
Появление первых светильников на Руси уходит корнями в седую старину. Вообще первым искусственным источником света был огонь, который, как известно, был подарен человечеству Прометеем. Наши пращуры, сидя перед огнем домашнего очага, скорее всего, не нуждались в дополнительном освещении. Горящая головня, а позже факел — вот что являлось первым переносным источником освещения. Стационарным источником света для всех народов служил костер. Сегодня мы никогда точно не узнаем имени того человека, который изобрел самый первый светильник – прообраз масляной лампы, поместив мох в круглую каменную чашу с медвежьим жиром, с погруженным в него фитилем и поднеся к нему огонь. Одним из древнейших источников света считается факел. Конструкция его менялась с веками — от простой головешки, вынутой из костра, до рукоятки, обмотанной паклей и пропитанной нефтью, жиром или маслом. В третьем тысячелетии до нашей эры появились первые свечи – бруски из перетопленного твердого животного жира (сала) с фитилем внутри. В средние века в качестве материала для свечей применяли китовый жир и пчелиный воск.
На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они изготовлялись из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.
Профитка
нем. Profitchen, от фр. profit, выгода, польза. Каменная свечка с металлическою иглой, для накалывания на нее огарков и для соблюдения таким образом экономии.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
Оконница
– оконный переплет в виде металлической решетки со слюдяным или стеклянным заполнением. В древних постройках оконница выполнялась в виде доски с прорезанными в ней отверстиями.
Словарь строителя. 2008.
нем. Profitchen, от фр. profit, выгода, польза. Каменная свечка с металлическою иглой, для накалывания на нее огарков и для соблюдения таким образом экономии.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
Оконница
– оконный переплет в виде металлической решетки со слюдяным или стеклянным заполнением. В древних постройках оконница выполнялась в виде доски с прорезанными в ней отверстиями.
Словарь строителя. 2008.
Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIII веков представляли собой различные конструкции с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи.
Самыми распространенными были подсвечники на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.
На Руси в сельских избах сначала вообще не существовало никакого освещения. До IX века крестьяне обходились вовсе без окон. Свет тогда проникал через дверь, обращенную к югу. Только в IX-X веках появились в избах маленькие волоковые окошки, которые задвигались дощечками. Служили они, в основном, дымовыми отверстиями и света почти не давали.
Это одна из слюдяных оконниц, поступивших в музей из усадьбы «Ботик Петра I». Предположительно — элемент Петровского дворца на Плещеевом озере во время строительства Потешной флотилии.
В небольшие ячейки оконниц вставляли слюду, бычий пузырь, брюховицу (пленка с брюшины животного). Вставляли и оконное стекло. Но оно было толстое, зеленое и мутное до полной непрозрачности. Гораздо больше света давала слюда. А уж рассмотреть что-либо через такие окна было вовсе невозможно.
Днем изба освещалась с помощью окон. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Створчатые рамы, отворявшиеся наружу, появились в крестьянских избах лишь в самом начале XX века. Но и в 40-50 годах XX века многие избы строились с неоткрывающимися окнами. Зимних, вторых рам тоже не делали. А в холода окна просто заваливали снаружи до верху соломой, или покрывали соломенными матами. Зато большие окна избы всегда имели ставни. В старину их делали одностворчатыми.
Однако такие окна давали очень мало света. И потому даже в самый солнечный день приходилось освещать избу искусственно. Одним из древнейших устройств для освещения считается камелек — небольшое углубление, ниша в самом углу печи (10 Х 10 Х 15 см). В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье — мелкие смолистые щепки, поленца. Хорошо просушенные лучина и смолье давали яркий и ровный свет. При свете камелька можно было вышивать, вязать и даже читать, сидя за столом в красном углу. Присматривать за камельком ставили малыша, который менял лучину и добавлял смолье. И лишь значительно позже, на рубеже XIX-XX веков, камельком стали называть маленькую кирпичную печку, пристроенную к основной и соединенную с ее дымоходом. На такой печурке — камельке готовили пищу в жаркое время года или ее дополнительно топили в холода.
Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в светцы. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Когда на Руси появились первые лучины точно определить трудно. Для получения тонкой, менее 1 см, длинной до 70 см щепы полено распаривали в печи над чугуном с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором. Надколотое полено затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и острием на другом. Этим острием светец втыкали в щель между бревнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто или другой сосуд с водой. Такие древние светцы, относящиеся к X веку, были найдены при раскопках в Старой Ладоге. Позже появились светцы, в которых горело несколько лучин одновременно. Они оставались в крестьянском быту вплоть до начала XX века.
Окна с косяками и оконницами появились в России с XIII века. Первоначально их прорубали у себя в хоромах лишь князья и бояре.
Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича – будущего императора Петра I – «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» ( Забелин И. Е. ).
Т. В. Княжицкая. Журнал“Мир музея», июль 2011
Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича – будущего императора Петра I – «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» ( Забелин И. Е. ).
Т. В. Княжицкая. Журнал“Мир музея», июль 2011
По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на гумне. Свечи были сальными и восковыми. При этом восковые свечи использовали в основном в обрядах. Сальными же свечами, появившимися лишь в XVII веке, пользовались в быту. Однако такую роскошь, как свечи, могли себе позволить только зажиточные люди. Например, в русских крестьянских семьях свечи зажигали лишь в праздники, а зимой жгли лучины и фитили. С весны до осени деревенские избы на Руси вообще не освещались, поскольку считалось, что с Пасхи до Покрова вставать и ложиться надо с зарей.
