Разбирая как-то старые газеты и бумаги, я наткнулся на фотографию военных лет. На ней — три девушки в военной форме с наградами на груди. Лицо одной из них показалось мне знакомым. После долгих раздумий я вспомнил, что эта девушка напоминает мне бабушку, которая жила недалеко от нашего дома. Я показал фотографию своему отцу, он-то и подтвердил, что это действительно наша соседка, Мария Ивановна Куфакова. Оказывается, со мной рядом жила (она умерла не так давно) замечательная, неустрашимая женщина, которая прошла все тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Мне захотелось донести до моих сверстников, а может быть, и до будущего поколения, рассказ о судьбе этой хрупкой, миловидной девушки, смотрящей на меня со старой фотографии.
Считаю, что каждая женщина, прошедшая ужасы военного времени, совершила подвиг во имя своего народа и своей страны.
Сколько надо было иметь сил, мужества, стойкости и крепости духа для этого. Война — не женское дело!
Чтобы больше узнать о своей соседке, мне пришлось немало побеседовать с ее дочерью, Татьяной Никитичной Бричко. Оказалось, что Мария Ивановна Сударикова (в девичестве) родилась 14 января 1923 года в селе Чурики в то время Чапаевского района Московской области, в многодетной крестьянской семье. Время было тяжелое, в стране — голод и разруха после гражданской войны. С малых лет Мария помогала своим родителям по хозяйству, присматривала за сестренкой Клавой и младшими братьями: Александром, Иваном, Григорием, потому что взрослые работали с утра до вечера. Глава семейства, Иван Федорович Судариков, был председателем сельского Совета в соседней Волосовке. Жена его, Аграфена Григорьевна, работала в колхозе. Мария закончила 7 классов колхозной школы молодежи в Чуриках, а потом выучилась в Москве на ткачиху и по распределению поехала в 1941 году работать в Павловский Посад на ткацкую фабрику.
А когда началась Великая Отечественная война, первым защищать свою Родину ушел глава семейства Судариковых. Прошло немного времени — и пришла его близким горестная весточка, что Иван Федорович пропал без вести. Даже после войны не удалось родственникам найти сведений о его гибели.
Когда немцы рвались к Москве, с продуктами в столице стало очень плохо. Ткачихам приходилось работать до позднего вечера, потому они часто не могли отоварить свои продуктовые карточки. Девушка решила вернуться в родное село. Ехать пришлось на крыше вагона, так как было много беженцев. Женщины, дети, старики спасались от фашистов, бомбежек, голода и холода. Мария сумела добраться до дома.
Татьяна Никитична вспоминала, как ее мама рассказала такую историю. Однажды Мария с братом, возвращаясь из села Грязное по полевому бездорожью, увидели разбитую машину с мешками зерна. В предвоенные годы в Грязном были большие склады зерна, которое с началом войны стали вывозить для нужд фронта. Нередко машины попадали под немецкие авианалеты. Тогда очень голодно было, вот и решили брат с сестрой прихватить несколько мешков зерна. Вдруг, как из-под земли, появились немцы на мотоциклах. Маша и ее брат сильно перепугались, подумали, что пришел конец их жизням: фашисты зерно отнимут, а их убьют. Один мотоциклист близко подъехал и стал что-то говорить на немецком языке, показывая рукой в сторону. Мария сообразила, что надо быстро убираться отсюда. Отчаянно погоняя свою лошадь, она то и дело оглядывалась назад, не веря своему счастью, что их отпустили живыми. Сытые, уверенные в своей близкой победе немцы, видя искренний испуг на их лицах, долго свистели, гиками вслед повозке, громко смеялись. Фашисты не могли и предположить, что совсем скоро сами поползут по этой же самой дороге, только уже грязными, оборванными, голодными и злыми от того, что не смогли одолеть нашу Родину. Оставалось совсем немного до первой уверенной победы советских войск, когда фашистов удалось отбросить на несколько сотен километров от столицы.
