Коромысло

Венецианов Алексей Гаврилович «Встреча у колодца»
Венецианов Алексей Гаврилович «Встреча у колодца» 1843 год, высота: 66 см, ширина: 50 см. Холст, масло. Национальный Художественный Музей Азербайджана
Коромысло как предмет хозяйства в деревне на Руси играло заметную роль в жизни каждого сельского труженика. В наше время о коромысле, скорее всего, многие имеют весьма смутное представление. Сегодня коромысло сохранилось разве что в отдаленной глубинке, где ещё живы крестьянские традиции. Оно представляет собой дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. В русской деревне до начала ХХ века коромысло было неотъемлемой частью крестьянского быта.
История коромысла уходит вглубь веков. Ещё в XI веке в Великом Новгороде на селе применяли такие приспособления для ношения воды. При раскопках старинных городов археологами обнаружены древние деревянные дугообразные коромысла. Их изготавливали из нагретой древесины, создавая форму дуги. Такие коромысла были удобны, они легко ложились на плечи женщины и придерживались руками. На концах коромысла делались специальные выемки для вёдер, которые почти не качались при ходьбе. Также встречались коромысла, которые вырезали из широкой доски. Такая доска суживалась по краям, а в середине вырезалась выемка для шеи женщины. Вёдра с водой крепились на продолговатых крючках, которые спускались с концов коромысла.
В Западной Европе широко применялось коромысло в виде круглой палки. Носить вёдра с водой таким приспособлением было крайне неудобно, так как круглая палка сильно давила на плечи. В русских селениях такое коромысло редко применялось, им в основном пользовались при переноске выстиранного белья с реки к дому. Обычно несли такое коромысло две женщины. Одна шла впереди, неся на плече один конец коромысла, а другая позади неё – с другим концом на плече.
Материалом для изготовления коромысел служила береза, клен, орешник, иногда ель или сосна. Из двухметровой заготовки, ловко орудуя топором и рубанком, сельчане мастерили готовую вещь. По краям коромысла привинчивали шурупами или крепили гвоздями железные накладки с крючками. Затем коромысло расписывали красками, украшали резьбой, чтобы выглядело оно нарядно и привлекательно. Для предохранения от трещин сверху коромысла клали жестяную накладку, которую приворачивали винтами. Такие коромысла, как рассказывают, служили очень долго – бывало, что и 50 лет и даже более. Дома коромысло хранили по-разному. В одних случаях ставили вертикально в углу коридора, в других – вешали в сенях на двух вбитых гвоздях или колышках.

В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.
Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра. Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.
Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.

Изготовление гнутого коромысла
Изготовление гнутого коромысла: а — распаренная заготовка в гнутарном приспособлении; б — сгибание заготовки с помощью клиньев; в — обтесывание согнутой заготовки

Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом к изогнутой наплечной части. Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делают из металлических полосок, которые привинчивают к древесине шурупами.
Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой, затем пропитывают горячей олифой и расписывают масляными красками. Если вместо росписи используют резьбу, то коромысло пропитывают олифой в самую последнюю очередь.
Источник: https://sam-stroy.info/

Пласть — (англ. face) любая из двух противоположных более широких продольных поверхностей пиломатериала, а также любая продольная поверхность пиломатериала с квадратным сечением. Словарь лесоматериалов.

Ежедневно русские крестьянки ходили к колодцу за водой с вёдрами и коромыслом. Надо было знать все тонкости, которые помогали справляться с этим приспособлением. Например, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое, чтобы не так тяжело было нести наполненные водой вёдра. Ведь часто приходилось ходить за водой довольно далеко от дома. Женщина переносила на коромысле два деревянных дубовых ведра весом до шести килограммов плюс вес воды, примерно двадцать литров, и само коромысло килограмма три. Итого получается около тридцати килограммов общего веса. Да, нелегка была крестьянская долюшка. Запас прочности коромысла был рассчитан не менее, как на тридцать-сорок килограммов, иначе оно могло обломаться.
Надо сказать, что на Руси существовали особые, веками сложившиеся правила ношения воды с коромыслом. Если идёшь за водой, то оба ведра надо обязательно нести в левой руке, а коромысло в правой. Наполнив первое ведро водой, следовало вешать его на заднюю часть коромысла. Это помогало удержать равновесие. Еще надо было уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле так, чтобы ведро не соскочило прямо в колодец. Попадались, правда, и такие умельцы, что могли, не снимая ведра с коромысла, быстро набрать воды и не уронить ведро в колодец.
Часто у колодца крестьянские женщины обменивались новостями, сплетничали, обсуждали те или иные события. Это было их излюбленное занятие. А по старинной традиции в день своей свадьбы девушка должна была принести воду на коромысле и не пролить ни капли. В народе говорили, что человек обладает силой до тех пор, пока он способен носить воду на коромысле.

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет»
«Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски!»

Сегодня коромысло ушло в историю, это скорее фольклорный атрибут русского крестьянского быта, который говорит нам о непростой, нелёгкой жизни на селе на нашей матушке-Руси.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (6 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий