Рождество

Рождество
Чудесный праздник Рождества Христова на Руси, особенно в сельской местности, всегда ждали с радостью и нетерпением. За многие годы так сложилось, что языческие обряды славян тесно переплелись с христианскими обычаями и образовали своеобразную смесь. Поэтому каждый церковный праздник имел христианские и языческие черты. Особенно это было заметно в деревнях среди крестьянского населения.
Большинство людей в христианском мире празднуют Рождество и Новый Год. Однако этот праздник связывают все же не с именем Иисуса Христа, а с Санта Клаусом. Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова “зола”) святого Николая (в православной традиции Николая-Угодника) первыми голладскими поселенцами в Америке.
Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница, внучка Снегурочка. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.
Снегурочка – явление уникальное, свойственное только нашему Новому году. Новейшая история считает датой ее рождения 1873 год, а местом рождения – имение Щелыково, что недалеко от Костромы. Именно там из дремучих лесов “вышел” навстречу писателю Александру Островскому образ снежной девушки. Ее отец – Мороз, мать – Весна-Красна. Сегодня в большинстве сказок Снегурочка, снежная девочка, не дочь, а внучка Деда Мороза.
По преданию Дед Мороз на Руси произошел от древнеславянского духа холода Трескуна или Студенца. Это ещё не был тот добрый дедушка с мешком подарков, которого мы все сегодня знаем. Наоборот, Студенец представлялся злым духом, который морозил и губил людей, оказавшихся в лесу, в поле или степи в холодную погоду. И только с годами дед Мороз стал превращаться в добродушного старика-добряка. Среди предков старца был и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома, узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым, и он стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще, а потом одели в красную шубу, отороченную мехом. С 1700 года император Пётр I специальным указом повелел начинать Новый год 1 января, как в Западной Европе. С этого времени Дед Мороз стал постоянным участником новогодних торжеств. Без Деда Мороза не могла обойтись ни одна ёлка, он сделался другом всех детей, которые всегда с надеждой и нетерпением ждали от него подарков.
Издавна на селе существовал обычай в зимнее время под Новый год от всякого дома приносить на Красную горку по снопу от хлебов злаковых: пшеницы, ржи, ячменя, проса. Обычно несли снопы старые люди. Обвязывали праздничным льняным полотенцем с вышитыми обереженными знаками. Оставляли снопы на ночь. А утром сходились вновь у Красной горки и глядели, какой же хлеб инеем да снегом укрыт? Была примета: тем колосом-хлебом, который больше укроется снегом, будет поле красно летом.
Затем снопы приносили обратно домой, отрывали от них соломки и складывали на столе, прикрыв льняным полотенцем. По древнему поверью, если девица вытаскивала соломку, то соломка могла назвать ей имя суженого и указать, какого он росту. Также верили, что в Новогоднюю ночь нечистую силу с метелями зима выпускает из-под коряг лесных, колод гнилых. Собирается нечистая сила на свои последние потехи. Месяц – на ущерб, а нечистая сила – на свет. Говорили старые люди; ” Ни крынку, ни чашку на столе к вечеру не оставляй, как туда может вселиться неведомая сила”.
По старому стилю Рождество приходилось на 25 декабря, то есть до наступления Нового года. Рожеству Христову предшествует сорокадневный пост, который русские люди называют Филиповками, поскольку начало его приходится на следующий день после празднования памяти апостола Филиппа. В России это время холодов, крепких морозов и метелей. Пост этот не особенно тяжелый, как говорят в народе, ” больше холодный, чем голодный”. Филипповки отличаются особым последним днем накануне Рождества – Сочельником. День строгого воздержания заканчивается редким кушаньем – сочивом. Само слово “сочиво” означает сок из молочковых семян.
Сочиво рождественское.
1 стакан зерен пшеницы, 100 г. мака, 100 г. ядер грецких орехов, 2-3 стол, ложки меда, сахар по вкусу.
Зерна пшеницы вначале толкут в деревянной ступе деревянным же пестиком, периодически подливая чуть теплой воды, чтобы оболочка пшеницы полностью обрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отсеивая, просеивая и промывая, а потом уже из чистых зерен варят на воде обычную рассыпчатую постную кашу, охлаждают ее и подслащивают по вкусу.
Отдельно в специальной посуде растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, перемешивают все и выливают в кашу. Если каша покажется густоватой, ее разводят охлажденной кипяченой водой. В последнюю очередь добавляют грецкие орехи.
Готовят сочиво также и из риса. Соотношение компонентов при этом сохраняется. Иногда по желанию добавляют изюм. При этом изюм должен быть промыт и уварен до мягкости. Готовое блюдо должно быть в буквальном смысле этого слова сочным, рисовые зерна должны сохранять целостность, то есть быть зернышко к зернышку.
Для подслащивания традиционно используют мед, однако можно заменить его и сахаром.
Кушанье с этим соком или молочком считалось обязательным. Готовили его из сока миндального, макового, с мёдом из каши, сваренной из красной пшеницы, ячменя или гречихи, позднее – риса.
