Ноябрь в народе издавна называли леденем, ледовым кузнецом и груденем. А ещё говорили: «Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме — родной батюшка». В ноябре ещё всего много и на столе, и на земле, и на воде, ещё щедро одаривает людей этот месяц. Но между деревнями ни проехать, ни пройти — распутица одолела. «В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается». «Зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается».
Торопится ледовый кузнец и землю, и воду стоячую заковать. В лесу гулко и голо, листва уже опала. О листве даже поговорка была сложена: «Маленький Егорка упал в озеро, сам не потонул и воды не всколебнул».
4 ноября. Празднование Казанской иконы Божией Матери.
Установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Глава народного ополчения Дмитрий Пожарский получил из Казани список чудотворной иконы Богородицы. Перед решающим штурмом Москвы русские воины наложили на себя трехдневный пост и усердно молились перед Казанской иконой. 4 ноября 1612 года поляки бежали из города. В благодарность за избавление Отечества князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор, куда был перенесён чудотворный список иконы.
В народе с этим праздником связаны многочисленные поверья. Обычно в этот день бывает первый заморозок. «До Казанской не зима, с Казанской не осень», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», » Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт». А ещё Казанскую называли зимнетворной.
«С позимней Казанской скачет Морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», — рассказывали родители детям. И бежали ребятишки колоть первый ледок. «Что Казанская покажет, то и зима скажет».
8 ноября. Дмитриев день
Ближайшая к этому дню суббота считалась Вселенской родительской. Поминовение усопших — один из древнейших обрядов, овеянных печалью и освящённых чистой памятью. Наши предки в эти дни специально оставляли на столе хлеб, соль, миску с варевом, лепешки, блины. Всё это входило в «радование» усопших, как бы незримо присутствовавших рядом с живыми и садившихся с родными за стол отужинать. Считалось, что отлетевшим душам становится легко и радостно, если они видели в доме согласие и достаток.
Девушка-сирота, выходя в эти дни замуж, просила «серый камушек расколоть гробовую доску, буйным ветрам — сдуть с лица матушки полотенчико. Чтобы матушка глянула во все глазоньки, перекрестила по-досельскому». Иногда казалось, что и вправду поднимается матушка, как живая, из крутой могилы и держит в левой руке икону Богородицы, а в правой — подвенечное платье для доченьки. Естественно все эти обряды уходят корнями в языческое прошлое и имеют мало отношения к православной церкви.
Святая великомученица Параскева, прозванная Пятницею, жила в III веке в Римской империи, в городе Иконии. Родители ее были христиане. Они особенно чтили всегда пятницу и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что означает (с греческого языка) — Пятница.
У православных христиан святая Параскева издревле пользовалась любовью и почитанием. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. В дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь, в том числе один в Охотном ряду.
10 ноября. Параскева-Пятница, «заступница бабьей доли».
И этот день тесно связан с язычеством, хотя церковь в это время чтит память мученицы Параскевы. Но среди народа он стал одним из любимых праздников. В базарные дни по торговым площадям возили изображение святой часовни, которая обычно находилась на перекрестках дорог. И ныне развалины этих часовен и крестов обетных можно встретить в некоторых захолустьях.
В болотистых северных районах почитались крестьянами так называемые «Параскевы пречистые родники». По древним поверьям именно в их воде являлась людям икона Параскевы. К этим родникам матери приводили больных детей, умывали их, и тогда немощь отступала. В этот день, однако, нельзя было стирать бельё и прясть пряжу, иначе наживёшь сорок грехов. А если какая-нибудь неразумная девица решалась вымыть голову в святом источнике, то вполне могла, по поверьям, превратиться в лягушку.
В этот день давали обет на выполнение какой-нибудь работы для выздоровления близкого человека, для исполнения заветного желания. Обычно обещали выткать обыденную пелену, то есть платок. Работу эту следовало выполнить за два дня, а потом освятить платок в церкви.
12 ноября. Зиновий — синичий праздник
В сады прилетают синицы, снегири, щеглы.
14 ноября. Праздник чудотворцев Космы и Дамиана бессребреников.
На Руси святых в народе звали Кузьма и Демьян и молились им как врачам и устроителям супружеской жизни. Братья Косма и Дамиан всю свою жизнь отдали бескорыстной целительской деятельности, помогали нуждающимся и убогим, ничего за это не требуя. Один только раз некая вдова упросила Дамиана именем Святой Троицы принять от неё в знак благодарности три куриных яйца, и святой не смог отказаться, хотя его собственный брат сурово осудил этот поступок. Возможно, поэтому братьев считают на Руси покровителями кур, а праздник иногда называют куриным.
Кроме того, Косму и Дамиана в народе почитали Божьими кузнецами. Для кузнеца работать в день своих покровителей считалось большим грехом, зато существовала добрая традиция изготавливать к этому дню какие-либо вещи, продавать их, а вырученные деньги отдавать нищим и убогим.
Косма и Дамина почитались ещё и как покровители науки. До семнадцатого века рекомендовалось чаще прибегать к заступничеству этих святых, чтобы преуспеть в учении.
В народе считалось, что если в этот день лист останется на дереве, то на другой год будет мор великий.
21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил, в народе — Михайлов день.
Михаил архангел – архистратиг, предводитель небесного воинства. Имя его трижды встречается в книге пророка Даниила, один раз – в послании апостола Иуды и один раз – в откровениях святого Иоанна.
У пророка Даниила он называется одним из первых князей и великим князем, стоящим за сынов народа своего. Святой апостол Иуда именует его Михаилом Архангелом.
Святой Михаил Архангел сокрушил нечистую силу на небесах, и скрылась она в болотах, откуда в этот день скопом является к человеческому жилью, так что следует соблюдать особую осторожность. В народе верили также, что следует обращаться за помощью к домовому, который, если хорошо к нему относиться, ни за что не пустит в дом нечистую силу. По народным поверьям этот день также давал людям особую силу для борьбы со всяческим злом.
Если на Михайлов день был иней, то надо было ждать большого снега, если с утра туман — быть оттепели. «Михайло мосты мостит, Николе Зимнему (19 декабря) путь готовит».
23 ноября. День Ераста
«С Ераста жди крепкого наста», «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу». Если на Ераста солнце или обильный снег, то родившемуся в этот день жизнь будет полная чаша, удача и сила всегда будут при нём. Если на Ераста слякотно и ненастно, нужно подольше посидеть у печки, погреться у огня. Если на Ераста суровая погода — нужно с крыльца зиме поклонное слово сказать, чтобы не лютовала.
В народе зиму представляли седой бабой, хранительницей сурового времени года, в старинном головном уборе — рогатой кике. В этот день старое, поношенное и просто ненужное в обиходе было принято раздавать бедным людям, старику или соседке с оравой ребятишек, чтобы замолвили они словечко перед суровой зимой. «От меня тепло, от тебя терпение», — говорили при этом тем, кому помогали одеться потеплее перед приходом Зимы-матушки.
24 ноября. Федор.
«Федор на Федора знобит без разбора». Если на Федора дождь или снег, то быть оттепелям до самого Введения (4декабря).
28 ноября.
Начало Рождественского или Филипповского поста, который длится сорок дней до Рождества Христова. Филипповский пост называют в память Апостола Филиппа, одного из учеников Иисуса Христа, день поминовения которого приходится на 27 ноября. За проповедование христианства Филипп был осуждён на распятие. Этот пост самый строгий и самый длинный в году после Великого Поста перед Пасхой.
С началом Рождественского поста венчания не допускаются. Время свадебных торжеств заканчивается, и до Рождества все гулянья прекращаются.
Олег Полонский