В старину называли апрель снегогоном за быстрое таяние снегов. Старые люди про апрель говорили: «Отмыкает апрель ключи и воды, гонит снег. Обновляется земля». Мокрый апрель — хорошая пашня. Апрель с водою — май с травою. Апрель тёплый, май холодный — год хлебородный. Коли весна раньше Благовещения станет — много ещё морозов будет впереди. Весной паутины много летит — жаркое лето на пороге стоит. Гроза лягушке квакать велит. Жаворонок на заре не запел — жди ненастную канитель. Дубовый лист впереди ясенева распускается — сухое лето надвигается. А в деревнях крестьянки торопились выбелить холсты. «Стели кросна по морозам», — учит поговорка. Холсты вымерзнут и станут мягче, белее. Так и бабий нрав по весне: «мол, солнышко угреет и выморозит апрель бабьи надсады, суровины с бабьих лиц смоет, и светлыми станут угляды бабьи». «В апреле весна не облыжная (не обманная)», — сказывали в деревне. Каков день, такова вся неделя и конец месяца.
Снег от земли, лёд от воды отстаёт в апреле. Полезно пробежаться босиком по снегу. И потому бабушки своих внучат под яркое солнце выгоняли в апреле пробежаться босыми на улицу. Уходили прочь простуда и кашель.
1 апреля. Дарья — грязная прорубница.
К этому времени в деревне оттаивает в большом количестве скопившийся за зиму помёт животных. Каков день 1 апреля, таков и 1 октября. Не видно ночью звёзд — жди тёплой погоды.
2 апреля. Фотима — волчья сыть.
По поверьям в этот день волчица считает своих волчат. Сурова волчица, и лучше в лес в это время не ходить.
3 апреля. Фома лихорадки гонит.
В этот день гнали худые, злые силы с полей, от скотины и от людей.
4 апреля. Василий солнечник.
Солнце на Василия — «Солнечник в кругах» — к урожаю хлебов. Василий-солнечник капелью велик. Выходили в этот день смотреть на солнце. Если дом был ветхим, и надо было заново строиться, то смотрели, где новый дом срубить. Если капель с крыши падала и ударялась о землю, то в этом месте дома не рубили. Считали, что место это с годами подпустит воду — тут проторённый путь водице к глуби земной.
5 апреля.
Зяблик прилетает — окончательно весна наступает. Зазывали птиц ко крылечку, потчевал крошками, зёрнышками, льняным семенем.
6 апреля. Канун Благовещения.
В этот день по обычаю в старину жгли костры за дворами, обходили избы кругами.
7 апреля. Благовещение.
В древние времена так можно было назвать всякую благую весть, извещение о добром и радостном событии. Но слово это утвердилось в нашем языке только в одном значении: как название великого христианского праздника, установленного в память о вести, которую Дева Мария получила свыше о будущем рождении ею Божественного Сына Иисуса Христа. Праздник этот весенний. На Благовещение по народным приметам «весна зиму поборола». Коли на Благовещение снег на крышах, то на Егория будет ещё снег на полях. Благовещение без ласточек — к холодной весне, коли град — к тёплому лету. Если в этот день иней или туман — к урожайному году. Если ветер холодный — жди лето холодное, и наоборот, тёплый южный ветер обещает хорошее лето. Если небо безоблачно, ярко светит солнце — быть лету грозному. Всё оживает и обновляется в природе после долгой зимы. Теплее светит солнце, тает снег, длиннее становится день. Среди дней Великого поста Благовещение — праздник радостный, предвещающий скорую Пасху. И уже тысячу с лишнем лет в этот день звучит в русских храмах торжественное песнопение в честь Богоматери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». В этот день по народному поверью, как на Пасху, солнце играет. Нельзя девкам косы плести, птица — и та гнезда не завивает. Было поверье: «Коли птица на Благовещение гнездо завьёт, то крылья у неё ослабнут, и тогда ни летать, ни порхать ей, век свой по земле ходить».
