Июнь

Все молчит — земля и небо.
Тишина у всех дорог.
Вкусно пахнет свежим хлебом.
На току соломы стог.

Блекнут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Протянулись журавли.

М. Исаковский

В конце VIII века до нашей эры в Древнем Риме июнь назывался юниус. Насчет происхождения этого имени существуют различные версии.
По одной из них название месяца восходит к слову «юниор», что означает «юный», «более молодой»; по второй — к римскому консулу Юнию Бруту, по третьей — к женскому имени Юнона.
В Древней Руси июнь был четвертым, а потом десятым месяцем в году. И лишь с 1700 года он занял свое нынешнее место.
Июнь — сын весны, лету почин, начальный месяц лета, юное время года. Он — починальник лета, первенец, заигрыш. Его приход знаменует собой конец пролетья (прилетья), начало лета, перволетье. В древнерусском календаре он светозар, то есть озаренный светом. За обилие света, сочную зелень, переливы красок цветущих лугов величают июнь в народе светлояром, цветущим, розан-цветом, разноцветным месяцем. Изначально он посвящался юности, олицетворял молодость и счастье жизни — медовый месяц природы!
В Древней Руси он назывался и так: изок, то есть кузнечик. В одной из рукописей XVII века об июне написано: «паутной, сиречь комарной». Паут — это слепень, овод (слово сохранилось до наших дней на Ярославщине). Июнь считался месяцем стрекотания кузнечиков, появления комаров, слепней, оводов, а также временем поющих птиц и тишины в лесах. Однако это и сезон тополиных метелей, отличающийся облачностью в многоярусном небесном просторе. Июнь красен солнцем и теплом. Соответственно зимнему повороту солнца он кресник — от слова «крес», означающего «небесный огонь (солнце) оживляющий». Поднимаясь к высшей точке на небе, светило, как заметили люди еще в старину, своими лучами пробуждает природу, воскрешая жизнь на земле. В июне происходит солнцеворот, когда солнечное колесо, достигнув наибольшей высоты, начинает опускаться вниз. Поэтому июнь — месяц лучистого солнца, самых длинных дней и белых ночей, светлейший месяц года — млечень. День все ширится и полнеет.
Украинцы, болгары, чехи и словаки называют июнь червенем, а поляки — червецом. В Древней Руси червец (червь) служил сырьем, из которого добывали красную краску. От слова «червецъ» в древнерусском языке образовалось слово «червленый», что равнозначно нынешнему понятию «красный». До сих пор в значении «красный» в болгарском языке произносят «червей», в сербском — «црвен». Вот и выходит, что июнь — красный месяц. До XVII века в русском языке слово «красный» заменяло определения багряный, красивый, нарядный, ясный. Все эпитеты очень подходят шестому месяцу года. В Сербии и Хорватии он ли- паньи. Перволетний месяц у болгар также — юни.
А еще июнь — песенный и благодатный месяц, хлеборост и скопидом; хлебородный, он копит урожай на весь год, богатит наш дом. Июнь и румянец года, так как в эту пору неспешно перегорают зори с их алым отсветом. Причем вечерние зори как бы переходят в утренние — и природа словно подрумянивается от них. Начинается молодое лето с яркими днями и теплыми вечерами.
Июнь — первотравье. В нем две радости для людей: трава на земле и лист на дереве. Загустел луговой травостой, украсился душистыми разно- цветами, разбежавшимися по траве-мураве. Недаром называют июнь муравником. Это время длинных трав и сенокосов, удивительно ярких цветов разноцвет, розник. Он также и земляничник поспевает сладкая-пресладкая ягода.
У бурят бывшей Иркутской губернии июнь носил старомонгольское наименование — «малые заросли ивняка». У верхнеколымских юкагиров ему соответствовало так называемое «лето». В Заполярье июнь — «месяц комара». По традиционному календарю двенадцати лун оленеводов Чукотки июнь — «лиственный месяц». После рождения первого олененка в стаде пастухи ждут в конце мая или в начале июня по полярному календарю затяжного теплого бурана. Как правило, этот буран, названный телячьим, бывает тогда, когда у оленей отел,— с обильным снегопадом и довольно продолжительный. По нганасански июнь — «телячий месяц», то есть месяц появления молодых телят.
