Двадцать первого января 1889 года в местечке Жлобин умер от старости Антон-Доминик Доминикович Бантле, прихожанин Антушевского костела, дворянин Могилевской губернии, имевший отроду 93 года, вдовец. Он оставил после себя сыновей Адольфа, Эдмунда, Александра, Николая и дочь Каролину. Сам почивший был некогда рогачевским аптекарем, человеком скромным и положительным. Старшему сыну, Адольфу, отцу будущего известного архитектора, стукнуло к тому времени 69 лет. Как и полагалось в дворянских семьях, один из его наследников был назван в честь деда Антоном. Так и затерялось бы в веках имя интеллигента-аптекаря, если бы не славные дела рязанского зодчего. Именно ему, Антону Адольфовичу, род Бантле будет обязан своим бессмертьем. Даже не славные дела его братьев Густава и Михаила, проживших свою жизнь очень достойно, а архитектурные сооружения, возведенные в городе Михайлове, помогли сохранить в людской памяти эту фамилию.
Окуда родом?
Густав самый старший из братьев был управляющим имения Брасово принадлежавшего великому князю Михаилу Александровичу. Он украсил орловскую и курскую землю прекрасными лесами, но, как писал сам статский советник в 1918 году в прошении начальнику Минского Окружного Лесного управления, после «государственного переворота» и «разнузданности крестьян и крестьянских комитетов, разоривших чудные леса и имение
великого князя», он был вынужден оставить службу и переехать в Минск Вскоре ученого-лесовода Густава Адольфовича Бантле утвердят лесничим 1 -го разряда Коссовского лесничества.
великого князя», он был вынужден оставить службу и переехать в Минск Вскоре ученого-лесовода Густава Адольфовича Бантле утвердят лесничим 1 -го разряда Коссовского лесничества.
Младший из братьев, Михаил. в чине ротмистра служил в Особом Заамурском пограничном округе Участник войны с Японией 1904-1905 годов, он был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени, Св Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами. Был в семье Бантле и сын Эдвард. но о нем к сожалению, сведений не сохрани лось. Представители рода Бантле проявили себя в самых разных областях деятельности: и в военном деле, и в медицине, и в юриспруденции, и в архитектуре, при этом были людьми дела, а не честолюбия.
Надежда Александровна, двоюродная сестра зодчего, закончив врачебные курсы Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. приняла участие в Балканской войне в качестве военного хирурга, позже прославилась как организатор земского здравоохранения. Ее отец. Александр Бантле, был известным в Вологодской губернии юристом, имевшим чин статского советника И все-таки эти имена уже принадлежат истории, в то время как материальные ценности, созданные архитектором Бантле, и по сей день с нами, они служат Михайловичи уже второе столетие.
Незаурядный, талантливый человек Антон Адольфович Бантле. родился в 1870 году. Мать — Михалина Покрушинская. полячка по национальности. дворянка, владевшая вместе с сестрой Казимиром в Игуменском уезде имением и 620 десятинами земли. Будучи католичкой, воспитывала детей в послушании, строгости и любви к порядку. К моменту окончания Антоном Императорского Московского высшего технического училища семья жила вероятно, в местечке Ост- рогляды Речицкого уезда Минской губернии В годы студенчества Антона в Императорском техническом училище преподавали такие корифеи наук, как отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, читавший курс теоретической механики и аэромеханики, создатели отечественной науки о теории механизмов и машин А.С. Ермилов, П.Л. Чебышев, Н.И. Мерцалов. Судя по документам, а в будущем — и по творениям великого мастера, он овладел профессией техника- строителя универсального профиля, т.е. был специалистом по строительству жилых, общественных и промышленных зданий, мостов, плотин, дорог, дренажных сооружений. Приехав в конце 19-го века в Рязань, он предлагает очень смелое и оригинальное по тем временам решение по сооружению переправы через Оку. Далеко не все знатные жители губернского города одобрили его проект. А проект этот был прост, как и все гениальное: основу моста составляли деревянные плоты, которые можно было соединять в различных комбинациях. Этот новый, дерзкий подход вскоре оправдал себя: плашкоутный мост обладал надежностью и довольно большой пропускной способностью. В таком виде переправа просуществовала несколько десятков лет, а при дальнейшей модернизации ее в основу положили опять-таки бантлевскую идею, только вместо деревянных плотов платформы стали поддерживаться на плаву цилиндрическими понтонами из железа. Пожалуй, настоящего расцвета талант строителя достиг на нашей благословенной михайловской земле.
