Деревня Павелково Михайловского района Голдинского сельского округа расположена в 5 км юго-восточнее села Голдино и в 24 км от Михайлова. Рядом раскинулись живописные пруды, из которых вытекает речка Амшанка. Названа деревня по имени одного из членов семьи помещика Коровина — Павла. Во второй половине XVI века Павелково являлось вотчиной Матвея Денисевича Булгака, а в 1917 году перешла по владение Федора Федорова, сына помещика Коробьина. Согласно ревизии, проводившейся в 1858 году, в деревне числилось 575 душ обоего пола. Все они принадлежали помещикам Коровину и Редькину. В 1863 году в Павелково значилось 9 дворов.
Основным местом работы крестьян было имение князя Гагарина. В усадьбе специально для князя были построены теплицы, где выращивали фрукты и овощи, включая лимоны. Хозяин очень любил во всем порядок. Усадебный парк с прудами содержался в идеальной чистоте. Все дорожки были посыпаны щебнем и тщательно убраны от мусора и опавших листьев. Пруды чистились несколько раз в год.
Жизнь в деревне была тяжелой. Семьи состояли из 14-15 человек. Чтобы заработать себе на кусок хлеба, множество родителей вынуждены были оставлять своих детей дома одних. Девятилетние девочки часами сидели за прялками и пряли шерсть. У каждого крестьянина в доме была своя работа. Мужики, рассевшись на лавках, при свете гасульки (лучины) плели лапти, а женщины занимались прядением. Это повторялось почти каждый день.
По переписи 1883 года в Павелково Финяевской волости имелось 111 дворов, 751 жителей, 25 грамотных мужчин. Имелись кабак с доходом 200 рублей в год, хлебный магазин, 965 плодовых деревьев, 16 колод пчел, 4 пруда и 14 колодцев с постоянной и чистой водой. 28 дворов имели лошадей, безлошадными числились 34 двора, коров не имели — 33 двора. На душу приходилось 2,8 десятин земли. Обработка одного надела в общине крестьян барина Коровина стоила от 3 до 5 рублей, в общине барина Редькина от 10 рублей. Отопление изб производилось соломой и сухим пометом, по белому топили 8 дворов, по черному — 95. Хлеб сбывался в Михайлове, Скопине, на станции Клекотки, летом на ярмарках в селе Малинках. Существовали в деревне и местные промыслы: 59 человек брали подесятинные заработки у соседних помещиков, получая за обработку и уборку десятины ржи и десятины овса 14 рублей и столько же за обработку и уборку одной десятины картофеля. Всего под заработками было 44,5 десятины на 1057 рублей.
25 человек жили в работниках, из них: 5 пастухов, 3 бондаря, 2 шорника, 2 портных, сапожник, садовник. Отхожим промыслом занимались 24 мужчины и 1 женщина в Москве.
25 человек жили в работниках, из них: 5 пастухов, 3 бондаря, 2 шорника, 2 портных, сапожник, садовник. Отхожим промыслом занимались 24 мужчины и 1 женщина в Москве.
Все крестьяне были верующие. Церковь посещали регулярно — в будни и праздники. Старались соблюдать посты.
Раньше в Павелково было 4 слободы: Быклемисовка, Слобода, Горюнки и Варваровка. До 1914 года их было только две: Быклемисовка и Слобода. В 1914 году в деревне случился пожар. Со стороны села Коровина с ветром принесло горящую щепку, которая упала на крышу сарая и подожгла его. Скоро пожар перекинулся на другие строения. В результате сгорело 30 домов. Быклемисовка сгорела полностью, остались только два дома. После пожара людям пришлось своими руками строить новые жилища. Первыми начали строительство домов две жительницы деревни, их обеих звали Варварами. В дальнейшем в честь этих женщин слобода была названа Варваровской.
На слободе Горюнки дома строились в основном только бедняками, которые вечно горевали и бедовали. Поэтому за ней и закрепилось название — Горюнки.
На слободе Горюнки дома строились в основном только бедняками, которые вечно горевали и бедовали. Поэтому за ней и закрепилось название — Горюнки.
Коллективизация.
С одной стороны, крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП (б) из опыта рения хлебозаготовительных кризисов 1926-1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, что крестьяне-единоличники снижали поставки государству и срывали намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низкие, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей и повышению урожайности.
Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.
С другой стороны, начавшееся формирование индустриализации требовало колоссальных капиталовложений. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города — практически бесплатным продовольствием.
С другой стороны, начавшееся формирование индустриализации требовало колоссальных капиталовложений. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города — практически бесплатным продовольствием.
Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. Для ускорения коллективизации в деревню были направлены грамотные в идейном отношении городские рабочие.
Колебания, сомнения, душевные метания крестьян-единоличников, в массе своей привязанных к собственному хозяйству, к земле, к скоту («Остался в прошлом я одной ногой, скольжу и падаю другой» — писал по этому поводу Сергей Есенин) преодолевались просто силой. Карательные органы лишали упорствовавших избирательных прав, конфисковали имущество, запугивали, сажали под арест.
