Август

1 августа Макрида или Макрица.
Лето
Смотри осень по Макридам: Макрида мокра – и осень мокра, суха – и осень тоже суха.
2 августа. Ильин день
Илья Пророк по небу в огненной колеснице разъезжает, Илья Пророк в поле снопы считает (конец сенокоса). На Ильин день дождь – осенью будет мало пожаров, вёдро – много. Илья лето кончает
В этот день часто бывают грозы и идут сильные дожди, отчего в народе и сложилось поверье о “грозном” святом. Считалось, что Илья Пророк очень строг в день своей памяти и запрещает проводить какие-либо работы в поле и дома. Тех, кто пренебрегает этим запретом, может поразить молния. В народе говорили, что “святой Илья зажигает жниво”, то есть пришло время начинать жатву. Кроме того, Ильин день считался началом перемены погоды, так как по многолетним наблюдения с этого времени начинаются частые дожди. Отсюда и поговорка: “На Илью до обеда лето, а после обеда осень”.
В Ильин день народ из нескольких соседних деревень собирался в одну, закалывали быка или теленка, варили его и съедали всем миром. Это было явным отражением древнего языческого обряда жертвоприношения богам. В этот день никогда не выгоняли скот на пастбища, никто не работал в поле, не ходил гулять в лес, потому что, согласно древнему поверью, в Ильин день там свободно гуляли хищные звери и ползали ядовитые змеи, опасные для человека. Скорее всего, историческим предшественником Ильи Пророка был языческий бог грома и молнии Перун, которому, кстати, тоже приносили в жертву молодого бычка.
4 августа. Мария Магдалина.
В этот день было принято выкапывать цветочные луковицы.
5 августа. Пуд и Трифон бессонники.
К этому времени созревают ранние посевы озимого хлеба и начинается жатва. А поскольку и сенокосная страда в полном разгаре, то работать приходится много, а спать мало.
6 августа. Борис и Глеб поспел хлеб.
7 августа. Макарий и Анна.
Анна припасает утренники. Если утренник холодный, то и зима будет студёной.
8 августа. Параскева Пятница.
На Руси пользовались особым почитанием храмы и придорожные кресты в её честь, так и назывались – Пятницами. Пятница считается покровительницей полей и скота, поэтому в этот день в церковь приносят для освящения плоды. Святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа, а ещё она считается целительницей людей от самых тяжких телесных и душевных недугов.
9 августа. Пантелеймон Целитель.
Почитается православной церковью как покровитель воинов.
14 августа. Медовый Спас.
Первый медовый Спас – проводы лета. Первый из трёх древних праздников под общим названием Спасы: медовый, яблочный и хлебный или ореховый. Каждый из них несёт в себе двоякий смысл – древний языческий и более поздний христианский.
Медовый Спас в православном церковном календаре значится как Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник пришел на Русь из Византии, где месяц август всегда жаркий и из-за жары часто случались всевозможные эпидемии, против которых тогдашняя медицина была бессильна. Чтобы справиться с болезнью, священники выносили из храмов кресты и погружали их в воду, которая таким образом освящалась и приобретала целебные свойства. Также было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для “освящения мест и отвращения от болезней”.

Андрей Боголюбский.Реконструкция антрополога М.М. Герасимова.АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
(ок. 1112 – 1174, с. Боголюбове)

владимиро-суздальский князь.
Сын Юрия Долгорукого. В 1155 был посажен отцом на княжение в Вышгород. Незаурядный дипломат, опытный полководец, хорошо образованный и имевший тесные связи с церковью, Андрей вопреки отцовской воле ушел в захудалое Ростово-Суздальское княжество. В “Суждальской земле” он сделал столицей княжества Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами, а в десяти верстах от Владимира заложил на р.Нерли “себе город камен, именем Боголюбый”. Андрей завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года Андрей превратился в могущественного князя, сумевшего создать на сев.-вост. будущий полит, центр Руси. В 1164 совершил победоносный поход на волжских болгар,взял их город Бряхимов и сжег три других города. Он подчинил себе князей рязанских, стремился к подчинению Новгорода и Киева. В 1169 году двинулся с огромной ратью против Киева. К ополчению А. присоединилось 11 князей. Киевляне мужественно встретили врагов. После трехдневного боя Киев был взят “на щит” и отдан на беспощадное разграбление; был зажжен даже печерский монастырь. А. сделался великим князем, но Киев отдал младшему своему брату Глебу , а сам остался на севере, во Владимире и в своем Боголюбове. Вступил в конфликт с ближними боярами, организовавшими заговор, и был ими убит.
Затем появился праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в воспоминание о победе, одержанной в 1164 году русским князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами. В этот же день отдают дань памяти семи ветхозаветным мученикам Маккавеям, принявшим кончину в 166 году до Рождества Христова. Праздник этот слился с языческим обрядом проводов лета. В этот день в кушаньях обязательно должен быть мак, обязательно с ним пекли пироги, для чего готовили маково-медовую смесь.
А в народе Спас называли медовым потому, что к этому дню соты в ульях обычно бывают до отказа наполнены мёдом, и пора приступать к его сбору. Отсюда возник обычай освящать в этот день в церквах не только воду, но и мёд. Правда, вкушать освященный мёд по народному поверью можно было только со второго дня так называемого яблочного Спаса.
А вообще медовый Спас – это проводы лета. Со Спаса начинаются холодные росы, пчела перестаёт носить медовую взятку. С медового Спаса начинается двухнедельный успенский пост, в который разрешается овощные и фруктовые крошева, уха, супы и вторые блюда из овощей.

16 августа. Антон-вихровей.
Если на Антона вихрь – ожидай снежную зиму.

19 августа. Второй яблочный Спас.
Дорога в осень. Киркинская посадка 2004 г
В церковном календаре это соответствует значительному христианскому празднику Преображения Господа Иисуса Христа. Праздник был установлен в память о преображении Иисуса Христа, который, взяв с собой учеников Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору Фавор помолиться. Вдруг лицо его воссияло, как солнце, одежды засверкали белым цветом. По правую руку Его был пророк Моисей, по леву. – пророк Илья. С неба послышался глас Бога-отца: “Се есть Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте”. Так Иисус явил ученика свою божественную сущность, но запретил им рассказывать об этом до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.
В народном календаре к этому дню издавна был приурочен древний праздник, посвященный началу сбора яблок. Яблочный Спас очень почитался в народе. В этот день благословляют виноград и пшеницу. До этого дня не разрешалось ест никаких плодов, кроме огурцов и ягод, а первые собранные яблоки обязательно освящались в церкви. В этот день обязательно пекут постные пироги с яблоками. В этих обрядах отчётливо проступают черты древнего языческого культа земледелия, когда молениями и жертвоприношениями заручались поддержкой у богов на будущий урожай. Со второго Спаса обычно начиналась пора сбора урожая и массовых полевых работ. “Пришел Спас – всему час”,- говаривали в народе.
21 августа. Мирон-ветрогон.
Если в этот день сильный ветер, то до сентября будет холодно и туманно.
27 августа. Михеев день.
Тихий ветер – к ясной осени, ураган – к ненастному сентябрю.
28 августа. Успение Богородицы.
В этот день Апостольский обычай возносить хлеб во имя Господне и Пресвятой Богородицы в сознании народа слился с обычаем освящения хлеба, приуроченным ко дню окончания жатвы. Этим днём завершается Успенский пост.
29 августа. Третий хлебный или ореховый Спас.
В церковном календаре это большой праздник – Перенесение Нерукотворного Образа Спаса нашего Иисуса Христа их Эдессы в Константинополь.
По преданию, первое изображение Иисуса Христа появилось ещё при земной жизни Спасителя. Правитель сирийского города Эдессы Авгарь заболел проказой. Услышав об исцелениях, совершаемых Иисусом Христом в Палестине, Авгарь уверовал, что, увидев Христа, исцелится, и послал художника Анания в Иерусалим. Ананий слышал Христа, но не мог приблизиться, чтобы зарисовать его. Тогда Христос подошел к художнику, умыл своё лицо и отёр его куском холста – обрусом. На нём и запечатлелся нерукотворный образ. Долгое время этот образ хранился в Эдессе, а затем был увезён мусульманами, захватившими и разграбившими город. В 944 году византийский император Константин Багрянородный выкупил святыню у мусульман, перевёз её в Константинополь и торжественно поместил в храме. Иногда этот праздник называют также Спасом на холсте.
Хлебным Спасом этот праздник назван потому, что в этот день завершалась уборка хлеба. “Третий Спас хлеба припас”, – говорили в народе. Это событие торжественным образом отмечалось в деревнях. Последний сноп называли “именинным”, его украшали яркими лентами, носили по улицам с весёлыми песнями и хороводами. Обычно в этот день пекли крендели с колосьями и караваи. Ко дню третьего Спаса на селе обычно завершался сев озимых, а также полностью вызревали орехи, поэтому третий Спас называют иногда Ореховым.
31 августа. Праздник Флора и Лавра.
В народе его называют “лошадиным праздником”, потому что почитаемые в этот день святые Флор и Лавр считаются покровителями лошадей. У древних славян лошадь была основным подспорьем в жизни, хозяйстве и земледельческих работах, а посему пользовалась особым уважением и почитанием. После Крещения на Руси в день Флора и Лавра появился обычай приводить лошадей к церкви и служить над ними молебны с освящением воды и окроплением их святой водой. В России строго соблюдался обычай не работать в день Флора и Лавра на лошадях в поле, так как они должны были отдыхать, а если нарушить это правило, то можно накликать конский падёж. “Флор да Лавёр до рабочей лошади добёр”, “Умоли Флора и Лавра – жди лошадям добра”, – говорили в народе. А по крестьянскому календарю этот день считался наиболее подходящим для озимого сева.
Август у древних славян звался серпенем или заревом и был посвящен богине жатвы. Отголоски этого сохранились и в более поздние времена в некоторых российских губерниях. Так, в Саратовской губернии в период уборки хлебов делали соломенную куклу, которую наряжали в красный сарафан, на голову надевали шапку, на шею вешали ожерелье или бусы. Затем куклу носили по селу и водили вокруг неё хороводы с плясками и песнями. В Смоленской губернии брали сноп и мастерили из него чучело в рубахе и шапке, а потом несли его на двор к помещику, где одна из женщин под песни и прибаутки окружающих секла сноп веником.
В период августовских полевых праздников на Руси существовал ещё один обычай, который назывался “помочь”. Нередко случалось, что в период уборки хлебов одинокие или малосемейные люди, не имевшие средств на то, чтобы нанять поденщиков, приглашали к себе соседей, чтобы те помогли им справиться с уборкой урожая. Отказываться считалось неприличным, тем более, что после завершения работы хозяева выставляли обильное угощение и выпивку. Но и от этой “платы” были избавлены вдовы, им помогали даже в воскресные дни, свято придерживаясь пословицы: “На вдовий дом хоть щепку кинь – всё душе спасение”.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий