Славяне были язычники. Они вѣрили во многихъ боговъ. Одни боги—добрые и помогаютъ человѣку, другіе— злые и вредятъ ему.
Въ каждой избѣ живетъ дѣдушка домовой, предокъ семьи, ея покровитель. Домовой — маленькій старичокъ, обросшій шерстью и мягкимъ пушкомъ. Даже ступни ногъ и ладони покрыты волосами. Домовой живетъ за печкой, грѣется у огня. Ему оставляютъ на ночь ужинъ, кормятъ хлѣбомъ, кашей, пирогами. Если домовому хозяинъ угождаетъ, онъ помогаетъ въ хозяйствѣ. Онъ смотритъ за всѣмъ домомъ, бережетъ лошадей, коровъ, овецъ, наблюдаетъ за овиномъ, огородомъ, конюшней, хлѣвомъ. Если домового не кормить, онъ начнетъ душить куръ, скотина будетъ худѣть и дохнуть. Ночью вдругъ поднимется шумъ, трескъ, возня. Славяне думали, что это домовой пугаетъ, не даетъ никому покоя. Если семья переселяется, то и домового надо взять съ собой. Для этого слѣдуетъ сгрести горячіе уголья, перенести на новое мѣсто и зажечь отъ нихъ огонь на очагѣ, чтобы домовой могъ грѣться.
Въ лѣсу живетъ лѣшій. Онъ — весь косматый, зеленый. Голова у него остроконечная, съ рожками, ноги козлиныя, на рукахъ длинные когти. Лѣшій любить качаться на вѣтвяхъ, какъ на качеляхъ. Онъ свищетъ, аукаетъ, хохочетъ, хлопаетъ въ ладоши, ржетъ, какъ лошадь, мычитъ, какъ корова, лаетъ, мяукаетъ. Лѣшій — хозяинъ лѣса. Подъ его властью и звѣри, и птицы. Онъ самъ можетъ обернуться всякимъ звѣремъ и птицей, морочить путника въ лѣсу, сбиваетъ съ дороги, заводитъ въ болото. Онъ угоняетъ у пастуха скотъ, не даетъ охотнику убить звѣря, поймать птицу. Но лѣшаго можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообѣщать первую добычу на охотѣ или положить на пень кусокъ хлѣба, блинъ, пирогъ. Осенью лѣшій бушуетъ въ лѣсу, ломаетъ деревья, гонитъ звѣрей. На зиму онъ проваливается подъ землю до весны.
Въ рѣкахъ, озерахъ и болотахъ живетъ водяной. Голова у водяного косматая, вся въ тинѣ, съ выпученными зелеными глазами. Лицо у него опухшее, брюхо толстое. Водяной любитъ жить въ омутѣ. Тамъ у него большія палаты, стада лошадей, коровъ и овецъ, утащенныхъ у пастуха. Закидываетъ рыбакъ сѣти, а рыба не ловится. Водяной всю рыбу распугалъ, думаетъ рыбакъ. Чтобы умилостивитъ водяного, топили въ омутѣ овцу, корову или лошадь. Зимой водяной спить, а къ веснѣ просыпается. Шумитъ, бурлитъ рѣка, заливаетъ луга и поля, уноситъ скотъ и людей. Это водяной проснулся, жертвы требуетъ.
Въ лунныя ночи опасно, по невѣрію славянъ, ходить въ лѣсу у рѣки или озера. Изъ воды выплываютъ русалки-утопленницы съ длинными зелеными волосами.. Онѣ бѣгаютъ по мягкой травѣ на лугу, водятъ хороводы, качаются надъ водой на вѣтвяхъ деревьевъ, поютъ пѣсни, плачутъ, какъ малыя дѣти. Если человѣкъ подойдетъ близко къ русалкамъ, онѣ защекочутъ его досмерти и унесутъ на глубокое дно рѣки.
Выше всѣхъ этихъ земныхъ боговъ — боги небесные. Каждый день выѣзжаетъ изъ золотыхъ палатъ на огненныхъ коняхъ богъ солнца. Солнце лучами-стрѣлами гонитъ ночь, разгоняетъ туманы, разбиваетъ льды и снѣга. Подъ лучами солнца луга покрываются сочной зеленой травой, цвѣты расцвѣтаютъ, рожь зрѣетъ и колосится. Солнце грѣетъ и кормить человѣка, оно—податель всѣхъ благъ. Когда люди прогнѣвятъ солнце, то оно посылаетъ на землю свои огненныя стрѣлы. Сохнутъ ручьи, горитъ трава и хлѣбъ, моръ и голодъ губятъ людей.
Грозныя, мрачныя тучп закрыли небо и ясное солнце. Яркая молнія прорѣзываетъ тьму. Страшные удары грома потрясаютъ землю и небо. Это богъ грозы—Перунъ ѣдетъ по небу. Въ рукахъ у Перуна лукъ и дубина. Онъ бьетъ дубиной, стрѣляетъ изъ лука молніями-стрѣлами, разсѣкаетъ ими черныя тучи. Изъ тучъ льется дождь, орошаетъ поля. Страшенъ въ гнѣвѣ своемъ Перунъ. Онъ посылаетъ бури и ливни, выбиваетъ градомъ хлѣбъ па поляхъ, зажигаетъ жилища, убиваетъ скотъ и людей. «Убей тебя Перунъ», — говорятъ, если желаютъ кому зла.
Есть у солнца враги: зима съ морозами и вьюгами. Зима сковываетъ льдомъ рѣки и озера, запираетъ небесныя воды. Земля, какъ мертвая, закутывается снѣгомъ—саваномъ. Вся природа замираетъ, пока снова не оживятъ ее жгучіе лучи солнца, пока солнце не одолѣетъ зиму съ морозами.
Из книги по русской истории для начальных школ. Издание пятое, исправленное и дополненное. 1919 год, стр. 19 — 21. Составили: О.Вейхельт, М.Н.Коваленский, В.А. Петрушевский и В.Я. Уланов. Издание т-ва «Мир». Москва, Знаменка, 9.