Декабрь на Руси издревле называли студень или студный, так как в это время года наступала пора холодов и стужи. Современное название месяц приобрёл после введения на Руси христианства и произошел от латинского «децем» — десять, у римлян декабрь считался десятым месяцем в году.
В народе декабрь отмечен верными приметами и поговорками. «Звезды, что искры пушат, в небе ярко горят — сильный холод зрят», «Загремел гром зимой — на землю свиренье привёл», «Дым столбом — и мороз таков», «Зимой белые облака — мороз хватает за бока», » Солнце в туманном кругу — жди пургу». Так говорили в народе про декабрь.
1 декабря. Платон и Роман.
Каков Платон, такова и зима. Платон да Роман кажут зиму нам.
4 декабря. Введение во храм Богородицы.
Церковь праздновала в этот день Введение во храм Богородицы, народ же сохранял в названии дня только первое слово — «введение», соотнося его не столько с богородицей, сколько с понятием начала, ввода, что совпадало с вступлением зимы в свои права. На Введение делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гулянья отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли свой первый выезд: сани подбирались расписные, легкие, украшались разноцветными дорожками; молодая наряжалась в лучшие одежды, молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми. Обряд так и назывался — «казать молодую».
Почитаем и велик праздник введения во храм Богородицы на Руси. И не было на Русской земле церкви, куда не собирались бы в этот день верующие люди. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении их неплодства, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Деве Марии исполнилось три года, её родители решили выполнить своё обещание. Одев Марию в лучшие одежды, с зажженными свечами они привели её в Иерусалимский храм.
Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Введение приходится на седьмой день Рождественского поста — установленного церковью срока дней очищения и покаяния перед Рождеством Христовым. Правила этого поста не самые суровые, поэтому праздник Введения отмечался даже в монастырских трапезных. Праздничный стол в каждой семье устраивался в зависимости от материального положения. Простой народ готовил рыбу «на холодное» — заливное блюдо, горячую уху, холодные кисели и домашнее пиво. В состоятельных семьях подавалась к этому празднику икра, копчености из осетровых рыб, стерляжья или белужья уха с виноградным вином, солёные лимоны, квас, мёд и даже дорогие заморские вина — романея и бастр. По монастырям вместо постных щей, капусты, гороха давалась двойная порция рыбы, хмельной квас или ещё что-нибудь покрепче, ведь теперь больше до Рождества Христова больших праздников не предвиделось.
7 декабря. Екатерина-санница.
Этот день открывал санную страду. Часто говаривали: «Телега в дом хлеб возит, а сани — на базар». На санях ездили к далёкому рыбацкому промыслу, на санях вывозили дрова из леса. Сани в крестьянском хозяйстве были немалой подмогой. Дорожные сани-облевни, крестьянские сани-дровни, из полозья берёзовые. Но и дровни, то есть малые саночки — всё в день Екатерины полагалось скатить с горки. Бывало, что девица или парень ходили к ведунье, чтобы та сани заговорила на заветное имя. Верили: если любимый сядет в эти сани, с горы скатится, то скатится с его души тяга, из-за которой сердце его не чуяло любви, не откликалось на неё.
9 декабря. Юрьев день.
Юрий по-церковному звался Георгий[1] или Егорий. На Руси два Егория: один холодный, зимой, а другой голодный, весной. Известна поговорка — «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». В этот день крестьяне могли свободно переходить от одного барина к другому, но царь Борис Годунов в конце 16 века запретил это делать. Поэтому вскоре и родилась такая поговорка.
12 декабря. Парамон.
Если на Парамона снег, то быть метелям до Николы (то есть до 19 декабря).
13 декабря. День Андрея Первозванного.
По преданию, когда Апостол Андрей направился из Скифии в Рим, то остановился с учениками на берегу Днепра год горами. А на утро взошел на эти горы, благословил их, поставил Крест, помолился и отправился дальше. Впоследствии на этих горах возник город Киев.
