Март

Весна
Март – первый месяц весны. А весной оживает вся природа, пробуждается от зимней спячки всё живое. Недаром на Руси до середины 14 века новый год начинался с марта, а не с января, как сейчас. И в этом была своя логика, поскольку все полевые работы, заботы о будущем урожае, как основе благополучия, начинались именно в марте. Февраль был последним месяцем зимы, и ожидание марта как первого весеннего месяца всегда было радостным событием. В народе март прозвали протальником, так как в этом месяце начинают появляться первые проталины на почве и происходит снеготаяние. “Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт”, – говорили в народе. С каждым днём становится всё теплее, и вот уже в двадцатых числах прилетают первые посланцы весны – грачи. С их появлением считается, что весна окончательно пришла, и возврата к холодам уже не будет.
7 марта. Масленица.
Масленица – древний языческий праздник у славян. Он относится к серии празднеств, связанных со встречей весны и первым этапом полевых работ – пахотой и севом. Месяц март долгое время был началом нового года, он открывал собой целую группу разнообразных обрядов, начиная от выпечки из теста весенних жаровонков 9 марта и кончая праздником первых всходов яровых хлебов, который приходился на 2 мая. Главный мартовский праздник масленица отмечался в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия около христианского праздника Благовещения ( 25 марта ). Весенние празднества прочно прикреплялись к солнечной фазе, и только христианский Великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил языческую масленицу за пределы её исконного места в календаре.
Масленица была последним зимним праздником, завершающим зимний период. В течение веков в этом торжестве смешались языческие и христианские обычаи, которые существуют и поныне. Ещё в старых церковных книгах масленицу называют сырной неделей, в течение которой христиане готовятся к Великому посту перед праздником Пасхи. На Руси масленица начиналась после родительской субботы, в которую чтут память усопших родственников.. В этот период русский народ предавался различным утехам, катаниям с гор на санках, буйным пиршествам, песням и пляскам. Празднование масленицы всегда широко отмечалось на Руси. Особенно бурным оно было в древние языческие времена. Народные гулянья часто превращались в что-то наподобие карнавала: мужчины надевали личины (маски) и переодевались в женские одежды, а женщины – соответственно в мужские. Некоторые наряжались так странно и дико, что были похожи на пугала. И такой народный карнавал служил на масленицу поводом к самому весёлому разгулу, неистовству и бесшабашному поведению, которое граничило с откровенным распутством. Нередко во время таких массовых гуляний случались и кулачные бои. Издавна борьба и кулачные бои составляли любимую народную потеху, которая происходила главным образом на сырной неделе или масленице. Этой забаве, возможно, способствовали сильные морозы, и кулачные бои были хорошим поводом погреться, а также служили своего рода физкультурой. Часто в старину полюбоваться кулачными боями приходили князья и царь со своей многочисленной челядью. В народном быту масленица называлась честной, а по разгульности и раздолью – широкой, поскольку на Руси в эти дни народ предавался большому веселью. В период всего праздника пеклись пироги, калачи, оладьи. В каждом дворе слышался смех, общему веселью не было предела. Широта и размах, с которым связан этот праздник, нашли своё отражение в многочисленных народных поговорках, например, “не житьё, а масленица”, или “душа моя масленица”, “не всё коту масленица”.
Блины боярские:
мука гречневая – 3 стакана, мука пшеничная – 2 стакана, молоко – 4 стакана, сливки (густые) – 1 стакан, сметана – 1 стакан, масло сливочное – 100г, яйцо – 5, дрожжи – 30г, сахар – 1 ст. л., соль – по вкусу.

Вскипятить 2 стакана молока, остудить его до температуры парного, отлить полстакана и в нем размешать дрожжи. Вылить молоко и дрожжи в эмалированную кастрюлю и замесить на гречневой муке опару. Когда опара подойдет (через 1,5-2 ч), долить в нее остальное молоко, добавить яичные желтки, растертые со сметаной, маслом, солью и сахаром, пшеничную муку. Все хорошо вымешать и дать снова подняться. Когда тесто вновь подойдет, взбить отдельно сливки и яичные белки, влить белки в сливки и лотом в тесто. Осторожно перемешать тесто лопаточкой сверху вниз. Дать тесту постоять 15-20 мин и выпекать блины обычным способом.
Масляничные гулянья можно разделить на три этапа: первое – встреча масленицы, это понедельник, второе – разгул или широкая масленица, это четверг, и третье – прощание или прощенное воскресенье, последний день масляничных гуляний. В старину как народный праздник масленица начиналась с понедельника, а как гражданский праздник – с четверга. В Москве до конца 18 века масленичные гулянья были очень бурными и весёлыми. Катанья на санках как обязательный элемент праздника совершались по Москве-реке и на реке Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот. В Петербурге основным местом гуляний служила Исаакиевская площадь. Там устраивались различные балаганы, ледяные горки, карусели, шествия с задорными песнями и шутками.