На июнь приходится конец весны — начало лета красного. Разнообразные народные обряды, праздничные циклы и отдельные действия магического характера, падающие на период от сева и всхода хлебов до их созревания, в различных местностях приурочивались к разным дням. Вызвано это в основном отличием климатических условий, да и грань между весной и летом весьма неопределенная. Многие обряды этого периода сходны друг с другом, преследуют общую цель — обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая.
Наступает лучшая пора года — природа пустила в ход все свои животворные силы: дни долгие и теплые, растения в полном соку, выпадают благодатные дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки раскрылись — пора сеять
лен. Гречиху сеют, когда трава хороша, когда роса обильна, когда скворчата из гнезд выглядывают, когда гречневые козявки (божьи коровки) появляются, а ольха и рожь цветут. Ячмень сеют, когда цветет калина, а коноплю — когда горлица заворкует.
Обычай провожать весну и встречать лето уходит корнями в глубь веков. Всю ночь до самого рассвета зауральские крестьяне водили хороводы у околицы, затевали потешные игры, пели, отплясывали, приветствуя первый июньский восход солнца. И сегодня в ряде мест страны возрожден и стал уже традиционным этот «румяный, широ­кий да веселый» праздник.
Своеобразно отмечали такой праздник в Переяславском уезде. Участники хороводов жгли друг дружку крапивой. Происходило это в воскресенье, получившее прозвище крапивного, а сам обряд носил название «крапивного заговенья». И в Ярославском Пошехонье «молодые обоего пола жгутся крапивою». Можно себе представить, сколько улыбок и смеха, несмотря на ожоги, было при подобных развлечениях! Да и в других местностях старой Руси тоже существовало немало обычаев, непременной участницей которых была крапива.
Во второй день месяца — огуречник — сажали огурцы. Следующий день — льносейка, длинные льны: заканчивают сев хлебов и сеют лен и коноплю. В начале июня на Руси выпекали обрядовое печенье в виде лесенок. Его бросали в рожь, чтобы посевам было легче и быстрее расти. А иногда печенье съедали, но перед этим подбрасывали вверх, как бы показывая, какими длинными должны быть посевы. На Рязанщине, например, пекли лесенки «вершка 4 длиной и 1,5 шириной».
После обеда каждый шел на свою полосу ржи и там бросал лесенки как можно выше со словами: «Чтоб рожь моя выросла так же высоко!»
В начальные дни июня на Руси, Украине и в Белоруссии часто пекли оладьи и блины, символизирующие собой хлеб. Их торжественно съедали, надеясь на увеличение будущего урожая. В одиннадцатый день месяца отмечались колосяницы, колесницы, колосава. Жила такая примета насчет созревания хлебов: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает».
У украинцев, белорусов и русских был обычай ходить в поле смотреть, в каком состоянии посевы, и совершать там обрядовую трапезу. В Подмосковье, например, на своих нивах ели яйца и блины из ячменя, а потом поднимали малых детей за уши и спрашивали: «Видишь Москву?» Поднять ребенка старались повыше, при этом приговаривали: «Расти, рожь, большая, вот этакая!»
В Ярославской губернии украшали березку, усаживались вокруг и ели принесенные с собой яйца, лепешки, пироги. В этот день было принято готовить мирскую яичницу и обходить с ней поля. В обходе принимали участие все жители села — от детей до стариков. По дороге делали остановки, съедали понемногу общей яичницы. Когда же все поля были обойдены, а яичница съедена, девушки катались по траве, повторяя: «Расти, расти, трава, к лесу, а рожь — к овину!»
12 июня отмечался змеевик — змеиный праздник. «Средь ряски — змеиные пляски». Сажали бобы со словами: «Уродитесь, бобы, и круты и велики, на все доли, на старых и малых!» Следующий день — распрягальник, начало лета по народному календарю. Севу край — коня распрягай. Появлялась первая спелая брусника — «брусничные губы». (Т. Смертина.)
В середине месяца вывезут навоз — «пары пашут, а потом двоят и троят», перепахивают на второй ряд, вторично, и на третий, чтобы лучше взрыхлить почву, уничтожить сорняки. «Поле полоть — руки колоть, а не полоть, то и хлеба не молоть»,— считали в народе. Кукурузу прополешь раз — один початок, прополешь дважды — два початка.
В середине июня, в период так называемых зеленых святок, следовала особая череда игр, хороводов, гаданий, сопровождаемых песнями. Эта пора посвящалась входящей в силу, расцветающей растительности. Большинство обрядов, которые совершались в зеленые святки, были, как правило, девичьими. Главный образ этих празднеств — русская раскудрявая березка. В рощах и полях крестьяне собирали мяту, чабрец и всякие ароматные травы. Стены домов снаружи и изнутри убирались зелеными березовыми и другими ветками, полы устилались свежескошенной травой, а окна украшались цветами. Молоденькое березовое деревце наряжали в красивое девичье платье или вплетали в его ветви разноцветные ленты. Девушки с песнями завивали венки. После общего торжественного пиршества на лоне природы наряженную березку с веселыми песнями и плясками приносили в деревню, где она оставалась гостей кою.
На Украине во время подобного праздника по деревне водили девушку в ярком праздничном наряде с цветными лентами в косах и монистами на груди. А в белорусских губерниях даже коровам надевали на шеи венки из зелени и полевых цветов. Издавна венок служил символом любви и супружеских уз — в эту пору Земля как бы вступает в брачный союз с Небом.
Из березовых ветвей с листьями девушки плели венки, на которых гадали. Они ревниво следили за веночками, завитыми па березе: сохнут они или нет и чей венок первым сохнет? Роняя венок с головы в речку, смотрели — плывет он или пристает к берегу, если пристает, то к какому? Считалось, что все это имеет большое значение в жизни девушки, полно загадок и таинственных предзнаменований.
В начале молодого лета в русских деревнях жил и такой интересный обычай. Подкараулив девушек, несущих ведра с водой на коромыслах, парни бросали им в ведра березовые веточки. После этого девушки старались идти так, чтобы ни капли воды не расплескать — не выплеснуть свое счастье. Перелитая в кадки вода долго еще пахла душистым березовым листом.
В тот же период совершались и ритуальные похороны Костромы. Предположительно название этого обряда восходит к слову «кострика», что означает мохнатую верхушку трав и колосьев, то есть созревшие семена, символизирующие жизнь. По другой версии — к слову «костра» (отходы льна и конопли).
Костромой наряжали девочку, девушку или женщину. Иногда мастерили чучело. Затем ряженую Кострому с пением и танцами купали в реке, а чучело топили или пышно погребали в поле. На Брянщине разыгрывали целое драматическое действие: Кострома внезапно заболевала и умирала. Ей устраивали пародийные похороны — причащали, соборовали, отпевали, высмеивая за гульливость и развеселость.
После праздничных дней, когда крестьяне хорошо отдохнули и навеселились всласть, приходила самая горячая летняя пора — сенокос и жатва. Цветение ржи служило сигналом к сенокосу. А раз наступает сенокосная пора — точи косы. Лучшая косьба — перед цветеньем трав. «Первая коса но прогадывает»,— считали в народе и приговаривали: «В каждой копне, коль сгребена не в дождь, нуд меду найдешь». «Где косец гуляет, там сено пропадает». (Т. Смертина.) По наблюдениям этой поэтессы, говаривали и так: «Запоздаешь с сенокосом да сметаешь в грозу — из каждой копны выйдет пуд навозу!»
Сенокос — тяжелая работа, к нему готовились загодя и основательно. В то же время он и чистая работа поэтому накануне топили баню, одевались во все чистое, нарядное, легкое. Специально предназначенной для покоса женской одеждой была рубаха-покосница, сенокосница. Рукава из кумача, юбка из пестряди или синей набойки, по подолу расшитая затейливыми узорами.
Для начала сенокоса выбирали сухую погоду. В луга выходили с первыми петухами, чтобы косить по росе. Зачин делали старики, а потом, став в ряд, двигались остальные работники. Когда мальчишки приносили косарям обед, ровные валки тянулись далеко по луговине. В полдень женщины граблями ворошили рядки. А через день-другой по всему лугу поднимались духмяные копенки. И от каждой такой аромат, хоть чай заваривай. Косили обычно всей деревней. На дальних покосах устраивали ночевки во временных жилищах. Молодежь по вечерам веселилась на просторе.
Во второй половине июня отмечались гречушницы, черные гречихи. В центральных областях России сеяли гречу. «Коль лист на дерево уже полон, то и сеять полно.». А как с овсом? «Земляника красна — не сей овса напрасно».
К концу месяца иссякали запасы квашеной капусты, и щи теперь варили из крапивы.