В этот день по народному поверью шли наслушивать воду. Поутру шли на реку, рубили прорубь, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко люду и слушали. Верили, что коли шумная вода, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода, то зима будет тихой, хорошей. Черпали воду из проруби и несли домой. И когда вода была шумной, то ее не сразу разливали в чугуны. Сначала надо было воду успокоить, чтобы с этой водой в твой дом шум не вошёл.
14 декабря. Пророк Наум, покровитель знаний.
С давних времен пророк Наум почитался на Руси наставником, помощником и покровителем у людей умственного труда. В школах и училищах его ещё звали Грамотником. В старину детей начинали учить дома с первого декабря или отдавали в «наученье». И перед началом занятий всегда испрашивали благословения у пророка Наума. Делалось это торжественно и чинно. С утра всё семейство отправлялось в церковь, где служили специальный молебен, посвященный покровителю знаний и наук — пророку Науму. И только после этого шли домой, где с почетом встречали учителя. Глава семейства подводил к нему за руку сына и просил учить уму-разуму, а за непослушание и лень наказывать. Ученик отвешивал три земных поклона и подходил к учителю. Учитель три раза символически ударял его плёткой по спине. Затем мать усаживала учителя за стол, вручала узорчатую костяную указку. Учитель открывал азбуку и показывал буквы ученику. Так символически проходил первый урок, который заканчивался угощением преподавателя и пожеланием ему всяческих благ.
Пророк Наум также пользовался почитанием и уважением среди русских студентов. Существовал обычай перед экзаменами приходить в церковь и ставить свечки покровителю учения. Считалось, что нельзя подходить к экзаменационному столу, не заручившись поддержкой пророка Наума. Так родилась поговорка: «Пророк Наум, наставь на ум». И в наши дни в студенческой среде иногда вспоминают пророка Наума, особенно перед экзаменами. Считается, что необходимо поставить ему свечку в церкви для успешной учёбы.
17 декабря. День Варвары.
Трещит Варюха: «Береги нос и ухо!». Кличет Варвару Спиридон (25 декабря): «Ты бы, Варвара, день притачала!». И Варвара с ледяной иглой, с солнечной нитью к Спиридону на порог. А сама иголку ледяную в шубейку воткнёт и скажет: » Святая Варвара загодя ночи урвала, день притачала».
18 декабря. День Саввы.
«Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара мостит, Савва гвозди острит. Укатает Савва, будет земля укрыта справно». В этот день погоду узнавали, не выходя из дома. «Красный огонь в печи да поленья трещат, будто серчая, что стужа на дворе лютая.». Ледяная мгла над землёй висит. Варвара заваривает, Савва засалит, Никола закуёт.
19 декабря. Николин день.
В этот день православная церковь отмечает день памяти наиболее любимого и почитаемого в народе святителя и чудотворца Николая. На Руси этому угоднику построено, по всей видимости, больше всего храмов, часовен, монастырей. В редком доме не встретишь иконы, посвященной святому Николаю-угоднику. В народе велика была вера в чудодейственную силу св. Николая. Он являлся заступником от всевозможных бед и напастей, помощником в самых трудных обстоятельствах жизни, защитником при самых больших опасностях. С давних времён святой Николай считался покровителем рыбаков и мореходов, с ним связаны далёкие морские путешествия и удачи в рыбной ловле. А в коммерческих делах святого Николая почитали за наставника при заключении различных торговых сделок и договоров. Среди простого народа святой Николай являлся главным и основным помощником и заступником русского крестьянина от грозных сил природы, от сглаза, от жестоких хозяев и вообще от всякого зла и напастей. Популярность святого Николая была настолько широка, что его имя вошло в народные пословицы и поговорки. «Нет за нас поборника и заступника супротив Николы», — говорили в народе.
И в наши дни у верующих святой Николай является одним из самых любимых святых. День его памяти всегда сопровождается пышным богослужением, иконы с его изображением считаются чудотворными и приносящими спокойствие и благополучие в доме.