Наступил 1942 год. Весь советской народ сражался с гитлеровской Германией: кто — на фронте, а кто — в тылу. В самом начале года комсомольцев Гагаринского района, юношей призывного возраста и девушек, вызвали в райком комсомола и предложили им отправиться на фронт. Мало тогда нашлось отказников. Почти все решили защищать свои край, свою страну. Наша землячка, комсомолка Мария Сударикова, вместе с другими рязанскими девчатами откликнулась на зов Родины. В результате она попала служить в 732-й зенитно-артиллерийский полк, защищавший от немецкой авиации рубежи Тулы на подходе к Москве. Линия фронта проходила в 30 километрах. Немецкая авиация беспрестанно пыталась прорваться к городу Туле, а там — и к Москве. Артиллеристы полка сражались неистово, всеми силами старались не допустить врага к столице.
Мария Ивановна увидела все ужасы войны: бомбежки, кровь и смерть боевых товарищей. Но, несмотря на тяжелые будни, девушки-зенитчицы радовались редким минутам передышек, маленьким победам — сбитым вражеским самолетам.
В нечасто выпадавшие между боями минуты затишья в расположении полка слышались задорный смех и песни. Мария Ивановна была в части запевалой, участвовала в полковом ансамбле песни и пляски, вместе с солдатами выступала перед ранеными и мирным населением, поднимая в людях героический дух, вдохновляя наших защитников на новые победы.
На польской земле, в городе Горест, батарея нашей Марии вела охрану моста через реку Буг. В этом стратегически важном пункте развернулось тяжелое сражение. Девушкам пришлось нелегко. Фашистская авиация часто бомбила эти позиции, пытаясь взорвать мост. Советские девушки яростно отражали атаки немецкой авиации, не давая противнику реализовать свой коварный замысел. Несколько десятков самолетов сбили наши зенитчицы при защите моста. Девчата с честью выполнили свое боевое задание, сохранив переправу через реку.
В июле 1944 года полковые части были переброшены в город Лодзь, недалеко от Варшавы. Мария Ивановна видела, что оставляет после себя война: людское горе, разрушенные села и города. Советских солдат со слезами радости на глазах встречал и провожал местный люд, делясь с освободителями последним куском хлеба. Кругом была разруха, люди ютились в землянках, находили временные пристанища в развалинах. Особенно поразила жестокость фашистов в белорусских селах и деревнях, где живыми сжигали жителей, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей. Увидев на пепелищах человеческие останки, зенитчицы не выдерживали, горько плакали и клялись сами себе, что будут стирать с лица земли немецкую нечисть, биться до Победы.
Долгожданная весть о Победе над гитлеровской Германией настигла нашу землячку в Польше. Полк вскоре расформировали, а наша Мария с наградами вернулась домой, в свое родное село. Сначала она работала в избе-читальне, затем — заведующей сельским клубом. Вскоре встретила Никиту Ефиомвича Куфакова и вышла за него замуж. С ним родила и воспитала четверых детей: Анатолия, Александра, Юрия и Татьяну.
До конца своих дней Мария Ивановна поддерживала связь со своими бывшими однополчанами. Вместе с другими ветеранами села принимала участие в военно-патриотическом воспитании местной молодежи и школьников. Умерла Мария Ивановна 16 сентября 2007 года.
Я восхищаюсь смелостью и мужеством моей землячки. И как только могли ужиться в этой небольшого роста, хрупкой на вид женщине и стойкий защитник Отечества, и воспитатель, активист, и добрая, заботливая мать?! Не так- то просто было в послевоенное время вырастить и воспитать четверых детей.
Мог ли я подумать, что благодаря случайно найденной фотографии смогу мысленно прикоснуться к историческому прошлому моей малой родины, буду гордиться своей односельчанкой и по-другому смотреть в будущее…
Мне очень жаль, что сегодня в разных точках земного шара рвутся снаряды, свистят пули, льется человеческая кровь.
…Война идет в братской Украине! Слышится плач матерей, гибнут дети и старики. Как убедить человечество, что война не нужна, что война — это смерть?!
Вячеслав Климкин, ученик 9 класса Чуриковской школы. «Михайловские Вести» 10 апреля 2015