Дерзость мысли
В 1898 году известный архитектор А.А. Бантле был приглашен в город Михайлов. Здесь тоже существовала жизненно важная проблема — связь между пронскими берегами. Река делила город на две части, соединявшиеся между собой хлипкими мостками, которые из года в год становились добычей половодья. Проня в те времена была довольно многоводной, разливалась широко, сметая преграды на пути. Весенний паводок был сущим наказанием для жителей: магазины и мастерские в основном располагались на правом берегу, и одолеть водную преграду было большой проблемой. Вот почему городская управа и зажиточное купечество изыскивают средства для сооружения моста. И вновь А А Бантле поступает как новатор: он строит арочный мост, состоящий из цельных клепаных железных конструкций и возвышающийся на белокаменных о по рах. К работе над проектированием архитектор приступил в 1899 году, а через 6 лет состоялось открытие моста. В Михайловском историческом музее кренятся уникальные фотографии тех далеких лет, подаренные го роду правнучкой знаменитого строителя Еленой Борисовной Долгих в честь 100-летнего юбилея этого сооружения. На одной из них — группа отцов города и инженер А.А. Бантле на фоне, вероятно, недавно возведенных бетонных опор, облицованных известняковым камнем. Завершена наиболее трудоемкая и ответственная часть работы: опору должны быть надежны и долговечны! Среди осанистых купцов архитектор выделяется молодостью и Демократизмом: он весь — порыв, олицетворение энергии. На другой фотографии запечатлен момент, когда было закончено сооружение проезжей части моста. И наконец — апофеоз строительных работ: возведение и укрепление металлических конструкций. Первоначально мост был предназначен для гужевого транспорта и пешеходов, но в более позднее время по нему стали ходить машины, что в расчеты создателя его явно не входило, да и не могло входить. Чтобы сохранить редкостное и оригинальное строение, в 2003 году мост был закрыт для автотранспорта.
Многое пришлось повидать этому детищу А.А. Бантле на своем веку, и велика заслуга его не только перед городом, но и перед первой одержанной в 1941 году победой над германскими войсками: бегущие в панике немцы бросали свою военную технику, видя пород собой неодолимую преграду — запруженный до основания машинами и танками мост, и перебирались на другой берег по льду пешком. На картине. написанной михайловским художником Ю.В. Бучневым, прав- дино и убедительно запечатлен этот момент панического бегства захватчиков. А сейчас мост Бант ле место любовных свиданий, молчаливый свидетель клятв молодоженов в верности не случайно на перилах его множество замкнутых замков, стерегущих, по поверью, любовь, ключи от которых предусмотрительно брошены на дно реки К этому мост у ритуально шествуют из ЗАГСА свадебные пары для них он символ долгого совместного жизненного пути. Удачное сооружение инженера — это и предмет гордости михайловцев, ведь подобных мостов сохранилось в стране не так много. Не случайно гости нашего города именно отсюда подолгу любуются красавицей Проней и ее берегами.
Одновременно с сооружением моста земством в 1902- 1904-х годах осуществлялось строительство здания больницы. И здесь А.А. Бантле руководил постройкой, которая благодаря ему служит михайловцам уже второе столетие.