В наше время июнь тоже богат традициями и праздниками. В пору, когда благоухающая весна передает дальше свою эстафету, по всей стране звучит пушкинская лира — проводится традиционный Всесоюзный пушкинский праздник поэзии.
Можно представить и такое: по главной магистрали Геленджика проходят марш-парадом духовые оркестры к площади Труда: открывается курортный сезон. Выступают ансамбли песни и танца из многих уголков страны, организуются выставки букетов и цветочных композиций, ярмарка «Дары Кубани». Целый день — различные игры и соревнования, а вечером — карнавал с театрализованным шествием и фейерверком.
Интересно были организованы праздники костромских ремесел. У Берендеевки — костюмированные хороводы и народные игрища. Со всего края съезжаются мастера плетения корзин и изготовления кадушек, плотники, гончары, ткачихи. Каждый желающий может тут же поучиться у них. Веселят народ коробейники, скоморохи, участники фольклорных коллективов. Вершина праздника — обряд косьбы, древний обряд проводов весны, встречи лета красного.
В Башкирии существует традиционный сельский праздник — сабантуй. В нем теперь участвуют не только башкиры, но и русские, марийцы, удмурты, чуваши. Это праздник надежды на богатый урожай, торжество ловкости и силы. Гвоздь сабантуя — состязания на лошадях башкирской породы. Самые искусные наездники в большом почете у земляков. Их одаривают подарками — расписными платками, живыми барашками, звонкоголосыми гармонями.
Еще недавний пример. В первое воскресенье июня у болгарского города Карлово на полчаса останавливается все движение. Под звуки волынок и свирелей «королева роз» в сопровождении фей — миловидных девушек — появляется на церемониале открытия розовой жатвы. Она напутствует сборщиков роз и раздает гостям цветы. Праздник продолжается на городском стадионе. В торжественном шествии всех смешат ряженые — в меховых шкурах, высоких масках-колпаках, с гирляндами бубенцов. Подобно конфетти, щедро разбрасываются лепестки роз.
Звенела в июне песнями Зелена-Гура. Любой поляк знает, что это — признанный город песенных фестивалей. Благодаря телевидению зелено- гурский праздник прославился далеко за пределами Польши.
По фенологическому календарю лето наступает в тот период, когда заколосится рожь, полетят слепни и вязовые семена-крылатки, зацветут шиповник, малина и татарский клеи. Первый день июня — средний срок окончания заморозков на почве, колошения ржи. Сажают поздний картофель. На второй день распускается жасмин. 3 июня сеют гречиху, зацветают последние ландыши, а 5-го — льняница, ежа сборная и полевой вьюнок.
В середине месяца, когда буйно растут травы, а молодые ветки твердеют, когда березовый лист в соку, окреп, стал пахучим и обогатился целебными веществами, начинается вениковый период. Погожими днями в средней полосе России заготавливают веники для бани. Иначе еще говорят — пришла пора веники вязать. В это же время разворачивается сенокос.
В конце июня — средний срок цветения зверобоя, лилового осота и лугового василька. Перволетний месяц постепенно «передает дела» полнолетнему месяцу июлю, фенологическую границу между ними обозначают созревание черники и морошки, пыление луговых трав, зацветание василистника и других видов крупнотравья.
По гражданскому календарю лето приходит в первый день июня и продолжается 92 дня. По астрономическому — оно начинается спустя три недели. До 21 июня Солнце движется в созвездии Тельца, а потом — в созвездии Близнецов. В этом созвездии находится точка летнего солнцестояния, когда в течение нескольких суток долгота дня и ночи остается одинаковой. С момента прохождения Солнца через эту точку и наступает астрономическое лето.
В лесном календаре Бианки тридцатидневный период до 21 июня назван месяцем «песен и плясок» в животном мире.
Согласно календарю цветов июню соответствует роза. По календарю счастливых камней лету посвящается рубин, символизирующий яркость и зной летнего солнца, а июню — лунный камень и жемчуг, соперник рубина и изумруда. Жемчуг — сама нежность и прелесть, мягкое серебристое мерцание и загадочный внутренний свет. В античной мифологии жемчужное ожерелье — символ супружеского счастья.
К сожалению, богат июнь неприятностями для пожарных. На его долю выпадает более 20 процентов годового числа пожаров. В этом отношении июнь уступает лишь июлю и августу.
В Подмосковье полностью запрещена охота на зубров и выхухолей, лебедей и журавлей, аистов и беркутов, орланов и змееядов, кречетов и скоп, сапсанов и балобанов.
