Разделение имущества и обязанностей между мужем и женою

При подготовке издания 1914 г. главки «Разделение имущества и обязанностей между мужьями и женами», «Изба», «Бюджет», «Раздел», «Подсобные промыслы у крестьян», «Стоимость работ», «Условия заработков», «Форма, в которой пишутся договоры с крестьянами о заработках», «Несколько дел из волостного судо­говорения (решенных в день судоговорения)», «Подати. Стар­шина», «Побирушки (нищие)», «Поджоги», «Болезни», «Драчи», «Колебание цен» механически были присоединены к шестой главе «Пропивание невесты, смотрёнки, свадьба». Мы посчитали это неправильным и выделили их в отдельную часть.

I

Мужнина вся усадьба, хлеб, лошади, овцы, весь поле­вой инвентарь. Муж строит на свои деньги избу, двор, амбар, ригу, покупает лошадь и другую скотину, телегу и прочее. Он покупает и хлеб, крупу, говядину, капусту, соль, керосин («газ»), солому для отопления. Мужик плетет лапти на всю семью. Вьет все веревки. Валенки на всю семью доставляет мужик.
Жена покупает посуду (горшки, блюда; чугуны, ложки, скалки, рогачи, вальки, мыло, кадушки). Изготовля­ет мужу из своего материала варежки, шарфы, кушаки, сукно на поддевку, онучи. Лен сеет мужик. Берут лен бабы. Волокно поступает бабам, а семя мужику. Бабы всегда норовят «выбрать» лен с зеленцой, когда волокно лучше, а семя еще не поспело. Молотят лен чаще бабы.
Волокно делится между семейскими бабами, выбирав­шими (или «бравшими») лен, поровну, «щипами», то есть льняными снопиками. Бабы жадны на лен. Им всегда мало семейского льну, и они добывают для себя лен еще на стороне. Помещики дают брать бабам лен на таких условиях: бабы платят за десятину льна от шести до деся­ти рублей, выбирают лен и молотят его. Семя остается в пользу помещика.
Для такой добычи льна баба обыкновенно соединяется со своей матерью или теткой (если матери нет), которая потом хранит ее лен и «мычет ей намыки», то есть при­готовляет лен для пряжи. Одевает с ног до головы мужа, себя и детей (сапоги, впрочем, муж шьет себе сам на свои деньги), ткет ему веретья. Стан с бердами, самопряха с гребнем и донцем, мялки тоже покупаются на ее день­ги. Также и сундук, в который она складывает все свое имущество.
Ее работа (по найму) делится так: в рабочую пору муж получает плату за женину сдельную работу (у каких-ни­будь нанимателей), плата же за ее поденную работу при­надлежит ей самой. В некоторых селах, впрочем, в рабо­чую пору баба работает на мужа и сдельно и поденно. Покос также считается за рабочую пору. Остальное время года женщина работает на себя и сдельно, и поденно.
У мужа и жены постоянная война из-за работы. Мужик, положим, уговаривается скосить и убрать у помещика «из полу» сено. А баба его вдруг «закалянится», отговариваясь каким-нибудь другим домашним делом, и мужик не может взять работу у помещика. Иногда, в самую горя­чую пору, когда помещик готов заплатить высокую цену за уборку какого-нибудь хлеба, все бабы отказывают­ся идти вязать и предпочитают лежать на печи. «Мне-то что, пропадай его (то есть мужнины) деньги пропадом, не пойду я ему вязать, авось и дома дела много — его же одевать, обувать». Понятно, как трудно бывает крупно­му землевладельцу убрать вовремя свой хлеб при таких условиях.
Бывают и взаимные покражи у супругов— и очень нередко. То муж выкрадет из жениного сундука ее день­ги на свою какую-нибудь «нужду» или на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы для того, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или за какой-нибудь ситец. У пьяных мужей жены вытаскивают кошельки из сапо­га… (в свою очередь, дети воруют у матери яйца и всякую мелочь). Воруют у мужей шерсть.
Куры, понятно, всецело принадлежат бабе. Что каса­ется до коровы, то и она считается принадлежностью (не совсем собственностью) жены, хотя такая крупная покуп­ка, как корова, большею частью производится на общие (мужа и жены) средства.
Нельзя сказать, чтобы крестьяне хорошо обращались со скотиной. Лошадей постоянно бьют. Но вместе с тем всякий мужик, разумеется, глубоко сокрушается, если падет лошадь (большой убыток). Точно так же и баба о корове. По павшей лошади, или корове, или даже овце бабы «кричат». Бабы, впрочем, «кричат» и по разным украденным или потерянным предметам. Я сама слы­шала «крик» девки по котам, которые она потеряла, идя домой с ярмарки.
За лошадью «ходит» мужик, за коровой баба. Относи­тельно коров существует следующий обычай: положим, у мужика побогаче есть корова и телка. Корова опять телится. Эта телка уже лишняя, ее прокормить нечем. И вот баба отдает ее другому (бедному мужику), заключая с ним условие (разумеется, устное), чтобы он пользовался молоком от двух или от трех телков (которые тоже посту­пают этому мужику). После этого мужик должен вернуть корову ее владельцу. Если корова падет, то ее владельцу возвращается ее шкура. Такая корова (у мужика, ее взявшего) называется «корова из телков». Иногда —это быва­ет на исходе срока пользования коровой —мужик говорит, что у него нет коровы. «Как же нет, а я намедни видела баба твоя загоняла?» — «Да она у меня из телков».
Овцы —общее имущество. Но бывают овцы «собин­ки»—частное имущество бабы —члена семьи. По смер­ти бабы ее собинка переходит ее матери (при условии, если она «покоит» своих внучат) или ее дочери, но нико­гда не поступает в семью. Иногда баба, видя, что не про­кормит свою собинку в зиму, отдает ее чужому мужи­ку на прокормление. За это мужик берет себе ягненка, которым «окотится» весною овца. Шерстью овцы мужик не пользуется.

I

Шерсть с семейских овец делится так: весенняя посту­пает в дележку бабам, а осенняя мужикам. Овчины с таких овец — собственность мужиков, которые не обя­заны снабжать баб теплой одеждой.
Свиньи принадлежат мужикам.
Еще недавно не всякий мужик мог различить все кре­дитные билеты, не мог денег путем сосчитать, не знал хорошо цен на предметы фабричного производства. А теперь уже у каждого мужика — портмоне, и он умеет очень аккуратно подсчитать свою податную книжку или счет с землевладельцем или лавочником. Одновремен­но он научился знать цену своему труду, и, сознавая, что то купец норовит взять с него лишнее, то землевладе­лец старается воспользоваться его нуждою, чтобы нанять его подешевле, он тоже, в свою очередь, умеет уже при­бегать к разным уловкам, чтобы сработать поменьше, а взять подороже. Если помещик дает ему недостаточ­ную, по его мнению, цену за какую-нибудь работу, то он охотнее просидит дома без работы «Небось не мне, так другому заплатит еще подороже».

Ольга Семенова — Тян — Шанская, «Жизнь «Ивана»» (Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний). Стр. 124 — 128. Издательство «Ломоносов». Москва. 2023

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставьте комментарий