Июль — макушка лета. Называли его сенозарником. Говаривали так: «Июнь с носом по лугам пошел, а июль с серпом по лугам побежал». У крестьянина в это время забот с лихвой. В свою колотушку бьёт пастух ни свет ни заря. Стало быть, прежде надо скотину обрядить, а после — по росе на покос спешить. Ведь недаром предками сказано: » Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой». Роса силами травы ведает. Называют июль и грозником. Настоящий дождь без грозы не приходит. Отсюда и примечали: глухой гром — к тихому дождю, гулкий — к ливню. Коли гремело протяжно — считали, что на долгое ненастье. Гром беспрерывен, ходу не сбавляет — на землю град повалит. А редкий гром, короткий, словно кто в лесу по дереву обухом ударяет, силу срубленного дерева проверяет, такой гром — к вёдру. В июле зацветает липа. Внезапно поднимается круто пыль, несется неведомо откуда тёмная туча, и уже свищет горячий ветер, блестит молния. Грозник набирает силу.
6 июля. Аграфена-купальница.
В стародавние времена избы в этот день украшали венками из травы и цветов. И виделось, будто на телеге, устланной скошенной травой, охапками цветов, едет русская красавица Аграфена и Иваном Купалой свидеться.
К 6 июля травы и коренья набирают сок. Считалось, что в этот день нечистая сила собиралась портить людей и скотину, тешиться над девками и парнями, водить их по лугам к болотному омуту. В двери стучится болотная нечисть, засов отодвигает, плачет и хохочет. По народному поверью, избу надобно от нечистой силы уберечь. Для этого рвали и связывали чертополох и крапиву, устилали порог, втыкали в оконные щели. Чтобы предохранить скотину и малых ребят от порчи, подрезали шиповник, рвали крапиву, чертополох и складывали кучу посредине деревни. Затем заставляли сначала через неё прыгать ребятишек, а после прогоняли скотину. Верили, что Аграфена-купальница изгонит травами телесную нечистоту.
7 июля. Иван Купала.
Древний языческий праздник в честь Ивана Купалы отмечается в самую короткую ночь в году — 24 июня по старому стилю. В России после календарной реформы 1918 года Иванов день пришелся по новому стилю на 7 июля, а в других странах оп празднуется, как и прежде, 24 июня. Происхождение имени славянского божества «Купало» или «Купала» по сей день точно не установлено. По одним источникам Купала был бог земных плодов и считался третьим по значению в иерархии славянских богов. Отмечали его в день жатвы и приносили жертвы из некоторых трав, из которых зажигали костёр и плясали вокруг него с песнями. По другим данным слово «Купала» происходит от глагола «купать» и вообще связано с купанием в водоёмах. Так или иначе в народной традиции празднование Ивана Купалы обязательно связано с обрядом массового купания в реке или озере.
Возникновение обычаев, основанных на явлениях природы и коренных идеях человека, имеет древнее происхождение. С давних времён вода и огонь почитались как главнейшие стихии мира, обладающие очистительными свойствами. О этого верования получили своё название купальские огни и омовения, то есть обрядовое купание в воде. Но главные чудеса в Иванов день совершались ночью. Обычно сразу после захода солнца люди начинали собираться около реки и разводили костры. По обычаю девушки приносили большую ветку вербы или ивы, украшали её цветами и лентами. Вокруг веток устраивались хороводы с песнями и плясками. Затем делали деревянную или соломенную куклу, украшали её голову венками и одевали в широкую рубашку. Наряженная кукла называлась Купалой, а дерево, под которым её помещали, Мареной. После этого все поочерёдно прыгали через костёр, полагая, что таким образом всё нечистое, что есть в человеке, сгорает в огне.
Ночь на Ивана Купалу, по древним представлениям, считалась чудодейственной. Существовало поверье, что будто бы накануне Иванова дня, в ночь, цветёт папоротник. Что он в эту ночь сияет огненным пламенем и освещает местность. Если его в этот момент сорвать и бежать домой, не оглядываясь, чтобы не увлечь за собой нечистую силу, то цветок папоротника даст возможность его обладателю открывать клады и получать богатство.