По календарю рыболова в центральной части европейской территории страны самый лучший клев в июне у окуня, щуки, судака, жереха, ерша, леща, плотвы. В соответствии с календарем грибника июнь — время сбора подберезовиков, сыроежек, маслят, шампиньонов и лисичек, начало заготовки подосиновиков. По календарю ягодника в июне появляются первые спелые плоды земляники.
Согласно календарю сбора лекарственных растений в июне заготавливают чагу, цветки василька, ландыша, липы и ромашки, траву зверобоя, ландыша, пустырника, трехцветной фиалки, чистотела и череды, плоды земляники, листья крапивы и подорожника.
По календарю комнатного цветоводства продолжаются размножение черенками пеларгонии и подкормка ее минеральными удобрениями. Поливая пальмы, надо оставлять на поддоне воду, полезно регулярно опрыскивать листья. В течение всего лета через каждые две-три недели пальмы подкармливают минеральными удобрениями и настоем коровяка.
В июне для пчел самое продуктивное время. В этот же период завершается расцвет пчелиной семьи. Оплодотворяется до двух тысяч яиц в сутки. Сила пчелиной семьи постепенно нарастает. Заботливые пчеловоды не сидят сложа руки, они делают все, чтобы обеспечить необходимые условия для максимального медосбора.

День за днем

I июня — Здравствуй, лето красное!
Если первые два дня июня льет дождь — весь месяц сухой.
2 — грядочник, тепловей, влажен назем, прясла вей.
К урожаю огурцов множество шишек на елях.
3 — лыюсейка (леносейка), длиные льны, сей лен.
Если ненастье, то и осень будет ненастной.
4 — день-синитель, васильковый повелитель.
Все весенние цветы расцветают.
5 — конопляник, огуречник, сажают огурцы.
На рябине обильный цвет — быть урожайной конопле.
7 — гусятник, завистник птиц.
Поздние посевы яровой пшеницы.
11—колосяницы (колосницы), колосава, во ржи колосья — начинает колоситься рожь раннего посева.
Сухой туман во время цветения вредит хлебу.
12 — змеевник, змеиный праздник, пора змеиных свадеб — змеи скопляются.
Пауки работают — погода меняется.
13 — распрягальник, севу край — коня распрягай.
Дождь запляшет — промаешься всю зиму.
14 — брусничные губы.
Красное утро — красный налив ржи: рожь красно открасуется.
15 — зеленые святки, украшение домов берез­ками, плетение венков, конец хороводам, пекут караваи, заказывают покосы.
Поздний пар — пустой амбар.
16 — ветреник, ветер юговой — урожай яровой.
Если вихрь медленно поднимается кверху и долго перемещается, вращаясь,— погода будет ясная.
17 — девок рядит в сарафан.
День тем силен, что вытягивает лен.
18 — на утренней зорьке наблюдали за ветрами.
Начинаются самые короткие, воробьиные ночи (по 26 июня).
19 — дурную (сорную) траву с поля — вон!
Подтыкай, девки, бабы, хоботьё (подолы), начинай в яровом полотьё.
20 — навозницы, по деревням проходила навозница.
Если погода теплая и ясная — зерно будет крупное.
21 — колодезник, праздник мастеров рыть колодцы.
Пора наступления летних гроз.
22 — светлейший день светлейшего месяца года.
Убьешь комара, когда день прибывает,— полное сито комарья родится, убьешь его, когда день убывать начнет,— полное сито комаров убито.
25 — солнце пошло на зиму, а лето на жару.
Если дождь, сенокос будет мокрый.
26 — вздери (задери) хвосты, скот бегает по полю задравши хвосты, бесится (строчится) от оводов, мух, комаров, мошек — зикует.
Мошкара толчется кругами — к хорошей погоде.
27 — зацвела липа мелколистная, совка начинает яйцекладку.
Дождь обещает еще семь недель с дождями.
28 — овес пошел в рост.
Кто сеет после этого дня, тот прост бывает — хлеб не вызревает.
29 — солнце идет тише, и птахи (птицы) стихают (затихают).
Лист на дереве полон, так и сеять полно.
30 — солнце застаивается, медлит в зените.
Все пошло в свой рост.

В.А. Миронов. «Двенадцать месяцев года». Москва, «Советская Россия», 1991 Стр.78-93

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий