Иван Марков о Иване Маркове. Два слова.

«Скорбный лист»
«Скорбный лист»
Копия этого документа о ранении пришла ко мне случайно (подлинник находится в военных архивах). Я искал информацию другого рода о Иване Яковлевиче (моём прадеде), но, сам того не ожидая, наткнулся на этот так называемый «скорбный лист», больничный лист прадеда, как мы сказали бы сегодня. По данным из документа удалось определить номер армейского корпуса, а по номеру корпуса и дате удалось определить точное место на военных картах Первой Мировой войны, где он находился в марте 1916 года и где было получено это ранение Иваном Яковлевичем.
Прадед был дворянином, окончил юнкерское училище и воевал в Первой мировой войне в чине старшего унтер-офицера. Сам он, вспоминая, рассказывал, что на его выпуске из училища в качестве почетного гостя присутствовал Керенский и лично поздравлял каждого выпускника, пожимая руку. Удалось найти информацию об армии, армейском корпусе и полке, где он служил. 12-ая рота, к которой был приписан прадед, судя по всему, была разведывательной, я думаю так по двум причинам: во-первых, о роте отсутствует любая конкретная информация, а во-вторых, прадед рассказал моему отцу, что ранение в ногу, которое впоследствии привело к хромоте на всю оставшуюся жизнь, было получено при вылазке небольшого отряда на территорию противника, где отряд этот попал в окружение. Вот краткий рассказ об этих событиях от самого Ивана Яковлевича Маркова, переданный моему отцу, а от него мне.
Отряд, в котором находился прадед, выполнял поставленную задачу на территории, контролируемой немецкой армией, через какое-то время отряд был обнаружен и подвергнут обстрелу. Уничтожить сразу отряд наших немцам не удалось, местность, по которой двигался отряд, была отчасти болотистой, отчасти поросшей лесом, днём обильно таял снег, еще больше подтапливая все вокруг, все это создавало неудобства для ближнего боя. Кроме того, дело было к вечеру в марте, быстро темнело. Ночью обстрелы прекратились, однако отряд попал в окружение, но подойти к нему близко немцам не удалось. Рано утром по отряду немцы открыли стрельбу снарядами с хлором. Прадед вспоминал, что хлор стелился по местности, как туман, слоем в 1,5 метра. Некоторые спасались, залезая на деревья. Прадед был верхом на лошади, противогазов не было, приходилось закрывать органы дыхания мокрыми шинелями. После газовой атаки остатки отряда, не имея уже патронов, пошли на прорыв окружения в направлении своих с шашками в руках. Почти весь отряд погиб. При прорыве к своим завязался бой. Рядом с Иваном Яковлевичем разорвался снаряд. Осколки этого снаряда убили лошадь под ним, а один из осколков повредил прадеду ногу в области сустава стопы и голени. Прадед говорил, что в тот момент не заметил ранения и, потеряв лошадь, продолжал свой путь бегом, защищаясь одной только шашкой. Ранение он обнаружил на себе позже, только когда кровь переполнила уже сапог. Ранение привело к хромоте, которая осталась на всю жизнь. Хлор повредил частично легкие.

19 марта впервые во время Нарочанской военной операции было применено химическое оружие. Немецкая артиллерия обстреляла русские позиции, расположенные северо-восточнее озера Вишневское, снарядами с отравляющими веществами.
Справка:
Во время первой мировой войны химическое оружие впервые было использовано германскими войсками в апреле 1915 года против французов возле бельгийского города Ипр: от воздействия газообразного хлора (около 180 тонн) пострадали свыше 15 тыс. человек, из которых более 5 тыс. умерли на поле боя, а большинство из оставшихся в живых стали инвалидами. В дальнейшем при «химических» атаках применялись также жидкий хлор и смесь хлора с фосгеном (отравляющие и удушающие вещества). Вероятно, подобного рода химическое оружие применялось враждующими сторонами во время Нарочанской операции 1916 года.
«Кровавый потоп» на берегах Нарочи. (История боёв в Нарочанском регионе в 1916 году)
В. Преврацкий

Иван Яковлевич Марков в Киркино, 60-е годы
Иван Яковлевич Марков в Киркино, 60-е годы
Это то, что я знаю с его слов об этих событиях. Прадед выжил, вышел к своим и попал в госпиталь, чему теперь появилось документальное подтверждение. А через несколько дней на этом участке фронта началось масштабное наступление русской армии на немецкие позиции, которое вошло в историю как Нарочское сражение — по названию озера Нарочь и реки с тем же названием, вдоль русла которой находилась линия фронта. Сегодня это Беларусь. Нарочское сражение было затеяно наспех, без серьезной подготовки, по просьбе французов, которые в это время терпели чудовищные потери от немцев под Верденом, посол Франции просил Николая II бросить в бой русских для отвлечения немцев от Франции. Наш участок фронта не был рассчитан на наступление в марте, окопы были доверху наполнены водой, солдаты не могли в них находиться, насосов для откачки воды не было, противогазов не было. Генерал, который командовал наступлением русских, был «паркетным» генералом без боевого опыта. На третий день сражения стало ясно, что генерал не контролирует ситуацию, но менять его побоялись, чтобы потом все неудачи наступления свалить на него одного. Это сражение не принесло никаких положительных результатов для России, но Николай II спас положение французской армии, позже французы отплатят ему тем, что признают легитимность «Временного правительства» ещё до отречения самого Николая. В ходе этого сражения был брошен в бой фронт в 400 км, 78 000 погибли, 12 000 замерзли, осталось огромное количество раненых и калек. И всё это за 10 дней боев. Немецкий офицер, находившийся по другую сторону линии фронта в этом сражении, напишет в мемуарах такие слова: «У большинства русских не было противогазов, а у кого были, те были непригодны для защиты, мы щедро угощали их хлорными снарядами». Наступление русской армии кончилось тем, что передовым частям удалось продвинуться всего на 5-6 км и продержаться несколько дней без еды, без воды, без снарядов и патронов, потому что подкрепление не смогло пройти по болотам за нашей пехотой. Через 10 дней всё кончилось, и линия фронта осталась там же, где и была. Жена Николая из своих карманных денег поставит позже в Минске деревянную часовню в честь погибших солдат этого сражения.


