Бог Ярило

Ярило-Вешний. Автор художник-славянист Радомир Сёмочкин
Каждый год, в апреле у славян на Руси начинался весенний праздник возрождения жизни. В этот день с утра в деревнях появлялся молодой всадник на белом коне. На нём была белая мантия, в левой руке он держал ржаные колосья, а на голове красовался венок из весенних цветов. Это был Ярило. Его имя образова от слова “яр” и имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и необуз-данная сила;
3) страсть и плодородие.
Яр – это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды, и неуправляемая мужская страсть и пылкий любовный жар. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица – поле пшеницы. Одним словом, все весной предается буйным радостям жизни, часто неукротимым, чрезмерным, бьющим через край
По обычаю на празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Выбирали красивую девицу и одевали во все белое, а на голову надевали венок. Затем привязывали к одиноко стоящему дереву и водили вокруг нее хороводы, при этом напевая:

“Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил,
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет”.

Второй раз Ярилу чествовали в середине лета. За селением выбирали специальное место – “ярилину плешку”, куда с утра стекалась молодежь. Целый день здесь шумело гуляние, народ весело гудел, угощался. Все с песнями и танцами чествовали юношу и девушку в белых одеждах – Ярилу и Ярилиху.
Ярило.
Ярила, в мифологии восточных славян бог солнца, весны, плодородия и любви. Как пережиток язычества весенние празднества в честь Я., сопровождавшиеся плясками, хороводами, устраивались в некоторых районах России ещё в начале 20 в.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
К вечеру, когда начинало темнеть, зажигали многочисленные “ярилины огни”. Бывало, что под утро празднество заканчивалось шутовскими “похоронами” Ярилы и его невесты. Их соломенные чучела с масками бросали в реку и провожали взглядами. После этого веселый разудалый праздник заканчивался. Люди говорили: “”Побесились и хватит, пора и честь знать”. Да и некогда больше было веселиться и плясать – с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.
На Ярилиной неделе большой популярностью пользовались всевозможные любовные заговоры – на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару. Вообще любовные утехи на Ярилу увлекали многих сельчан. Все полагали, что в эту ночь нет никаких ограничений в любовных забавах. “В такую ночь все любить должны”.- говорили в народе.
Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.
Это относится и к некоторым людским именам, где отразилось имя безрассудного и бесшабашного бога весны – Ярилы. Это – Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.

“Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!”

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий