поэтому прибавляем газу и въезжаем в село. И здесь сразу бросается в глаза одна любопытная особенность. Чу­рики разительно отличаются от абсолютного большинства наших сёл и деревень: не видно брошенных полуразвалившихся домов, хорошая асфальтовая до рога. И нет. это не коттеджный посёлок зажиточных горожан, это именно добротное русское село, каким оно должно быть, и это не может не радовать.
Церковь располагается в центре села, она хорошо видна с окраин. К ней мы и направляемся, заодно звоним Петру Васильевичу, сообщаем о нашем приезде. Теперь мы на­конец можем познакомиться с местным старостой и главой села в реальной жизни. Он нас уже ждёт, после приветствий вместе идём к храму.
Ещё не так давно Богоявлен­ский храм стоял в руинах и ничем не отличался от своих собратьев по несчастью, ко­торые пришлись не по нраву советской власти. Однако за не­сколько лет Петр Васильевич со своими помощниками сделали очень много для того, чтобы возродить храм о былом велико­лепии. Сейчас здесь уже перио­дически совершаются службы, практически полностью отреставрирован алтарь, проведены грандиозные по своей значимости ра­боты в средней части хра­ма. Снаружи тоже с делано немало. Главное — восста­новлена кровля, да и зо­лочёный крест уже давно возвышается над куполом. Безусловно, необходимо ещё немало потрудиться, но община не унывает, весной чуриковцы по­лучили грант от Фонда Президентских грантов, который позволит про­должить восстановитель­ные работы.
Осмотр и съёмки храма закончены, и многоопыт­ный Петр Васильевич приглаша­ет нас на трапезу, после которой едем к ещё одной достоприме­чательности села — месту, где когда-то находился дом святой Наталии Скопинской, а ныне стараниями Петра Васильевича и его помощников получилось выстроить настоящий мемори­альный комплекс.
Святая мученица Наталия
Святая мученица Наталия
Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Коз­лова) была прославлена как Наталия Скопине кая, хотя, наверное, правильнее было бы Чуриковская. Село некогда вхо­дило в Скопинский уезд, но мученический подвиг святой На­талии целиком связан с Чуриками. Родилась она в этом населён­ном пункте 12 сентября 189$ года в крестьянской семье. С успехом окончила местную трёх­летнюю школу, благодаря чему хорошо выучилась писать и чи­тать. С удовольствием обраща­лась она к книгам Священного Писания и другой духовной ли­тературе. Наталия всегда отлича­лась трепетной любовью к Богу, с радостью посещала богослуже­ния, поэтому неудивительно, что община избирает её старостой Богоявленской церкви — проис­ходит это, когда по всей стране уже вовсю свирепствует богоборческий режим. Как и везде, советская власть не оставила в покое местную церковь. которую сначала превратили в зернохра­нилище, а затем и вовсе постано­вили закрыть. Этому всеми сипа­ми пытались помешать Наталия Ивановна и другие прихожане. Однако коммунистический ре­жим такого не прощал, и боль­шинство активных верующих были задержаны, а затем рас­стреляны на Бутовском полиго­не. Была среди них и Наталья Ивановна.­
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявлен­ского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова была вклю­чена в Собор новомучеников и исповедников Российских. Ныне её икона находится в воз­рождающемся храме и особо почитаема прихожанами.
Напоследок Пётр Васи­льевич показал еще немало интересного — старую угольную шахту, два источника с удивительно вкус­ной водой, а также сторожевые холмы, где некогда стояли наши дозоры, вглядываясь в окраины дикого поля, чтобы заблаговре­менно предупредить о прибли­жении неприятеля сигнальными кострами.
Вот такие они — Чурики. От­сюда действительно не хочется уезжать. Неброская, но при этом такая родная природа, возрож­дающийся храм со своей святой, открытые и трудолюбивые люди, которые с успехом добиваются того, к чему иные и подступиться боятся.
16 сентября в Чуриках будет широко отмечаться день памяти мученицы Наталии Скопинской. Все желающие могут приехать в этот день сюда, чтобы воочию увидеть эти удивительные ме­ста и познакомиться с людьми, которые своей беспримерно активной деятельностью все­ляют надежду на будущее. Кста­ти, присоединиться можно и виртуально: в социальной сети «ВКонтакте» доступно со­общество Богоявленского храма, которое активно пополняется новыми материалами.

Максим Кузнецов. Газета «Благовест» № 9 ( 357 ) сентябрь 2023г.

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (4 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий