Хорс — одно из названий славянского бога Солнца — светила, сын Рода, брат Велеса.
До прихода русов на берега Днепра местные славянские племена не знали бога Хорса. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие». Только киевский князь Владимир официально узаконил Хорса и поставил ему монумент рядом с Перуном и другими избранными языческими богами.
С появлением бога солнца Хорса получалось, что на Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Но у каждого было и своё различие.
Даждьбог противостоял миру Тьмы. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю. Даждьбог торжествует даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Он воплощал в себе весь Белый свет, которым называли наш мир. Так и говорили: «Обойти весь белый свет».
Хорс — бог солнечного, ясного света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. А все неприятное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут «нехорошо!» — и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:
«Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!»
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!»
Это означало, что все происходящее на нашей земле — Яви, повторяется и в небесном мире — Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет небесную Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем.
Хорс никогда не появлялся один, а всегда вместе с другими богами. Потому что не может солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это находится в ведении других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.
Культ солнца-светила известен был древнейшим земледельцев и соотносился с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.
Хорс является одним из наиболее часто называемых в древнерусских письменных памятниках языческих богов. Частота упоминаний Хорса сопоставима с таковой только для Перуна и Велеса/Волоса, что уже само по себе ставит данное божество в один ряд с этими богами, высоко чтившимися восточными славянами до принятия христианства.
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси
Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», в записях «О идолах Владимировых», «Память и похвала Владимиру» и житии «блаженного Володимера»; «Слове некоего Христолюбца», «Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом», поминается он и в «Беседе трех святителей».
Немецкий путешественник по Руси середины 16 века года так описал изображение Хорса близ Пскова: » Хорс, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».
С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор. Корень «хоро» по смыслу связывается с понятием круглого. Хоровод — круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы — круговая застройка, хоругвь — нечто объединяющее воинский круг.
Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, — массовые танцы, после которых ему приносят жертву — специально приготовленные кушанья. Отсюда, скорее всего, и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» — круглый ритуальный пирог — курник.
День Хорса — воскресение, как и у Даждьбога, металл — червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним — 21 по 25 июня (Купала), осенним — 21 — 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса — хороводы.
Олег Полонский