Главную роль в русской масленице играли блины, которые пеклись повсюду в течение всей сырной недели. Народ приходил друг к другу в гости на блины, повсеместное угощение блинами считалось обязательным условием празднования масленицы. По некоторым исследованиям блины пеклись гораздо раньше, чем возникло умение приготовлять заквасное тесто, и поэтому блины считались древнее хлеба. Блины у русского народа с глубокой древности были символом поминовения усопших. Существовал обычай, согласно которому первый блин, испеченный на сырной неделе, клали на окошко, посвящая его родительским душам. Обычай поминать усопших близких и родных блинами сохранился до наших дней. В язычестве блины олицетворяли собой солнце, и их приготовление и совместное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. По всей видимости, они делались для выпечки блинов.
Одним из главных обрядов, совершаемых на масленицу, было сжигание соломенного чучела. Этот обычай пришел из язычества, когда в память об усопшем древние славяне выносили из селения соломенное чучело в образе смерти и сжигали его, а затем бросали в реку. Это чучело олицетворяло собой образ зимы, с которым подобным образом происходило прощание. В старину на Руси этот обряд обставлялся особым образом. В воскресенье, последний день празднования масленицы, собиралось большое количество народа, наряжались в соломенные колпаки и кафтаны и с песнями ходили по селениям. К вечеру мастерили соломенное чучело, выходили за пределы посёлка и с гиканьем и криками торжественно сжигали соломенную масленицу.
Василий Иванович Суриков. Взятие снежного городка. (фрагмент).
Последний, восьмой день, завершает сырную неделю или масленицу. Этот день всегда приходится на воскресенье, которое называется прощенным. Прощенное воскресенье – это день, когда люди обычно навещали друзей, мирились, просили друг у друга прощения за нанесённые обиды за целый год. В этот день у всех на душе было мирное и радостное настроение. Иногда посещали могилы родственников и близких людей и как бы тоже просили у них прощения. Поскольку по христианскому календарю на следующий день после прощенного воскресенья наступал Великий пост, то обычай всеобщего прощения перекликался со всеобщим покаянием и очищением грехов. Раскаяние и примирение являлись обязательными для каждого христианина накануне праздника Пасхи.
Масленица была одним из любимых праздников не только простого народа, но и высшей знати и даже русских царей и императоров. При Петре 1 масленичные потехи устраивались в Москве недалеко от Красных ворот (в районе современного метро “Красные ворота”). Любимым занятием Петра было устройство торжественного карнавала. Грандиозный карнавал 1722 года вошел в летопись как самый пышный и торжественный. Главное шествие начиналось из села Всесвятского (в районе метро “Сокол”), где накануне праздника было собрано большое количество самых разнообразных морских судов. Весь этот потешный флот помещался на множество саней, запряженных не только лошадьми, но и свиньями и другими животными. По специальному сигналу шутовская процессия двинулась по Тверской улице в сторону Кремля.
Шествие открывали разряженные клоуны, ехавшие на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей, украшенных бубенчиками и различными побрякушками. Следом двигалась сама процессия с флотом на санях, этим маршрутом руководил Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках. В середине этого шествия на 16-ти лошадях и огромных повозках возвышался 88-пушечный корабль, спущенный в воду в 1721 году. На этом корабле сидел сам Пётр в форме морского капитана, окружённый сподвижниками. За кораблём двигалась позолоченная ладья с царицей, одетой в одежду крестьянки, а её многочисленная свита была наряжена в восточные арабские одежды. И завершали этот шутовской поход многочисленные участники маскарада. Все они находились в широких длинных санях, сделанных наподобие головы дракона и были наряжены волками, журавлями, быками и другими животными. Всё это пёстрое и разукрашенное карнавальное шествие медленно двигалось к Кремлю под постоянный пушечный салют. Четыре дня длился весёлый маскарад, закончившийся великолепным фейерверком и широким раздольным пиршеством.
Масленичные гулянья любила устраивать и императрица Анна Иоанновна. Она собирала у себя гвардейских офицеров с их женами, где все тешились плясками, шутками и народными забавами.
Б.М. Кустодиев. Масленица. 1919г. (фрагмент).
Императрица Елизавета Петровна в период масленицы сама открывала санные катанья, хорошо ходила на лыжах и каталась на коньках.
Екатерина Вторая после своей коронации в Москве во время масленицы устроила для народа блистательный маскарад, который с шумом и весельем проходил на городских улицах, собирая массы народа.
Обычай рядиться в маски и разные смешные костюмы пришёл, по всей видимости, из глубокой старины в подражание Римскому карнавалу и прочно укрепился на Руси. Подобные народные игрища проходили в России в городах вплоть до начала 20 века.
Таким образом, старинный славянский праздник масленица в течение веков смешался с христианскими обычаями, и из чисто языческого превратился в некий гибрид, который сочетал в себе языческие и христианские черты. Так, например, изображение масленицы в виде соломенного чучела или деревянной фигуры явно принадлежит язычеству. А вот всеобщее прощение, желание примириться друг с другом, а также посещение кладбищ, поминание умерших родных и близких – всё это несёт в себе характерные черты христианства, так как идея покаяния и прощения является одной из основных черт христианского учения.
Весёлый, раздольный праздник масленицы отмечался по всей территории Русского государства, хотя имел и свои региональные различия и особенности. Интересно отметить, что в некоторых районах России долгое время существовал обычай (вероятно, пришедший из древности) не есть на следующий день после масленицы оставшийся хлеб и всё, что выпечено из хлеба. Даже самые бедные не смели взять кусок хлеба, оставшийся от масленицы, обычно эти остатки выбрасывались, либо отдавались домашним животным.
В наши дни масленица по-прежнему пользуется популярностью, но, конечно, уже не празднуется так широко, как раньше. Многие обычаи и обряды не соблюдаются, а некоторые из них и вовсе забыты. Такие забытые названия, как “сырная и мясопустная недели” можно встретить только в церковном календаре, который чудным образом соединил языческие понятия в масленице. Напоминает нам о масленице сохранившийся обычай печь блины в этот праздник и вспоминать своих умерших родственников. Но всё это лишь отголоски того весёлого и бурного праздника масленицы, который некогда бушевал на Руси.
10 марта. Тарасий.
В этот день в древности не ложились спать днём. Боялись, что нападёт кумоха- нечистая сила. Закрутит она человека, помутит его рассудок, собьёт с толку. Некогда тогда будет подумать о хозяйстве, о доме, о семье. А уж тогда в доме никакого порядка не будет, всё пойдёт вверх дном.
12 марта. Василий- капельник.
С этого дня обычно начинается бурное таяние снегов, наступают первые оттепели, оттаивает почва, и повсюду звенят капели. Весна всё сильнее заявляет о себе, напоминает крестьянину о скорых предстоящих сельскохозяйственных работах, о подготовке к весеннему севу. Астрономический рубеж зимы и лета. Если в этот день идёт дождь – быть лету тёплому, коли капает – к доброму году.
14 марта. Евдокия.
Евдокия красна и весна красна. Какова Евдокия, таково и лето. На Евдокию снег – к холодному лету. В этот день существовал обычай печь обрядовое печенье, которое называлось жаворонками. Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись жаворонки, не обгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье. Когда грач прилетает до 14 марта – снег сойдёт рано, а лету быть мокрому. На Евдокию тёплый ветер – будет лето тёплое, коли дождь – ожидай лето мокрое. Если ветер с севера и мороз, то лето будет холодное. Коли в этот день пойдёт снег – к урожайному лету.
На Сороки
обычно пекли пышки – “жаворонков”. На Рязаньщине дети носили испеченных “жаворонков” в поле, надевали их на вилы и кликали лето, обращаясь к “жаворонку”:”На тебе зиму, а нам лето! На тебе сани, а нам телегу!” Или же девушки брали их с собой на гумна, где пели что есть силы, как можно громче:
Лето,лето, вылазь из подклета!
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками с морозными,
С санями, с подсанками!
А ты, лето, иди сюда, –
С сохой, с бороной,
С кобылой вороной!
Лето теплое, хлебородное!
Затем пышки съедались, частью вешались на колья: чтобы гумно всегда было полно хлебом.
15 марта. Федот.
На Федота снежный занос – долго травы не будет.
17 марта. Грачевник.
Считалось, что рожденный в этот день должен каждый год в этот день собирать сухие ветки, которые обронили грачи, строя свои гнёзда. Верили, что в доме такие веточки прибавляют Божьего света, хранят от недобрых сил.
18 марта. Конон
Если на Конона вёдро – то града летом не будет.
22 марта. Сорока.
Вторая встреча весны. Сорок пичуг прилетает. Увидал скворца – весна у крыльца. Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт. Журавль прилетел – тепло на дворе. Жаворонки к теплу, зяблики к стуже. С этого дня остаётся ещё 40 утренников. Если утренники (заморозки) с этого дня следуют регулярно, то лето случится тёплое.
30 марта. Алексей с гор потоки.
Массовое таяние снегов. Кругом понеслись потоки воды, унося с собой растаявшие снега – последнее напоминание о зиме. Того, кто родился в этот день, окатывали водой с головы до ног, приговаривая: “С угорья вода, а с тебя худоба”. Обычно этот день бывает тёплым. Если в этот день с гор бежит вода, то ожидается благоприятная весна и хороший урожайный год.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий