Если обратиться к истории нашей страны, то выяснится, что мы чрезвычайно мало знаем о жизни наших далёких предков, об их обычаях и верованиях, тяжком труде и жизненном укладе, традициях и взглядах.
Предки наши, как известно, были язычники. Ими был создан культ природы, солнца, земли, рек и озёр, то есть всего того, что было важно для повседневной жизни и работы людей. А главным занятием жителей Древней Руси было земледелие и скотоводство. Поэтому первые народные праздники были тесным образом связаны с культом земледелия. Так возникли ежегодные ритуалы, основанные на смене врёмён года: праздник весны, лета, осени и зимы. В каждый сезон проводились свои земледельческие работы, и все они были важны для крестьянина. Особенно отмечался праздник урожая, от которого зависела жизнь сельского жителя. Другим важным элементом были моления о дожде, ведь засуха могла погубить весь урожай и обрести людей на голодную смерть. Это время приходилось на период от начала мая до начала августа.
Особняком стояли дни поминовения родственников — Радоницы. Эти дни на Руси считались священными и особенно чтились нашими далёкими предками. С принятием христианства новые церковные праздники пытались заменить языческие, но полностью этого сделать не смогли. В результате образовалась сложная смесь из языческих и христианских праздников, которые наложились друг на друга и отражали одновременно старые и новые верования. И хотя языческие праздники стали преследоваться православной церковью, полностью искоренить их оказалось невозможно.
Церкви приходилось даже считаться с языческими традициями и учреждать специальные православные праздники для замены языческих празднеств. Христианство и язычество мирно уживалось в древних праздниках, связанных с зимой, со встречей весны, первыми полевыми работами и уборкой урожая. Святки, масленица, праздник Ивана Купалы, праздник Ярилы сочетали в себе языческие и христианские черты.
Со временем официальными покровителями земледельческих занятий на Руси сделались святые православной церкви. День памяти какого-нибудь святого соотносился в народе с каким-нибудь природным явлением или определённой сельской работой. За многие годы сложился целый народный календарь, в который вошло множество пословиц и поговорок, посвященных дню определённого святого. Этот календарь с некоторыми изменениями дошел до наших дней.
Олег Полонский май 2005