Раскулачивание
Кулак: зажиточный крестьянин, эксплуатирующий односельчан. Кулаки, т. е. богатые крестьяне, к-рые угнетают чужой труд, либо нанимая работников, либо давая деньги в рост и т. п.,
перен. скупец (простеречие)
Подкулачник. В условиях классового расслоения деревни — человек, действовавший в интересах кулака. В отдельных районах число подкулаченных достигло 15-20%.
перен. скупец (простеречие)
Подкулачник. В условиях классового расслоения деревни — человек, действовавший в интересах кулака. В отдельных районах число подкулаченных достигло 15-20%.
В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью, прежде всего, обеспечить коллективным хозяйством материальную базу. С 1929 года до середины 1936 года было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью 175 миллионов рублей передано колхозам.
В Павелково в колхоз не вошло лишь 5 семей, у них отобрали земли, отрезали усадьбы. Раскулачен был крестьянин Трушкин Иван Михайлович, которого впоследствии сослали в Сибирь — Омскую область. Также раскулачиванию подлежал еще один житель деревни по прозвищу Шмуль. У него забрали дом сад, пруд, пчельник, все земли, которые были отданы колхозникам для построек новых домов.
Ликвидация кулаков, лишения деревни наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подорвали дух сопротивления. Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли семьями, с грудными детьми, стариками. В холодных нетопленных вагонах с минимальным количеством домашнего скарба, везли тысячи и тысячи людей в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Наиболее активных «антисоветчиков» отправляли в концлагеря. Вместе с тем, власти не дали точного определения, кого считать кулаками. В общепринятом смысле, кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но в кулаки могли зачислить и тех, кто имел двух коров или лошадей, или хороший дом. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оправдания этих действий было придумано зловещее слово «подкулачник».
Во многих районах, особенно Урало-Кавказа и Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Истребление скота, разорение деревни, непрекращающиеся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели страну в 1932-1933 г к невиданному голоду.
В экстазе раскулачивания, рис. К. Ротова Приокский Рабочий 11 апреля 1930г., №83(261), стр.2.
… Некоторые наши товарищи, опъяненные успехами, стали незаметно сползать с пути наступления на кулака на путь борьбы с середняком…(Сталин «Ответ товарищам колхозникам»)
«К весне 1930 г Сталину становится ясно, что безумная гонка в колхозы, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Сталин делает хорошо рассчитанный тактический шаг. 2 марта в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, что «нельзя насаждать колхозы силой» — после этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник.
В 1931 году колхоз д. Павелково назывался «40 лет Октября». В эти годы на Волхоновке (где сейчас ферма) были расположены птицеферма, овцеферма, свиноферма и коровник. В деревне было 2 кузницы (одна располагалась на месте кирпичного завода). Кузнецами работали: Ярушкин Василий Андреевич, Гвоздков Василий Иванович. Около одной кузницы был огромный красивый сад, недалеко от него была расположена школа. Учились в ней только до 4-го класса, затем ходили на занятия в Грязное, потом — в совхоз имени Ильича.
В колхозе был большой огород, где выращивали морковь, огурцы, помидоры, лук. Часть урожая сдавали на заготовку, а остальное давали на трудодни, которые под конец года выплачивали хлебом. Огородником стал Лисицын Дмитрий Васильевич, который был специалистом по выращиванию овощных культур. За год каждый сельчанин должен был обязательно заработать 280 трудодней. В деревне были конные молотилки на двух севооборотах. Они располагались за слободой Варваровка, где протекала река Амшанка. На каждой молотилке работало 4 бригады. Помимо этого, в деревне были трехкрылая ветряная мельница, две конюшни. На полях сеяли рожь, горчицу, овес, вику, просо, картофель, гречиху.
Павелково. Бригады работавшие на двух конных молотилках. 1938-1941? год
Под очень строгим наблюдением были деревенские березовые рощи. Полоть их ходила бригада, состоящая из 14 девочек тринадцатилетнего возраста. Забирать траву приезжали мужчины на быках с повозкой, эта трава шла на корм. К труду были приспособлены с самого раннего возраста. Девочки в возрасте 6 лет носили в поле свялы, которыми женщины скручивали снопы. Они работали до поздней ночи не меньше мужчин. Также была своя крупорушилка, чесальня, шерстобитка.
В наши дни в Павелкове находится отделение совхоза Кариненский, есть клуб, магазин, библиотека, мастерская, артезианская скважина. На начало 1986 года в деревне проживало 268 жителей, насчитывалось 10 лошадей, 180 коров, 240 голов молодняка крупного рогатого скота, 14 свиней, 110 овец. На 1.1.1996 г. оставалось 194 жителя.
Литература
- Бабурин «Топонимика Рязанской области»
- И. Добролюбов «История статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии»
По материалам реферата ученицы 11 класса Ильичевской средней общеобразовательной школы п.им.Ильича, Михеевой Ирины. Рязанская область, Михайловский район.