Образцы модерна
С 1905 по 1914 год А.А. Бантле служит техником в Михайловской уездной земской управе. С 1907 по 1909 год он — почетный член Михайловского уездного комитета попечительства о народной трезвости. Одновременно им строится здание казначейства (1910 г.), в настоящее время здесь расположен краеведческий музей. В 1912 году Антон Адольфович — инспектор народных училищ Михайловского уезда, старшина Общественного собрания Михайлова. Но это не отвлекает архитектора от главной цели — украсить гостеприимно принявший его город новыми строениями. В этот год было, как мы сейчас говорим, сдано в эксплуатацию здание уездного собрания. Оно было воздвигнуто на месте старого деревянного здания уездного земства (так называлось местное самоуправление, установленное земской реформой 1864 года). Вот какую оценку этому произведению в стиле провинциального модерна дали в своей книге «Рязанские достопримечательности» московский искусствовед Г.К. Вагнер и рязанский архитектор С.В. Чугунов «Создание Бантле — хороший образец провинциального модерна. Постановка здания на углу двух улиц дала архитектору повод по-разному трактовать его фасады, а также скосить угловую часть. Собственно, этот скос угла и является главным фасадом: здесь помещен декоративный картуш с гербом города, отсюда здание лучше всего смотрится Если бы в формах архитектуры не были применены византийские» проемы окон, то стиль построй ки не противоречил бы и современному вкусу» Оригинален фасад здания, выходящий на Пронскую улицу. Имению центральная часть его имеет широкие, сдвоенные окна под полукружной аркой и украшенные по бокам пилястрами. Под каждым окном декор в виде геометрических фигур Одному широкому окну второго этажа соответствуют два узких окна нижнего, причем венчает каждое из них арка теперь уже эллептического типа. Крылья здания имеют по четыре квадратных трехчастных окна, причем образ арки повторяется уже в самой оконной раме, в центральной части ее. Величавой строгостью веет от этого шедевра, сотворенного А. А. Бантле. Теперь в этом здании расположена городская администрация.
С каждым годом рос авторитет талантливого зодчего в нашем городе. Многое делается им в области развития образования. Он — член Михайловского отделения епархиального училищного совета. В 1913 году построено здание для городской женской гимназии по Пронской улице. И вновь угадывается стиль А.А. Бантле — скошенный угол, сочетание простоты и благородства. а время показало и прочность, добротность всего, что было возведено под его взыскательным, бдительным взором.
Следует несколько слов сказать о семейной жизни Антона Адольфовича Бантле. Женился он в 20-летнем возрасте (в 1890 году) на юной Раисе Николаевне Павловой, чья семья была тесно связана с рязанским речным транспортом. Ее мать, Лидия Константиновна Суворова, принадлежала к роду Суворовых и приходилась дальней родственницей великому полководцу.
Дети Галина (1906 г.), Лев (1907 г.), Валентина (1908 г,), Вячеслав, Евгений родились в михайловский период жизни архитектора. В феврале 1917 года семья А.А. Бантле переехала в Рязань. Возможно родителями руководили заботы о том, чтобы дать детям достойное образование. Но можно и предположить. что Антона Адольфовича к такому шагу подвигли революционные потрясения, прокатившиеся по стране. Вероятно, принадлежность к дворянскому сословию была и одной из причин невостребованности его созидательного дара в областном городе По словам правнучки архитектора Елены Борисовны Долгих, он всю свою оставшуюся жизнь проработал техником-смотрителем в речном пароходстве Скончался этот незаурядный человек в 1956 году Но остались стоять на михайловской земле и удивительный по технике исполнения мост, и благородных пропорции здания, сотворенные его талантом, и навсегда останется в памяти моих благодарных земляков имя необыкновенно талантливого зодчего.
Нина Ченкина, «Михайловские вести» 8 июля 2016
Спасибо за статью. Был знаком с двумя братьями Бантле. Один был у меня учителем физкультуры в 11 школе в Рязани. Другой был известный легкоатлет, призер чемпионата Европы по бегу на стайерской дистанции. Имена и отчества их не помню. Возможно, это дети сына Антона Бантле.