25 декабря. Спиридон-солнцеворот.
Солнце на лето, зима на мороз. На Спиридона медведь в берлоге поворачивается на другой бок. После солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. В этот день люди выходили на самые высокие места в округе и встречали первые солнечные лучи. В древних месяцесловах, на притолоке амбарных дверей, на прялках изображалось солнце в виде косого креста — как обережная сила. На солнцеворот пекли круглый хлеб, и деревянной лопатой выдавливали в тесте бороздки в виде косого креста. И только потом ставили хлеб в русскую печь. По древнему поверью, когда закатилось солнце, не бросай сор на улицу — пробросаешься. «Когда солнце закатилось, новой ковриги не починай, а то своё завтра почнёшь». Думы о домашнем очаге, о сохранении доброго духа в доме были испокон веков связаны с солнцем. Жгли за деревней костры. Помогали солнцу окрепнуть: «Разгони, огонь, потёмы ! Верни на Русь красный день!». Старая баба протаптывала в снегу путь к рябине, стуча палкой по стволу и приговаривала: » День солнцеворот, катись в огород, с огорода на красное угорье, подымися над нашим подворьем».
29 декабря. День пророка Аггея.
Коли на Аггея сильный мороз, то простоит он до Крещенья. На Аггей и Даниила(30 декабря) иней — будут тёплые святки.
[1]
Легенда приписала Георгию победу над страшным Змеем, Драконом, сделав его популярнийшим героем. Подвиг его запечатлен на множеств икон, а уж с XIV века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, затем входит в герб нашей столицы и позже — в состав государственного герба Российской империи. О том, как объясняли современники значение фигуры всадника-змееборца на печатях и монетах XV-XVII веков, опубликованы письменные свидетельства, позволяющие сделать однозначный вывод — русские источники считали всадника изображением князя или царя, и только иностранцы называли московского всадника святым Георгием.
В старинной описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него «царь на коне колет копием змия». Дипломат и писатель середины XVII века Григорий Котошихин в своем сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича» свидетельствует: «в истинно Московского княжения печати вырезано — царь на коне победил змия». На государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, змееборцу на груди орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем.
Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: «Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». Однако, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет «воображение великого государя на коне». В кратковременное царствование Екатерины I сенатский указ об изготовлении новой государственной печати называет змееборца «ездацом». Без изменений герб оставался и при Петре II.
В 1728 году возникла необходимость составить гербы на знамена полков, размещенных по разным городам России. Сенатский указ об этом последовал 8 марта 1730 года. Первым в списке утвержденных был государственный герб. Часть его описания посвящена московскому гербу: «…в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное».
Легенда приписала Георгию победу над страшным Змеем, Драконом, сделав его популярнийшим героем. Подвиг его запечатлен на множеств икон, а уж с XIV века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, затем входит в герб нашей столицы и позже — в состав государственного герба Российской империи. О том, как объясняли современники значение фигуры всадника-змееборца на печатях и монетах XV-XVII веков, опубликованы письменные свидетельства, позволяющие сделать однозначный вывод — русские источники считали всадника изображением князя или царя, и только иностранцы называли московского всадника святым Георгием.
В старинной описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него «царь на коне колет копием змия». Дипломат и писатель середины XVII века Григорий Котошихин в своем сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича» свидетельствует: «в истинно Московского княжения печати вырезано — царь на коне победил змия». На государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, змееборцу на груди орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем.
Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: «Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». Однако, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет «воображение великого государя на коне». В кратковременное царствование Екатерины I сенатский указ об изготовлении новой государственной печати называет змееборца «ездацом». Без изменений герб оставался и при Петре II.
В 1728 году возникла необходимость составить гербы на знамена полков, размещенных по разным городам России. Сенатский указ об этом последовал 8 марта 1730 года. Первым в списке утвержденных был государственный герб. Часть его описания посвящена московскому гербу: «…в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное».
Олег Полонский