Православная и католическая пасхи

Горюшкин-Сорокопудов И.С. «На заре пасхального утра» 1910

Самым главным и почитаемым праздником, как в православной, так и в католической церкви, считается праздник Пасхи. Но отмечается он в разных церквах в разное время, хотя иногда даты Пасхи совпадают. С чем это связано? В древности праздник Пасхи у иудеев был установлен в память избавления еврейского народа от египетского рабства. Пасха была неподвижным праздником и отмечалась по лунному календарю. На заре христианства Пасха христиан и Пасха иудеев праздновалась в один день. Но, начиная со 2 века нашей эры, христиане стали отмечать этот праздник в другой день. Сначала Пасха праздновалась в разных поместных церквах не в одно и то же время. Это привело к путанице и бесконечным церковным спорам. И только в 325 году на Первом Вселенском соборе был окончательно решен вопрос о дате празднования Пасхи. Было установлено, что Пасха отмечается в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, которое случится после весеннего равноденствия 21 марта.
В те времена в странах Римской империи действовал календарь, введенный римским императором Юлием Цезарем. По этому календарю и рассчитывалась дата Пасхи. Но юлианский календарь не совпадал с астрономическим на 11 минут в год. Эта, казалось бы, незначительная разница с годами увеличивалась, и через 128 лет возросла на целые сутки. К середине 16 века разница составляла уже 10 суток. Таким образом, весеннее равноденствие в 1582 году приходилось уже не на 21 марта, а на 11. Это обеспокоило Римского папу Григория XIII, и он собрал специальную комиссию по данному вопросу. После долгих споров было решено провести календарную реформу, согласно которой все даты передвигались на 10 дней вперед. А в дальнейшем все расчеты велись по новой солнечной системе отсчета. В наши дни разница между старым юлианским стилем и григорианским календарем составляет 13 дней.
С тех пор все католические страны перешли на новую календарную систему, и Пасху стали вычислять по этой системе. А православная церковь осталась верной юлианскому календарю в силу богословских соображений. И сегодня вся церковная жизнь, праздники, посты, дни памяти, церковные службы совершаются по старому юлианскому календарю. Поэтому православная Пасха и не совпадает с католической. До революции Россия жила по юлианскому календарю. А потом после 1917 года, как и европейские католические страны, приняла систему григорианского летоисчисления. А православная церковь не отступила от старого стиля. И поэтому в церковном календаре всегда указываются две даты – по старому и по новому стилю.
Существуют и другие отличия Пасхи католической и православной. Так, у православных Великий пост перед Пасхой более продолжительный и строгий. В православии в пост нельзя есть не только мясо, но и рыбу, молочные продукты. Католики же позволяют себе есть все продукты, кроме мясных. Католическая церковь требует придерживаться строгого поста лишь в Пепельную среду, Страстную пятницу и Великую субботу. Такое “смягчение” постов у католиков вошло в силу после Второго Ватиканского Собора в 1965 году. Но пост это не только воздержание в еде. Это скорбь, раскаяние. Отказ от всех удовольствий. И это гораздо больше, нежели просто не есть досыта. Так скажет вам любой священнослужитель, будь то католический или православный.
Есть отличия и в совершении церковной службы. Так, например, крестный ход у православных начинается перед богослужением. Все верующие собираются в храме и оттуда начинают шествие. После крестного хода проходит утреня. Католики также совершают крестный ход. Но не перед началом богослужения, а после. Также у православных принято встречать Благодатный огонь от Гроба Господня, зажигать от него свечи, бережно хранить и нести домой, стремясь сохранить его весь год до следующей Пасхи. В католическом храме перед началом службы возжигают особую пасхальную свечу – Пасхал. От этой свечи огонь раздают всем прихожанам. Во всю пасхальную неделю в католических храмах зажигают Пасхал. Но, несмотря на эти различия, Пасха остается важнейшим церковным праздником в православной и католической церквях.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий