1 января. Празднование Нового года.
В старину существовал обычай в зимнее время под Новый год от всякого дома приносить на Красную горку по снопу от хлебов злаковых: ржи, ячменя, проса. Обычно несли снопы старые люди. Обвязывали праздничным льняным полотенцем с вышитыми обереженными знаками. Оставлял снопы на ночь. А утром сходились вновь у Красной горки и глядели, какой же хлеб инеем да снегом укрыт? Была примета: тем колосом-хлебом, который больше укроется снегом, будет поле красно летом.
Затем снопы приносили обратно в дом, отрывали от них соломки и складывали их на столе, прикрыв льняным полотенцем. По древнему поверью, если девица вытаскивала соломку, то соломка могла назвать ей имя суженого и указать, какого он росту. Также верили, что в Новогоднюю ночь нечистую силу с метелями зима выпускает из-под коряг лесных, колод гнилых. Собирается нечистая сила на свои последние потехи. Месяц — на ущерб, а нечистая сила — на свет. Говорили старые люди: «Ни крынку, ни чашку на столе к вечеру не оставляй, так как туда может вселиться неведомая сила».
7 января. Рождество Господне.
Это один из самых почитаемых и главных праздников на Руси. Рождеству Христову предшествует сорокадневный пост, который русские люди называют Филипповками, поскольку начало его приходится на следующий день после празднования апостола Филиппа. В России это время холодов, крепких метелей и морозов. Пост этот не особенно тяжелый, как говорят в народе, «больше холодный, чем голодный». Филипповки отличаются особым последним днём накануне Рождества — Сочельником. День строгого воздержания заканчивается редким кушаньем — сочивом. Само слово «сочиво» означает сок или молочко семян. Кушанье с этим соком или молочком считалось обязательным. Готовили его из сока миндального, макового, с мёдом из каши, сваренной из красной пшеницы, ячменя или гречихи, позднее — риса.
Радость Сочельника — в светлом предпраздничном настроении и волнении. Православная рождественская служба совершается ночью, в тот же час, когда произошло само событие — рождение Христа, и заканчивается под утро.
Уставшие и радостные люди собираются под семейным кровом для долгожданного праздничного угощения, разговления после поста. Русский рождественский стол издревле у людей скромного достатка представлен печеной или жареной бараниной, свининой, домашними колбасками, солониной, лапшой с гусиными потрохами. Запивали всё это квасом и крепким пивом. Любили закусывать копченой птицей — утками, гусями, а также ветчиной и вяленым мясом. Заезжие иностранцы дивились невиданной дешевизне съестных припасов на Руси в 16-17 веках. Праздничное народное питьё состояло из простонародного крепкого пива, огромного количества различного вида квасов, ягодных морсов, медовухи и виноградных вин, а также водки. А вообще выбор блюд для праздничного стола зависел от традиций и местных обычаев.
Сразу же после празднования Рождества вплоть до Крещения(19 января) наступал особый период, называемый святками. Святки — наиболее почитаемый праздник у славян, который сопровождался богатым выбором обычаев, обрядов, примет и гаданий. Святки или святые вечера — это дни веселья и священного торжества, приуроченного к христианскому празднику Рожества Христова. Эти дни называются ещё мясоедом. В этом празднике можно наблюдать смешение старинных языческих обрядов с некоторыми евангельскими эпизодами жизни Иисуса Христа. Языческие святки всегда сопровождались гаданиями, играми, наряжанием и прочими забавами, и эта сторона праздника не имела ничего общего с христианскими представлениями о смысле евангельского праздника. Само слово «святки» говорит нам о святости дней в связи с великим событием в христианском мире — рождением Иисуса Христа. Но в глубокой древности зимние святки представляли собой длительный период заклинаний, во время которого подводились итоги прошедшему году и проводились заклинания на все 12 месяцев следующего года с пожеланием богатого урожая. Длились святки 12 дней.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу праздничного веселья. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. в Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мехоноскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжается дележом сбора.
Исследования свидетельствуют, что языческие святки заимствованы у греков. Ежемесячные римские праздники (календы) стали известны на Руси по переводной литературе. От этого слова произошла народная форма понятия «коляда». Возможно, этот термин связан с понятием «круга солнца». Это слово прочно укоренилось практически у всех славянских народов: у русских, украинцев, сербов, болгар, чехов.
У древних славян также существовали свои ежемесячные праздники наподобие римских календ. Такие коляды-календы предусматривали обязательный сбор продовольствия у жителей той местности, где совершалось празднество, а также заклинания с целью будущего изобильного года. Эти праздники были посвящены древнему божеству — богине плодородия Макоше, которая являлась предшественницей христианской Параскевы-Пятницы.
История календ и коляды приводит к мысли, что в этом обряде отразился весьма архаичный пласт представлений древних народов не только славянского происхождения, но и Западной Европы. Календы существовали у греков и римлян, и обычай наряжаться и надевать маски ещё длительное время продолжал жить в Европе, несмотря на преследования со стороны христианской церкви. Сначала календы отмечались каждое начало месяца, но римский император Юстиниан расширил празднование январских календ на всё время зимних святок — от Рождества до Крещения. А поскольку этот период был эпохой теснейших связей с Византией, то обычай отмечать святки в начале каждого года перебрался в славянские земли.
Сам обряд колядования у русских язычников начинался 24 декабря. Люди начинали славить Коляду. Некоторые источники считают, что Коляда был древним богом пиршеств и мира, но этому нет прямых доказательств. В период колядования группа людей ходила по дворам, пела заклинания и пожелания всяких благ каждому дому. При этом был обязателен сбор съестных припасов в общий мешок, которые потом съедались участниками обряда.
Одной из характерных черт колядования и других святочных игр является ряжение — надевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок, шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. В этих играх у колядных костров принимали участие и женщины, что подтверждает связь праздника с культом богини Макоши. Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах, до наших дней дошли и подлинные маски, сделанные из кожи. Эти маски обшивались мехом или какой-нибудь материей для того, чтобы придать маске вид того или иного животного. Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый размах от первого до шестого января. Во время игрищ производились самые разнообразные обрядовые действия, причем смешение обрядов было настолько сильным, что в наше время не удается установить какую-нибудь систему в обрядах в период святочных дней.
Многие эпизоды новогодних увеселений восходят у славян к разным обрядам. Здесь и сожжение чучела, и сноп, связанный с месяцем жатвы — августом, и соломенная кукла (март). Песни и обряды в период святок вбирают в себя элементы других праздников на протяжении всего года.
В святочные обряды обязательно входило гадание, при помощи которого по каким-нибудь особым искусственным или естественным знакам старались определить своё будущее. Впоследствии, когда на Руси стало распространяться христианство, само гадание постепенно стало превращаться в вид ворожбы. Ворожба же представляла собой действие сверхъестественных враждебных сил и приравнивалась к колдовству, а значит и к бесовскому занятию. Гадание преследовалось церковью, и оно стало постепенно превращаться из языческого обряда в народную забаву. В святочные дни гадание было широко распространено среди народа.
Время гаданий и заклинаний будущего урожая — ночь под Новый год и первое января будущего года. Под руководством 12-ти стариков производились различные обряды и пелись песни в честь «славы хлебов».
Другая тема новогодних гаданий — это замужество, тут гадали на зеркалах, на снах, под окном, при помощи лучины — все эти виды гаданий преследовали в сущности одну цель — узнать своё будущее и свою судьбу. Из древности до нас дошло огромное количество самых разнообразных форм гаданий, которые в святочные дни совершались обычно вечером или ночью.
Надо отметить, что вообще на Руси святки, ряжения, маскарады пользовались огромной популярностью среди народа и даже во времена распространения христианства. Церковь, конечно, всячески преследовала языческие игрища ряженых, но окончательно вытравить веселые святочные проделки и маскарады не смогла.
Русская история указывает нам, что и сам царь Иван Грозный со своими опричниками принимал участие в святочных играх, надевал маски и личины подобно скоморохам и даже казнил своего приближенного Репнина за то, что тот отказался от маскарада. Царь Пётр Первый тоже любил святочные игры и сам активно участвовал в них. Он приказывал наряжать своих приближенных в различные одежды и в сопровождении хора певчих ходил с ними к боярам по домам славить и колядовать.
В разных областях Руси святки имели свои особенности и свои названия. Так, в Новгороде людей, которые ходили до Крещения ряжеными по городу в те дома, где были выставлены зажженные свечи на окнах, называли окрутниками. Окрутники тешили народ шутками, представлениями, плясками и песнями. Под Москвой существовал обычай называть сочельник «колядой» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх зимней одежды в рубашку. Её и выдавали за коляду.
Святки, как и канун Рождества, всегда были наполнены радостью и весельем. В наши дни святки сохранились как христианский церковный праздник несмотря на то, что в нём присутствуют элементы древних языческих культов и связанных с ними обрядов. В течение веков народные и церковные установления настолько тесно переплелись, что в настоящее время их трудно различить. Но тем не менее, этот симбиоз язычества и христианства является характерным для русских традиций.
19 января. Крещение.
По народным приметам ясная и холодная погода — к засушливому лету, пасмурная и снежная — к обильному урожаю. В этот праздник памяти Крещения Спасителя подавали на стол крестильную кутью на молоке с маслом, яйцами и сливками. Пекли всевозможные сдобные пирожки и булочки, которым старались придать самые неожиданные формы цветка, колечка и т.д.
23 января. Григорий.
Иней выпадет — к сырому лету, ветер с юга — к грозовому, дождливому лету.
24 января. Федосья.
На Федосью тепло — к ранней весне.
25 января. Татьяна.
На Татьяну солнышко — к раннему прилёту птиц. Если на Татьяну снег — к дождливому лету. Татьяна считается покровительницей студентов. В Москве в здании университета на Моховой улице в 1887 году была устроена церковь св. Татьяны, праздник которой падает на 25 января — день подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского Университета. С тех пор мученица Татьяна, римлянка, жившая в первой половине 3-го века, сделалась покровительницей Московского Университета. Татьянин день широко отмечается сегодня в студенческой среде.
Олег Полонский