Радость Сочельника – в светлом праздничном настроении и волнении. Православная рождественская служба совершается ночью, в тот же час, когда произошло само событие – рождение Христа, и заканчивается под утро.
Уставшие и радостные люди собираются под семейным кровом для долгожданного праздничного угощения, разговления после поста. Русский рождественский стол издревле у людей скромного достатка представлен печеной или жареной бараниной, свининой, домашними колбасками, солониной, лапшой с гусиными потрохами. Запивали всё это квасом и крепким пивом. Любили закусывать копченой птицей – утками, гусями, а также ветчиной и вяленым мясом. Праздничное народное питьё состояло из простонародного крепкого пива, огромного количества различного вида квасов, ягодных морсов, медовухи и виноградных вин, а также водки. А вообще выбор блюд для праздничного стола зависел от традиций и местных обычаев.
Сразу же после празднования Рождества вплоть до Крещения (19 января) наступал особый период, называемый святками. Святки – наиболее почитаемый праздник у славян, который сопровождался богатым выбором обычаев, обрядов, примет и гаданий. Святки или святые вечера – это дни веселья и священного торжества, приуроченного к христианскому празднику Рождества Христова. Эти дни называются ещё мясоедом. В этом празднике можно наблюдать смешение старинных языческих обрядов с некоторыми евангельскими эпизодами в жизни Иисуса Христа. Языческие святки всегда сопровождались гаданиями, играми, наряжанием и прочими забавами, эта сторона праздника не имела ничего общего с христианскими представлениями о смысле евангельского праздника. Само слово “святки” говорит нам о святости дней в связи с великим событием в христианском мире – рождении Иисуса Христа. Но в глубокой древности зимние святки представляли собой длительный период заклинаний, во время которого подводились итоги прошедшему году и проводились заклинания на все 12 месяцев следующего года с пожеланием богатого урожая. Длились святки 12 дней.
Колядование
Накануне Рождества 24 декабря по старым традициям начинался старинный обряд колядования. Не отставали от этого и жители Киркино.. Люди начинали славить Коляду, которого считали древним богом пиршеств и весёлых гуляний. В период колядования группа людей ходила по дворам, пела заклинания и пожелания всяких благ каждому дому. При этом обязательно собирали с каждого съестные припасы в общий мешок, которые потом съедались участниками обряда. Весело проходило колядование. Каждый участник обряда наряжался в тулупы шерстью наверх и надевал звериные маски. С шумными карнавальными плясками и песнями ходили сельчане по улицам , потешая местных жителей. Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый размах в их вторую половину – от первого до шестого января. Во время игрищ производились самые разнообразные обрядовые действия, мешая христианское и языческое в одну кучу.
В святочные обряды обязательно входило гадание, при помощи которого по каким-нибудь особым искусственным или естественным знакам старались определить своё будущее. Впоследствии, когда на Руси стало распространяться христианство, само гадание стало постепенно превращаться в вид ворожбы. Ворожба же представляла собой действие сверхъестественных враждебных сил и приравнивалась к колдовству, а значит и к бесовскому занятию. Церковь преследовало всякое гадание, которое со временем превратилось из языческого обряда в народную забаву. В святочные дни гадание было широко распространено и среди крестьян.
Время гаданий и заклинаний будущего урожая – ночь под Новый год и первое января следующего года. Под руководством 12-ти стариков производились различные обряды и пелись песни в честь “славы хлебов”.
Другая тема новогодних гаданий – это замужество, тут гадали на зеркалах, на снах, под окном, при помощи лучины – все эти виды гаданий преследовали в сущности одну цель – узнать своё будущее и свою судьбу.
Святки, ряжения, маскарады пользовались огромной популярностью среди местного населения. Церковь, конечно, всячески преследовала языческие игрища ряженых, но окончательно вытравить весёлые святочные проделки и маскарады не смогла.
Святки, как и канун Рождества, всегда были наполнены радостью и весельем. В Старом Киркино ещё помнят старинные народные приметы, дошедшие до нас из глубины веков. Они не потеряли своего значения и сегодня.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь – зимы государь.
Январю – морозы, февралю – метелицы.
Январь – году начало, зиме серёдка.
Январь месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
В январе солнце на лето, зима – на мороз.
Если в ночь под Новый год мороз и небо звёздное – к урожаю хлебов, и наоборот, тепло и нет снега – к неурожаю.
Если в ночь на Рождество Млечный путь в небе полон звёзд и светел – к вёдру, если мрачен – к ненастью. Если звёзды редки, то и ягод будет мало.
На Рождество снег или иней на деревьях – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы хорошо роиться будут, ясная морозная погода – к засушливому лету.
Если на Рождество на новом (молодом) месяце, то год ожидается неурожайным.
Васильева ночь (Старый Новый год) со звёздами – лето обещает быть ягодным, вьюга – жди большой урожай орехов. Коли мороз и мелкий снег – к хорошему лету, если тепло и бесснежно – к холодному.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий