Теперь о Нарышкиных.

Иван Марков

Теперь о Нарышкиных. Не было, наверное, за последние 300 лет в Старом Киркино жителя, не слышавшего историй о Наталье Нарышкиной, матери Петра I и уроженки нашего старинного села. Я слышал эти истории с раннего детства от отца и деда, от бабушки, преподававшей историю, позже от рязанских литераторов, регулярно гостивших у деда в доме. И всякий, кто рассказывал, рассказывал это всё по-своему.

Портрет Н.К. Нарышкиной.
Россия, вторая половина XIX в. Неизвестный художник,бумага,акварель, карандаш.
Портрет Н.К. Нарышкиной.
Россия, вторая половина XIX в. Неизвестный художник,бумага,акварель, карандаш. 22,5х19 cm (овал); 24,8х21,2 cm (в окантовке). Государственный эрмитаж. Не представлено в постоянной экспозиции.

Мнения расходились. Кто-то утверждал, что родилась она не здесь, но гостила у родни в Киркино, кто-то говорил, что именно здесь она и родилась и молилась на киркинском кладбище на могилах предков, ибо была с детства очень богомольна. Другие рассказывали, что знатный московский боярин, проезжая мимо, поразился её уму в раннем возрасте и забрал из Киркино с собой в Москву. Третьи сказывали, что не уму поразился тот боярин, а её чистой душе, когда нашел её «в слезах», а Наталья оплакивала смерть своей служанки.
Все эти истории объединяло одно — все это были истории «Золушки», бедной девочки, которая каким-то чудом стала вдруг самой царицей и матерью Великого царя. Сюжет, достойный Пушкина. Чем не сказка о царе Салтане? Сегодня хочу рассказать свою версию тех событий, но может быть, не такую сказочную и романтичную.

Артамон Сергеевич Матвеев
Артамон Сергеевич Матвеев, старинная гравюра

Первой скрипкой во всей этой симфонии был, безусловно, московский боярин — Артамон Сергеевич Матвеев, не будь его, не было бы и всей этой истории, не было бы и Петра Великого и не было бы той России, которую мы знаем. Артамон Матвеев — уникальная личность. С 12 лет он воспитывался в царском дворце, и судя по всему, воспитывался вместе с будущим царем Алексеем, в то время ещё мальчиком. Получил лучшее образование из всех возможных в то время в Московском царстве. Имел природную склонность к изучению языков, знал основные европейские и частично тюркские языки, что помогло ему позже в дипломатической работе. Прекрасно знал и любил европейскую культуру. Первым на Руси ввёл в обиход настенную роспись «светского» характера. Имел в своём доме коллекцию немецкой станковой живописи (я не уверен, что сегодня у наших министров есть коллекция немецкой живописи дома, коллекция немецких автомобилей — да, а вот живописи — нет). Первым привёз на Русь европейский театр, европейские театральные труппы. Первым создал на Руси европейскую театральную сцену, даже две. Сцена Кремлевского дворца сегодня — это праправнучка той первой сцены, созданной Матвеевым. Прекрасно показал себя на военной службе как военачальник, успешно участвовал в целом ряде военных кампаний, не буду их перечислять. Был успешным дипломатом, благодаря всем выше перечисленным своим талантам. Имел огромную библиотеку в своем доме. Создал собственную типографию и первую в Москве аптеку. Не знаю, был ли в Москве в то время ещё один такой человек, как Артамон Матвеев. Боюсь, что нет.
С 1671 года думный дворянин, с 1672 года окольничий, с 1673 года ближний окольничий, с 1674 года московский дворянин и ближний боярин. Ближний боярин — особа, приближенная к царю, это очень тесный круг, несколько человек. Ну и наконец, Матвеев и царь Алексей Михайлович (Тишайший), отец будущего Петра, были очень близкими друзьями.

Погрудный портрет царя Алексея Михайловича. Схоонебек, Адриан. 1661-1705; Пикарт, Питер. 1668/69-1737.
Погрудный портрет царя Алексея Михайловича. Схоонебек, Адриан. 1661-1705; Пикарт, Питер. 1668/69-1737. Голландия, конец XVII — начало XVIII вв. Альбом рисунков А. Схонебека и П. Пикара. Бумага, тушь, перо, кисть, 6,2х6,5 см. Государственный эрмитаж. Не представлено в постоянной экспозиции.

Дальше ещё два важных момента. Во-первых, Матвеев взял себе в жены Евдокию Григорьевну, в девичестве — Гамильтон (а по-русски в то время — Хомутову), дочь знаменитых шотландских аристократов Гамильтонов — участников «крестовых походов» и так далее. А во-вторых, на военной службе под началом Матвеева в его полку служили два родных брата в чине ротмистров, Федор и Кирилл по фамилии Нарышкины. Были они не только сослуживцами Матвееву, но и близкими друзьями. Фёдор Нарышкин женился на племяннице леди Гамильтон, и таким образом породнились оба брата Нарышкины с Гамильтонами, но главное — с Матвеевым. Позже Кирилл и Фёдор Нарышкины станут дедом и двоюродным дедом соответственно Петра I, Великого. В день рождения Петра эти «два веселых деда» мгновенно получат чин думного дворянина.
Но пойдём дальше. Со времён совместной военной службы Нарышкиных и Матвеева прошли годы, Матвеев стал крупным государственным деятелем, карьера его при дворе стремительно развивалась, наступил день, когда он получил должность главы Посольского приказа (сегодня мы сказали бы — министр иностранных дел). Карьера его развивалась столь стремительно, что он не успевал приводить свои хоромы в соответствие с должностью, а должность главы Посольского приказа предполагала регулярные приёмы иностранных послов, иными словами, Матвееву понадобились достойные каменные палаты в Москве для приёмов иностранных делегаций. Камень в Москве был дорог и тогда, и сейчас, но у Матвеева были пожалованные ему царём земли, на которых был обнаружен хороший камень для строительства. Он незамедлительно отдаёт распоряжение приказчикам начать разработки, и как только позволяет время, сам отправляется инспектировать добычу камня.
Так случилось, что земли эти и каменоломни находились в Рязанской губернии, недалеко от села Старое Киркино, в котором в то время уже обосновался Кирилл Полуэктович Нарышкин, старый друг, сослуживец и родня боярина Матвеева. Матвеев заезжает к старому другу с визитом. Кирилл Нарышкин к тому времени был женат и имел шестерых детей, и Наталья, в то время девочка-подросток, была старшей. Нарышкины в Киркино были достаточно зажиточной дворянской семьёй, имели много земли, но не имели титулов. Матвеев рад видеть старого друга и родственника и хочет ему помочь. О чем говорили за столом вечером эти двое мужчин за кружкой — история умалчивает. Но утром Матвеев увозит старшую дочь друга в Москву. (Все вышесказанное можно проверить и убедиться в правоте моих слов, кроме истории с добычей камня Матвеевым для строительства — это «инсайдерская информация», которой нет нигде, её мне поведали потомки Алабиных — одной из семей-основателей Старого Киркино, водивших тесную дружбу и с Нарышкиным, и с Марковыми. До этого я всё ломал голову, какого чёрта такой человек, как Матвеев, вдруг всё бросил и поехал в Старое Киркино).
Дальше Наталья попадает в Москву, в лучший дом в Москве, дом с европейскими порядками. Её образованием занимается жена Матвеева — Евдокия Григорьевна, у самого Матвеева родится сын Андрей, а многие годы спустя сын Натальи — царь Пётр — пожалует Андрею титул графа, но все это будет позже. Наталья растёт в семье Матвеева, изучает языки, математику, искусство, там же Наталья знакомится и с царём Алексеем Михайловичем, близким другом Матвеева, царь на тот момент ещё женат на первой жене — Марии Милославской. Пройдёт несколько лет, и Мария Милославская умрёт при очередных родах. Через девять месяцев после её смерти назначат смотр невест для нового брака, смотр продлится почти год.

Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг
Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг

Есть много нежных историй о том, что царь Алексей Михайлович полюбил Наталью Нарышкину с первого взгляда в доме Матвеева, но, скорее всего, это совсем не так. Наталья стояла третьей в списке невест, были две девушки перед ней, на которых неожиданно в последний момент всплыли якобы неопровержимые компроматы, и их кандидатуры были отведены, было это случайностью или чьим-то умыслом — теперь и концов не найти, тёмная история. В конце концов царь прислал сватов к дому Матвеева за Натальей. Ей тогда было 19 лет. Жить в браке с царём Наталье оставалось чуть больше пяти лет, за этот время она родила троих детей, первым из которых был Пётр I, царь, которого нарекут «Великим», который получит западное воспитание, как и его мать в доме Матвеева, и который изменит всю дальнейшую судьбу России.

Портрет Андрея Артамоновича Матвеева Франция, 1706 г.
Портрет Андрея Артамоновича Матвеева Франция, 1706 г., холст, масло, 75×61 см (овал).Государственный эрмитаж. Не представлено в постоянной экспозиции.

Матвеев Андрей Артамонович

(1666-1728) — граф, сын А. Сергеевича, один из видных сотрудников Петра Вел. На 8-м году пожалован комнатным стольником во дворец; делил с отцом ссылку в Пустозерск и Мезень (1676-1682) и едва не поплатился жизнью в Стрелецком бунте 1682 г. Получил тщательное воспитание, знал иностранные языки, говорил ло-латыни; за границей с большим уважением отзывались о его образованности. Под пару М. была и его жена. Сохранился (в рукоп.) перевод М. «Анналов» Барония, сделанный в 1690-х гг. С 1691 г. по 1693 г. М. воеводствовал в Двинском крае. Чрезвычайный и полномочный посол при голландских Штатах (1699-1712) и австрийском дворе (1712-1715), М. ездил в Париж, в 1705 г., для заключения (несостоявшегося) торгового договора с Францией, а в 1707-1708 гг. — в Лондон, хлопотать о посредничестве между Швецией и Россией и отклонять англичан от признания Станислава Лещинского польским королем. Оскорбление, нанесенное М. в Лондоне арестом по жалобе кредитора, вызвало дипломатические осложнения, как нарушение международного права. Граф с 1715 г., сенатор и президент юстиц-коллегии с 1719 г., президент Моск. сенатской конторы с 1724 г., М. вышел в отставку в 1727 г. В последние годы жизни, быть может — под влиянием запросов Шафирова, которому императрица Екатерина поручила написать историю Петра Вел., М. составил описание Стрелецкого бунта 1682 г., вместе с кратким и неполным изложением последующих событий до 1698 г. включительно. Книга написана витиеватым, деланным языком, с латинским строем речи, изобилует галлицизмами; освещение событий довольно пристрастное: на действия царевны Софьи и ее партии наложены слишком темные краски, Нарышкины и особенно отец автора не в меру возвеличены. Сочинение М. издано в «Собрании записок о Петре Вел.» (М., 1787, Туманского, I, 111-229, полностью, без имени автора, и VI, 8-54, 86-97, отрывками, с именем автора), «Маяке» (1841, XIV; издатель не знал, чей труд он публикует) и «Записках русских людей» (СПб., 1841, изд. Сахарова).Ср. Пекарский, «Русские мемуары XVIII ст.» («Современник», 1856, № 4); Невиль («Русск. Старина» 1891, № 9, 434); Лизек («Ж. М. H. Пр.» 1837, № 11, 368); Герье, «Отношения Лейбница к России» (45-46); Пекарский, «Поездка гр. Матвеева в Париж» («Современник», 1856, № 6); «Архив кн. Куракина» (II-V).Е. Ш.

Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012

После смерти царя Алексея Михайловича Нарышкины утратят власть, а Артамон Матвеев будет сослан и лишён всех заслуг и титулов при царе Федоре III, который будет править шесть лет, потом начнётся противостояние Софьи и молодого Петра, Нарышкины снова обретут почву под ногами, Матвеев будет возвращен из ссылки, но будет убит на кремлёвской стене во время стрелецкого бунта, сброшен вниз и разрублен на куски. Его похоронят при церкви Николы в Столпах в Москве, а церковь эту снесут в 1938-ом году. Один из умнейших сынов России будет убит людьми, не умеющими читать и писать, а столетия спустя его могилу снесут столь же «грамотные» люди. Но сын его, Андрей, будет жить, и Пётр I сделает всё для того, чтоб он послужил стране не меньше, чем отец.

Иван Марков

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (9 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 комментарий к “Теперь о Нарышкиных.”

  1. Я тоже как и вы не первый раз слышу от своих предков, мой дед со старого киркино, что действительно мать петра великого, урожденная этого села. В то время на селе все в основном были родственниками, поэтому мне эту историю и рассказывали. И говорили что может быть, что в нас одна кровь с Петром 1.

    Ответить

Оставьте комментарий