Накануне праздника топили бани, парились, воткнув в веники собранную траву, которая считалась целебной. В этот день знахари пытались отыскать так называемую «разрыв траву», против которой, якобы, не сможет устоять ни один замок. Собирали и другие цветы, которые, по мнению поселян, обладали целительной и чудодейственной силой. Эти растения использовались для врачевания людей и скота, а также для чарования и волшебства.
В древние времена праздник заканчивался символическими похоронами самого божества Купала. Спустя века хоронить стали соломенную или деревянную куклу или купальскую березку. На рассвете, по окончании гулянья, её топили в реке, сжигали или разрывали на части и разбрасывали по огородам.
9 июля. Земляничник.
К этому дню в лесах поспевала земляника, и её шли собирать. Землянику почитали за её целебные свойства. Шли за ягодой, пока роса ещё не опала. Собирали на чистую льняную тряпицу, чуть разминали и прикладывали к больному месту. Листья земляники зимой заваривали и пили — этот чай и сил прибавлял, и с сердца боли снимал.
12 июля. Петр и Павел. Петровки
День памяти апостолов Петра и Павла по православному церковному календарю приходится на 12 июля. Этому празднику предшествует непродолжительный и не очень строгий пост, а сам праздник называют Петровками или Петрово говейно. С давних времён этот период времени имел большое значение для жизни русского крестьянина. В Петровки в деревнях начиналась кипучая деятельность на полях, где разворачивался сенокос. С Петрова дня погода устанавливается жаркой, наступают «петровские жары».
В коммерческом плане Петровки имели тоже большое значение, так как в это время всегда происходили петровские торги, то есть устраивались ярмарки с широкой распродажей всевозможных товаров. В юридическом отношении Петров день бывал днём суда, взимания пошлин, а также сроком платежа оброков и податей.
14 июля. Летние Кузьминки.
По народному поверью торопятся в этот день пособники женщин — Кузьма и Демьян к лугам. Ведь начинается покос, а на него полагается одеться празднично. Кузьма с Демьяном косы отбивают, а женщины варят кашу. Каша эта общая. Всем миром крестьянским собирают крупу, масло, молоко, соль. Вместе отведают кашу, чтобы потом разделить между собой долю великих страдных дней.
15 июля. Берегиня.
С давних времён идёт поверье, что в этот день связывала Берегиня между собой два берега и хранила крестьянский род, живущий по берегам рек. От всех напастей. Берегиня берегла крестьянский скот, считалась пособницей рыбакам. На вышитых старинных полотенцах была изображена Мать Берегиня, держащая в руках цветы и травы. Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы, животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала усталость и передавала утреннюю прохладу.
20 июля. Фома серпы ладит.
К этому времени в деревнях приходит пора жатвы. Повсюду звенят наковальни, серпа готовят, да косы точат-отбивают. А покровительствует в этом Фома. Преподобный Фома — персонаж евангельский. Нои в этот день его почитание слилось с народными представлениями о крестьянском труде и сельских заботах.
28 июля. Кирики-Улиты.
День памяти евангельских мучеников Кирика и Улиты в народном сознании связан с пагубным влиянием в этот день жаркого зноя на человека и природу.
29 июля. Афиноген.
В этот день лето поворачивает в сторону осени. Хотя ещё впереди целый летний месяц, но солнышко уже не будет таким жарким, как до сего дня. Замечено также, чтов лесах и полях замолкают птицы — не услышать больше их звонкого пения.
В стародавние времена в этот день копали колодцы. Делали это особые люди, которые знали, где искать воду, чтобы чистой она была и от всякого сглаза спасала. Рано утром в этот день ставили копатели сковороды в тех местах, где пар от земли сильно поднимался. Та сковорода, что на солнечном жару влагу отдавала, не высыхала, и указывала место, где делать колодец.
Олег Полонский