Июнь — первый летний месяц. В старину июнь называли изоком и черневем. Когда-то изоком звали кузнечика, его стрекотание было слышно в первые июньские дни. Слагают зелёные кузнечики трепетные мелодии, славят матушку — землю. А победоносным цветом на Руси издавна считался красный, червлёный. От него пошло и название месяца.
1 июня. Оберег нивы.
В этот день в полдень крестьяне из веток ивы или берёзы плели колёса и катали их вокруг нивы. Считалось, что так и солнце самосветное будет, что ни день катиться к ниве, давая проросшему зерну силу. По древним представлениям, этот обряд не давал пустоколосице губить озимые хлеба.
3 июня. Олена — длинные льны.
В это время обычно сеяли лён. «Зародися, мой льнище, и долог и тонок», — просят крестьяне, сея лён. По приметам, лён, посеянный на поле, где прошлым летом родился ячмень, растёт крепким и тонким. Когда сеяли лён, просили дождик поплясать на пашне.
4 июня. Праздник Ярилы.
Древний языческий праздник славянского бога мужской силы и мужского плодородия в разных областях на Руси отмечался в разное время. Обычно это было начало июня. Раздольно с песнями и хороводами встречали славяне Ярилин день. Часто праздник сопровождался буйным весельем и забавными до неприличия шутливыми обрядами. Так, в Костромской области существовал обычай хоронить Ярилу. Для этого мастерили гробик и клали в него деревянную куклу, олицетворявшую Ярилу, с непомерно большими половыми органами. Вокруг собирались подвыпившие женщины, и под их нелицемерные причитания процессия ходила по деревне, вызывая смех и улюлюканье. В других местах веселились не меньше: находили какого-нибудь пьяного мужика и обвешивали его лентами, цветами, колокольчиками, разукрашивая лицо, руки, ноги, надевали на голову колпак, а в руки давали погремушку. В таком виде ряженый изображал Ярилу, ходил по селению и приставал к женщинам под общий хохот и веселье. Праздник Ярилы всегда сопровождался играми, буйным пьянством, разгулом и особенно кулачными боями.
Христианская церковь видела в том празднике бесовские разгулы и всеми силами старалась вытравить из народной памяти бога Ярилу. Но в первые годы после принятия христианства языческие традиции были ещё сильны, особенно в отдалённых районах. Поэтому разгульный праздник Ярилы продолжал пользовться популярностью вплоть до 16 века.
7 июня. Ферапонт — худые росы.
Считалось, что в этот день выпадает роса, которая пагубно действует на здоровье. Клонит к земле, неволит душу, если ступить на такую росу и омочить в ней ноги. Остерегались крестьяне в этот день на ранней заре на пастбища выгонять скотину. Взойдёт солнце, осушит траву и цветы, тогда и наступит срок для хлопот по хозяйству.
12 июня. Царь змей Василиск ведёт змеиные свадьбы.
По поверью в этот день нельзя было ходить в лесные чащи. Можно было забрести на змеиную свадьбу, где собираются тучи змей. А если такое случалось, и кто-то попадал в самое змеиное логово, то могли помочь ему трава череда и цветок петров бадог.
14 июня. Харитон.
В очередной раз всей семьёй ходили в поле смотреть на колосящиеся хлеба. Но в своих оценках были осторожны. Говорили: «Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре», «Хлеб на току — про урожай толкуй». В некоторых местах подобный обряд был не столько семейным, сколько молодёжным. Как только заколосятся хлеба, отправлялись в поле величать рожь. Катались, обнявшись, друг с другом, по всходам ржи приговаривали: «Расти, расти, трава к лесу, а рожь — к овину». В этот же день всей скотине давали немного ржаного хлеба, чтобы была довольна, чтобы плодилась и размножалась. Красное утро на Харитона — к красному наливу ржи. Дождливы и пасмурный день — к урожаю конопли.
15 июня. Ульяна.
Календарная середина июня в старину считалась наиболее благоприятной для того, чтобы обратиться за помощью к обавницам. Так называли женщин — колдуний, которые по вашему желанию могли зачаровать, вызвать расположение и любовь, точнее не любовь, а «присуху». Могли, напротив, сделать вечно влюбляющегося женатого мужчину верным мужем — однолюбом, восстановив семейное благополучие.
16 июня. Лукьян — ветренник.
В этот день по утрам примечали об урожае. Ветер с полудня поднимается — яровое за рост принимается. Сиверок на Лукьяна — зальёт рожь до осени дождями.
13 — 18 июня. Семик. Русальная неделя.
В русском языческом календаре выделяется группа праздников под общим названием «русалки». К их числу относится и семик. Он получил свое название оттого, что отмечался в четверг седьмой недели после Пасхи. В это время на полях решалась судьба урожая. Празднование проходило на так называемой русальной неделе. Ритуалы семика у славян были связаны с верой в духов растений, от которых, по бытовавшим верованиям, зависело плодородие земли, а значит и урожай.
Само слово «русалка» происходило от русла реки, где по народным представлениям, обитают сказочные существа, представляющие собой девушек с рыбьими хвостами, распушенными волосами и сладким манящи голосом. Издавна языческие народы Древней Руси испытывали к воде, как одному из удобных и зимой, и летом путей, великое благоговение и уважение. К тому же вода, как природная стихия, питала почву, растительность и давала жизнь всему на земле. Отсюда пошло поверье, что реки, озёра, вообще водоёмы населены разными существами и имеют своё божество.
19 июня. Троица.
День Святой Троицы — один из праздников православной церкви отмечался через семь недель после Пасхи. Семь недель — это 50 дней, а отсюда и другое название праздника — Пятидесятница. На следующий день после Троицы наступал Духов день. В этот день, по преданию, на апостолов снизошел Святой Дух. Таков богословский смысл праздника.
Обряды Троицына дня уходят корнями в древние народные обычаи. Здесь повсюду видны старинные обряды, связанные с празднованием расцвета природы, прихода на землю тепла и света. Главная цель ритуалов — обеспечить будущий урожай, здоровье и благополучие людей. Троица — всегда и везде зелёный праздник. Жилые дома и церкви украшают зелёными ветками ( в основном берёзовыми ). Прихожане идут к обедне с букетами луговых цветов и ветками берёзы. Потом их высушивают и хранят за иконами или за печкой для избавления от всевозможных бед. На Троицу устраиваются праздничные шествия, танцы и хороводы, происходят обряды благословения полей и скота. В деревнях в старину всегда гадали на венках из берёзовых веток, бросая их в воду.
Если венок поплыл — это благоприятный знак, если же утонул — остерегайся неприятностей.
Праздник Троицы отмечает весь христианский мир. И почти везде это не столько церковный, сколько народный праздник.
21 июня. Колодезник.
В стародавние времена в этот день копали колодцы. Делали это особые люди, которые знали, где искать воду, чтобы чистой она была и от всякого сглаза спасала. Рано утром в этот день ставили копатели сковороды в тех местах, где пар от земли сильно поднимался. Та сковорода, что на солнечном жару влагу отдавала, не высыхала, и указывала место, где делать колодец.
26 июня. Акулина задери хвосты.
В это время появляется масса комаров, мошек, оводов, которые кусают лошадей и прочий скот. Животные, спасаясь от насекомых, отгоняют их от себя хвостами.
30 июня. Мануил — туманник.
По народным приметам в этот день преобладают сильные туманы. Согласно поверью, ходит по берегу реки старуха с клюкой по прозвищу Маниха, а с нею её дочь — белая русалка Манья. Остерегались в это время близко подходить к реке, пережидали туман.
Олег Полонский май 2005