Ликует природа, веселится и торжествует всё творение. Переживание праздника в народе было так велико, что в некоторых местностях на Руси пасхальный обычай выпускать на волю птиц совершался уже на Благовещение.
Просфора. (Просвира)
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа).
В православном культе пшеничный хлебец из крутого теста, употребляемый в так называемом таинстве причащения и в других религиозных обрядах. Название связано с существовавшем во времена раннего хрестианства обычаем приходить в храм с хлебом, вином и другими приношениями для надобностей культа, и для общей трапезы.
На юге России с этого дня переставали топить печи в домах и переходили спать в не отапливаемые клети и сени, что и отразилось в старинном присловье — » на Благовещение под дымом не сидят». А убеждение, что с «Благовещения огня не дуют», означало, что с праздником этим приходят светлые, долгие дни, и нет необходимости ни утром, ни вечером в искусственном освещении жилья. Хотя эта примета только для южных областей России. Часто сам праздник приходился на далеко не всегда солнечную погоду, нередко ещё лежал кое-где снег, день случался сырой, туманный, с капелью.
По благовещенской погоде по всей Руси примечали, каким быть лету, судили об урожае хлебов, овса, грибов и ягод. Крестьяне приносили из церкви домой праздничную благовещенскую просфору, но не съедали сразу, а хранили под образами до первого сеяния хлебов. Тогда клали просфору в лукошко с семенами, чтобы они освятились и дали обильные всходы. До конца прошлого столетия дожили некоторые благовещенские народные обычаи с примесью дохристианских языческих обрядов. К ним относится сжигание соломенных постелей, на которых проспали всю зиму, сжигание обуви и особенно прыганье через огонь. Согласно древним поверьям в этих обычаях выражается вера в очистительную силу огня, свойственная языческим религиям. Христианская церковь не особенно осуждала эти пережитки язычества, считая их больше забавой, игрой, народным развлечением. Тем более, что телесное «утешение», то есть послабление в посте, разрешалось на Благовещение, несмотря на время строгого Великого поста. Всем можно есть в этот день рыбу, употреблять растительное масло и вино. Соединив языческое и христианское, Благовещение сделалось любимым и почитаемым праздником на Руси.
8 апреля. Архангел Гавриил.
По народным поверьям в день памяти архангела Гавриила нельзя прясть, а то оттянет руки сухота.
11 апреля. Слушание берёз.
В этот день все собирались и шли за берёзовым соком, так как с древности известны его лечебные свойства. Берёзовым соком отпаивали больных, чистили кровь, выгоняли немощь из желудка. Сложено немало песен о берёзе, о её пользе и красоте.
14 апреля. Марья — зажги снега. Начало половодья.
18 апреля. Федул.
В народе говорили: » Пришел Федул — тепляк подул». В этот день в сельской местности растворяли оконницу, заговаривали её беречь избу от гнилых ветров, от нечистой силы.
20 апреля. День Акулины.
В этот день по народным представлениям просыпаются русалки. В деревнях, по поверью, ходили женщины на реку, чтобы одарить русалок хлебом, чистой тряпицей от рубахи или полотенца. За это русалки остерегут детей от глубокой воды и не дадут утонуть.
24 апреля. Вербное воскресенье.
Этот церковный праздник в христианстве называется Вход Господа в Иерусалим. Он совершается за неделю до праздника Пасхи и посвящен земным последним дням Иисуса Христа. Согласно Евангелию, Иисус Христос перед своей мученической кончиной прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. От обычая употреблять в этот праздник ветви финиковой пальмы он называется неделей «цветоносною» или «цветной», а в просторечье «Вербным воскресеньем». Пальмовые ветви в России заменялись вербами, так как верба ранее других древесных ветвей даёт почку.
«Вербное воскресенье» полностью зависит от Пасхи, а Пасха, в силу определённых причин, каждый год приходится на разные числа апреля и мая. В нынешнем 2005 году «Вербное воскресенье» попадает на 24 апреля, то есть ровно за неделю до Пасхи.
Олег Полонский