Потрясенные жертвами русских немцы сообщают: «К счастью, сила удара русского наступления весьма быстро ослабела, вследствие неслыханно хищнического истребления людского материала». Потери армий Западного фронта составили 90 тыс. чел. — жертва русских для облегчения положения своих союзников под Верденом. Действительно, немцы приостановили свой натиск на Верден на целых две недели, что позволило французам перегруппировать свои силы, а также подтянуть резервы и технику. А.А. Керсновский справедливо заметил: «Двести тысяч русских офицеров и солдат окровавленными лоскутьями повисли на германской проволоке, но сберегли кровь тысячам французов. К апрелю 1916 г. за Верден легло в полтора раза больше русских, чем французов»
«Главнокомандующие фронтами и заговор 1917 г»
М.В. Оськин

Прадеду повезло, нога частично зажила, он прошел Первую мировую до конца и был награждён четыре раза «георгиевскими крестами», полный кавалер. После войны вернулся в Старое Киркино и женился на Марии Ивановне Савостьяновой и родил двух детей: Константина Ивановича и Ольгу Ивановну. Позже ему предстоит ещё пройти и Вторую мировую войну от начала до конца, в том числе участвовать в Сталинградской битве, и вернуться опять живым в Старое Киркино и воспитывать внука — моего отца, который рос в его доме. Меня потом отец назовет Иваном в честь Ивана Яковлевича.

Иван Марков, июнь 2020

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (25 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

5 комментариев к “Иван Марков о Иване Маркове. Два слова.”

  1. Здравствуйте, Иван! Меня зовут Марков Владимир! Я сын Маркова Ивана Алексеевича, а его отец Алексей Яковлевич был моим дедом. Видимо Ваш прадед был его братом. Константин Иванович Марков был двоюродным братом моего отца. С дядей Костей я иногда общался по телефону, и он мне и сестрам прислал свою книгу. Он мне говорил, что составил нашу родословную на 7 поколений. Жаль очень, если это все пропало…. К сожалению я так и не успел к нему приехать. Живу в Балашихе и в Михайлове на могиле родителей бываю 2-3 раза в год.Хотелось бы получить от Вас весточку,видимо мы родственники, хоть и дальние. С уважением Марков Владимир

    Ответить
  2. Я по маме Маркова Валентина. Прабабушка моя Тюнеева Мария Яковлевна, в девичестве Маркова М.Я. Константин Иванович в письме писал, что они с прабабушкой двоюродные брат с сестрой. Это один род Марковых. Второй род Марковых это мой дедушка Марков Иван женат был на Тюнеевой Анне Васильевне дочери прабабушки.
    На кладбище в Киркино бываю раз в год.

    Ответить
    • Добрый день. Если данная тема ещё актуальна, то может быть поделитесь той информацией, которую имеете по Марковым. Моя прабабушка Мария Яковлевна Тюнеева в девичестве Маркова. Могилки их рядом. Я с мужем каждый год в июне посещаю Киркинское кладбище, стараемся по максимуму скосить траву , правда подъезд к кладбищу каждый год труднодоступен, поросли деревьев и трава. У Константина Маркова есть рассказ про Бахрину — Тюнееву П.В. о перезде из Киркино в Михайлов. Предположительно у прабабушки мужа забрали в 1937г. и двое сыновей погибли на войне. Я буду очень благодарна Вам если откликнитесь с информацией. Спасибо.

      Ответить
      • Здравствуйте, Валентина! Меня зовут Владимир Марков. Мой дед Алексей Яковлевич , брат Марии Яковлевны. У нее мы бывали в гостях в начале 60-х годов уже прошлого века. Ее дочь Паню я хорошо помню. Она часто бывала у моих родителей в Михайлове. К сожалению в районе Киркино не был очень давно, а в Михпйлов приезжаю 2-3 раза в год..

        Ответить
      • Добрый день. Тюнеевы — старинный дворянский род, живший некогда в Старом Киркино. Марковы и Тюнеевы издавна имели самые тесные отношения. Даже родственные. Но чаще всего Марковы и Тюнеевы становились крёстными детей друг друга. Найдите меня в ВК, я постараюсь прислать что у меня есть. Но знаю лишь общие моменты. Дед бы мог рассказать гораздо больше моего.

        Ответить

Оставьте комментарий