Для изготовление свечей брали говяжье, баранье, козье сало. Худшим считалось свиное. Восковые свечи чаще выделывали катанием. Воск разогревали в горячей воде, раскатывали в валик, плющили его в длинную лепешку и, положив на край лепешки фитиль из льна или пеньки, вновь закатывали в валик. Сальные свечи чаще были “маканцами”. Для их изготовления фитиль, перекинутый через лучину, макали в растопленное сало. Затем вытаскивали, вешали на мороз застывать и вновь макали. “Маканцы” часто выходили тощими и неровными. К концу XIX века повсеместно распространяется домашнее литье свечей в лейках — металлических формах.
Впоследствии изобрели другой источник более качественного освещения жилища — свечи из пчелиного воска. Ее фитиль изготавливался из тростника, хлопка или волокон конопли. Так же из воска делали свечи в Китае и Японии. Воск выкладывали на бумагу и сворачивали в бумажный цилиндр, предварительно пропустив через него нить фитиля.
Сначала свечи делали из неочищенного воска. Потом воск стали очищать, расплавляя и процеживая его через ткань. Расплавленный воск обладает существенным недостатком: легко прилипает к металлической поверхности. Поэтому восковые свечи нельзя отлить. При промышленном изготовлении таких свечей нить фитиля много раз обливали расплавленным воском, пока не добивались нужной толщины.
Восковая свеча коптит гораздо меньше и горит гораздо ярче, чем свеча из жира. Хотя и стоит значительно дороже. Именно поэтому восковые свечи всегда были уделом богатых и церкви. О дороговизне восковых свечей можно судить по такому факту. Средневековые рыцари давали обет — поставить в церковь «пудовую» свечу. Это приравнивалось к пожертвованию золота или дорогих тканей. Восковые свечи как источники света в крестьянских избах даже в начале XIX века свидетельствовали о большом достатке и зажиточности хозяев.
Такими же распространенными источниками света, как и свечи, были масляные лампы, причем довольно долгое время – вплоть до середины 19 века. Иногда масляным лампам даже отдавалось предпочтение перед свечами: например, существовали жестяные светильники, снабженные специальными резервуарами в виде античных ваз, которые заправлялись горючими маслами. Преимущества этого способа заключались в том, что, во-первых, увеличивалась сила света, во-вторых, резервуары вмещали много масла, и отпадало неудобство заменять быстро таявшие свечи.

Первые потолочные светильники с использованием свечей на Руси стали применять около 12 века и использовали их поначалу только для освещения храмов, подвешивая под главным куполом. Назывались такие светильники паникадилами. Паникадило можно считать прообразом современной люстры, поскольку его конструкция легла в основу бытовых светильников более позднего времени. Светильник состоял из нанизанных друг на друга отдельных частей и заканчивался внизу крупным гладким или украшенным орнаментом шаром. К стержню прикреплялись расходящиеся отроги-перья со свечниками. Изготавливали паникадила из литой меди, кованого железа, серебра, кости, олова. Бывало, что такие подвесные светильники достигали огромной величины и украшались множеством фигурных подвесок. Выглядели паникадила настолько роскошно, что приводили в изумление приезжавших в Россию иностранцев.

Паникадило, иначе говоря — многоярусная люстра для храма.
«Это самая большая работа, созданная в токарне Петра I, с его участием и по его замыслу, — поясняет Наталья Бахарева, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры. — Это паникадило должно было украшать собор Петропавловской крепости, но работу завершили только после смерти Петра. А тогда уже формировалось его мемориальное собрание, поэтому этот уникальный предмет сразу поступил в него и никогда не находился в соборе».
Сообщает www.fontanka.ru
«Это самая большая работа, созданная в токарне Петра I, с его участием и по его замыслу, — поясняет Наталья Бахарева, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры. — Это паникадило должно было украшать собор Петропавловской крепости, но работу завершили только после смерти Петра. А тогда уже формировалось его мемориальное собрание, поэтому этот уникальный предмет сразу поступил в него и никогда не находился в соборе».
Сообщает www.fontanka.ru
В начале 19 века масляные лампы начали сменяться керосиновыми, которые очень быстро завоевали популярность. Первая керосиновая лампа была создана американским химиком Селлиманом, а в конце 50-х годов 19 века львовский аптекарь И.Лукашевич предложил конструкцию керосиновой лампы с круглым фитилем. Такие лампы, получившие название «молния», давали силу света до 50 свечей.
В богатых домах интерьеры стали украшать лампами в виде фарфоровых ваз, которые скрывали в себе резервуар с горючим. Из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала абажур, смягчавший яркий резкий свет. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло.
В 19 веке большое распространение получило газовое освещение, которое осуществлялось только в крупных городах. Газовое освещение применялось вплоть до 80-х годов 19 столетия, однако оно было не столь эффективным. Главная проблема заключалась в том, что газовое пламя, горящее при недостаточном притоке кислорода, дает яркий свет, но при этом сильно коптит, а чистое не коптящее пламя (при избытке кислорода) практически невидимо.
В деревне по-прежнему освещали избы лучинами, свечами да керосиновыми лампами. Об электрической лампе, которая была изобретена в середине XIX века и стоила очень дорого, никто и не слыхивал. К тому же первая лампа накаливания больше напоминала ювелирное изделие или произведение искусства, как по трудоемкости, так и по стоимости. Можно сказать, что почти всю первую половину XX столетия в русской деревне господствовали свечи и керосиновые лампы. Полная электрификация села закончилась только в последней четверти прошлого столетия.
Сегодня свечи традиционно используются в основном при церковных богослужениях как символ соединения с Богом. Горящая свеча в храме — это воспоминание и об ушедших родственниках и обо всех, кого мы любим и помним.
Олег Полонский