Китоврас
Асмодей (собственно Ашмедай, то есть искуситель) — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. е. сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. В славянской повествовательной литературе XVI и XVII веков это сказание известно в двух редакциях: западной, которая носит название — «Разговор Соломона с Морольфом», и восточной — «Сказание о Соломоне и Китоврасе». Последняя известна у русских. Здесь выступает тот же самый А.: в 1-й — под неясным именем Морольфа, Маркольфа или Морольта, во 2-й — под названием Китовраса, что произошло от греческого слова κενταυρος, что в свою очередь образовалось от санскритского Gandharva. См. Китоврас, Морольф.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Действительно, с именем Китовраса не так все просто. В древнерусских книжных легендах Китоврас считался кентавром. Название его считают происшедшим от греческого κενταυρος — «кентавр». В рукописных текстах он фигурирует с 14 века как чудовище, или как имя собственное, связанное с персонажем апокрифического сказания. Эти русские легенды восходят к сказаниям о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах заменил Китоврас. На Руси облик Асмодея сблизили с известным мотивом византийской иконографии, кентавром. Здесь Китоврас иногда наделялся крыльями.
Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм. При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас учит его, как добыть у чудесной птицы шамир, с помощью которого можно тесать камни, избегая использования железных орудий. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.
Согласно другой легенде, Китоврас привел Соломону двухголового мужа. Впоследствии у этого человека родились два сына, двухголовый и обыкновенный. После смерти отца двухголовый сын требует двойную долю наследства; Соломон хитроумным способом доказывает, что оба сына имеют права на равные доли.
Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены, которую Китоврас носил в ухе. Еще одна легенда повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде. Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде «зверя Китовраса» — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. В других русских рукописях вместо Китовраса упомянут царь Пор, а в фольклоре — Василий Окульевич.
Семаргл
Сварожичи в рус.-слав. мифологии сыновья Сварога: бог солнца Дажбог и бог земного огня Сварожич. Священному земному огню — С. — древние славяне молились «под овином» или «во ржи» («кто под овином молится или во ржи»). Культ бога огня С. (огонь земной) обусловлен земледельч. бытом и тесно связан с почитанием бога солнца — Дажбога.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным. Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.
Имя Семаргла упомянуто в русских летописях — пантеон князя Владимира. Произошло оно, предположительно, от старорусского «смага» т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич — полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня — Агни. Он же огненный змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 года Огнебог — Йогнебоже, по «Веде славян» Верковича, у болгар-помаков. Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек — сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ Семаргла — иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Мог оборачиваться священным крылатым псом.
Поэтому абсолютно точно сказать о происхождении Семаргла невозможно, можно только следовать той или иной легенде.
Олег Полонский