Спасибо скажем верному мосту

22 августа (2020 года. Прим. редакции) мы отметили 469-й день рождения нашего маленького, но такого родного Михайлова, и в этом же году мы отмечаем еще одну дату, но уже юбилейную: мосту через реку Проню исполняется 115 лет!

Мост Бантле
Мост Бантле в Михайлове

Наверное, каждый житель нашего города и района часто проходит по мосту, который служит переправой через реку уже более века. Он стал настолько привычным для нашего взгляда, что мы уже не замечаем его, а он, в свою очередь, имеет очень большую историю и пережил за свою большую жизнь очень многое.
Своему рождению мост обязан архитектору Антону Адольфовичу Бантле. Родился Антон Адольфович в 1870 году, в местечке Остроглазы Минской губернии в семье выходца из Германии или Голландии. Юный Бантле окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана. Получив специальность техника-строителя универсального профиля по строительству жилых и общественных зданий, мостов, плотин, дорог, Антон Адольфович в конце 90-х годов XIX века получил назначение в Михайлов, где и проработал до февраля 1917 года.
За время своего пребывания в Михайлове Антон Адольфович оставил заметный след в истории города. Его руке принадлежат здание земства (1912 год), в котором находилась городская администрация, земская больница (бывший хирургический корпус), здание Михайловского исторического музея (1912 год, бывшее здание казначейства), здание железнодорожного вокзала и многое другое. И, конечно же, своеобразной визитной карточкой нашего города стал мост через Проню. Это один из самых сложных, осуществленных А.А. Бантле, проектов. Весь цикл строительства — от проектирования до торжественного пуска в эксплуатацию — был осуществлен в течение 5 лет.
Закладка произошла в 1899 году. Стальная основа моста
покоится на бетонных сваях, облицованных тесаным известняком. Заготовки мощных балок в виде громадных швеллеров, угольников и полос были произведены либо в Москве, либо в Туле. Все по частям было доставлено в Михайлов, и уже на месте производился монтаж-клепка стальных конструкций моста, монолитных арок, дуг и стоек, и уже в 1905 году мост был сдан в эксплуатацию.
В годы Великой Отечественной войны, в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года, когда 10-я армия под командованием Ф.И. Голикова прорывала оборону оккупантов, мост пострадал. Бой за мост начался около двух часов ночи. Справа и слева от дороги, спускающейся к мосту, разместились орудия полковой артиллерии. Командир батареи капитан Сурганов прямой наводкой расстреливал фашистскую технику, скопившуюся на мосту и на подступах к нему. Фашисты группами бежали по льду на противоположный берег. В результате жесткого наступления наших частей уже около 4 часов ночи мост был полностью освобожден. С того времени минуло более 70 лет, но до сих пор на мосту, который был свидетелем событий декабря 41-го, виднеются раны, которые были нанесены в результате авианалетов и мощных ударов артиллерии.
В настоящее время мост является пешеходным, т.к. сваи из-за постоянного подмыва водой стали ненадежными для транспорта, и в конце 90-х годов мост был закрыт для проезда. Надеемся, что этот своеобразный памятник архитектуры нашего города отметит еще не один свой юбилей.

По материалам из архива Михайловского исторического музея. «Михайловские вести» №35 (10923) 28 августа 2020 года.

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (7 голосов, в среднем: 4,71 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий