Александр Дмитриевич Городцов


Городцов Александр Дмитриевич. 1911 г.
Городцов Александр Дмитриевич. 1911 г. Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермский краеведческий музей»

Решение Александра Городцова поступить на историко-филологический факультет Петербургского университета не было обоснованным и продуманным. Это показали дальнейшие шаги его самостоятельной жизни. В сентябре 1875 года Городцов зачислен студентом первого курса, но уже университета с просьбой принять его на первый курс, 10 сен­тября был зачислен, а через три дня, 13 сентября, уволен в связи с переходом в Московский университет. 17 сентября 1875 года Городцов зачислен студентом первого курса, но уже медицинского факультета.
Но и на медицинском факультете он проучился только один год. За год учебы он, ви­димо, понял, что медицина не то, что ему нужно в жиз­ни. Весь второй год пребывания на медицинском факультете он раздумывал и взвешивал, а в сентябре 1878 года просит перевести его на юридический факультет. С этого момента в жизни и учебе Городцова наступают, казалось бы, блаженные дни душевного спокойствия, которого так ему не хватало со времени окончания Рязанской духовной семинарии. На самом деле все годы пребывания в Московском университете Городцов жил напряженной жизнью, помимо учебы он усиленно занимался самообразованием.
В статье о Городцове его сподвижник по театру и общест­венной деятельности в Перми Н. Н. Боголюбов писал: «Идей­ным людям надо платить, помимо целковых, еще возможностью претворить их духовные порывы в осязательной пользы подвиги, из которых должна строиться будущая высококуль­турная и мощная Россия».
Рампа и жизнь, 1914, № 51, с. 4.
Осень 1883 года для Городцова была поистине золотой во всех отношениях. Успехи сыпались, как из рога изобилия, один за другим — и в учебе, и в личной жизни, и в оперном искус­стве. 13 сентября он сдал все экзамены, 30 сентября ему выда­но свидетельство на звание действительного студента.
Действительный студент

низшая учёная степень в России, которая присваивалась лицам, окончившим университет. Введена «Положением о производстве в ученые степени» 20 января 1819 в дополнение к трём ранее существовавшим учёным степеням: кандидата университета, магистра и доктора. Д. с. имел право на соискание степени кандидата университета только через год после окончания курса при условии предъявления письменного сочинения и сдачи экзаменов. В порядке государственной службы Д. с. состоял в чине 14-го (с 1822—12-го) класса.
 Университетский устав 1835 упразднил степень Д. с. Однако аналогичное звание для выпускников университета (кроме тех, кому присваивалась степень кандидата университета) сохранялось до 1884. Устав 1884 упразднил звание Д. с., установив для окончивших университеты дипломы 1-й и 2-й степеней, которые выдавались в зависимости от учебных успехов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Летом этого года выпускника юридического факультета Городцова пригласили в подмосковное поместье репетитором к помещичьим детям, которых уже несколько лет воспитывала гувернантка из Австрии Фанни Франциска Зайлер — высокая, красивая, видная собой, работящая и добрая девица. Поме­щик, владелец имения, воспользовавшись беззащитностью девушки, принудил ее вступить с ним в связь. Ко времени по­явления в доме Городцова у Фанни, которая стала зваться Анной Францевной, было уже три дочки. По своему кроткому характеру она смирилась с участью помещичьей приживалки и не мечтала о лучшей доле. Кому в радость мать с тремя детьми?
И вдруг в доме появился высокий, стройный, образован­ный юноша, ее ровесник, с обаятельной, располагающей внеш­ностью. Добрые сердца узнали друг друга, открылись. И уже никакая сила не могла их разъединить: ни прошлое Фанни, ни протесты родителей Городцова, согласия которых попросил сын. 23 октября 1883 года Александр Дмитриевич подает про­шение университетскому начальству, в котором просит разре­шить ему вступить в брак. 26 октября он становится мужем Анны Францевны Зайлер вопреки воле родителей и негодова­нию сестер. А 31 октября брак скрепляется в церкви. Так на­чала складываться семья.
В это же время молодой юрист был зачислен помощником присяжного поверенного Московской судебной палаты, а в самом конце этого года началась и артистическая деятель­ность Городцова.
Во многих хорах он пел из-за заработка. Но главная цель была другая: овладеть певческим мастерством. Важную роль в осуществлении этой цели сыграла встреча с профессором Московской консерватории Кашперовым.
Кашперов был в свое время известным композитором и вокальным педагогом. В 1866—1872 годах — профессор Московской консерватории. В 1872 году он открыл курсы пения. Им написаны оперы «Ма­рия Тюдор» по В. Гюго (1859), «Консуэло» по Ж. Санд (1865). На сценах России шли его оперы «Гроза» по либретто А. Н. Островского (1867), «Тарас Бульба» по Н. В. Гоголю (1887), «Боярин Орша» по М. Ю. Лермонтову (1880). Им на­писано множество романсов.
Вот этот композитор во многом и определил будущее Город­цова. Ему понравился сильный, красивый, бархатного тембра бас этого студента, который уже неплохо умел владеть своим голосом.
Когда Кашперов узнал, где пел Городцов, как овладел певческим мастерством, он сразу понял, что в разви­тии певческого дарования этот студент идет окольным путем. В церковных хорах не получить того, что нужно для развития голоса и артистических способностей.
Он разъяснил Городцову, что голос надо совершенство­вать на другом материале: на произведениях композиторов, классиков и современных. На оперном репертуаре и надо учиться петь тому, кто хочет достигнуть вершин. Осто­рожно намекнул, что нужно готовить себя к оперной сцене, данные для этого имеются. Слова Кашперова окрылили Городцова.
Но где взять средства, без которых ни шагу впе­ред не продвинешься? И тут вновь помог Кашперов. «Прихо­дите ко мне, — сказал он,— будем заниматься развитием го­лоса, а может быть, и подготовитесь к оперной сцене. Брать с вас я ничего не буду».
С этого времени, что бы ни делал Городцов, он думал только об опере, готовил себя к ней.
Несмотря на занятость в университете и участие в хорах, Городцов, не пропускал занятий у Кашперова, куда приходил всегда подготовленным.
Это радовало его учителя, и он посоветовал связаться с Немецким клубом в Москве, где задумали ставить оперу Ш. Гуно «Фауст». Там Городцова хорошо приняли и поручили петь партию Мефистофеля. Подготовке этой партии Александр отдавал все свободное время.
7 декабря 1883 года Городцов выступил в партии Мефистофеля на сцене Немецкого клуба. И на всю жизнь эта роль стала одной из любимых для Городцова. Теперь уже ни служба в судебной палате, ни семья — ничто не помешало ему принять решение уйти на оперную сцену.
В 1888 году Городцов оставил службу в Московской судебной палате и поступил в Казан­скую оперу А. А. Орлова-Соколовского.
В то время русские театры, особенно провинциальные, жили нелегкой жизнью. Руководители театров нещадно эксплуатировали актеров, театры то и дело закрывались, их помещения за бо­лее высокую цену сдавали в аренду для других нужд. Актерам приходилось кочевать из кон­ца в конец страны, не имея ни крыши над головой, ни гарантий на будущее.
Всё это пришлось испытать Александру Городцову и его семье. За семь лет скитаний по оперным сце­нам он пел в Казани, Петербурге, Москве, Саратове, Киеве, Воронеже, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Сим­бирске. Иногда в один год приходилось петь сразу в трех городах, каждый сезон на новой сцене: весной, зимой и летом.
И это всего за семь лет.
Каждый театральный сезон — новый город, новая труппа, новый репер­туар, новая обстановка. Не успеешь осмотреться, а уж контракт кончился, нужно искать новое место. И так из года в год. На одни только переезды ушло очень много времени и энергии, не было возможности сосредоточиться, не говоря о том, чтобы творить, создавать что-то новое, яркое и неповторимое. А средства, которые уходили на эти переезды?
Вот почему Александру Городцову хотелось по­жить оседлой жизнью хоть несколько лет, чтобы полностью проявить себя и показать, на что способен, что может дать людям.
Но за годы скитаний стремление к творчеству не покидало Городцова. С этими надеждами ехал Александр Дмитриевич со своей семьей на новое место работы в Пермский оперный театр.

Дом Александра Городцова на ул. Большой Ямской (сейчас ул. Пушкина)
Дом Александра Городцова на ул. Большой Ямской (сейчас ул. Пушкина). Государственный архив Пермского края

В Перми, семья Городцовых устроилась на квартире недалеко от театра. Заботливые, трудолюбивые и привычные к работе руки Анны Францевны за несколько дней сделали жилище таким, словно семья жила тут долгие годы.
Вот как описывает атмосферу, царившую в семье Городцовых, А. Г. Мельников. С 1899 по 1904 год он, гимназист стар­шего класса, помогал их сыну в учебе. «Семья Городцовых была очень дружная, простая в обращении, радушная и гостеприимная. Александр Дмитриевич сразу же понравился мне как исключительно культурный и сердечный человек, увлекавший меня своими рассказами об искусстве, театре, народно-певческих кружках. В семье своей он был любимым мужем и отцом, опорой и кормильцем…
Супругу Александра Дмитриевича помню только как домохозяйку, за обеденным и чайным столом. Любезную и радуш­ную…»
Сам же Александр Дмитриевич самозабвенно готовился к открытию предстоящего театрального сезона, а между делом знакомился с некоторыми страницами истории Пермского оперного театра, от­крывавшего свой двадцать пятый сезон.
С началом театрального сезона 1895/96 года Городцов окунулся в театральную жизнь, начались репети­ции, работа над новыми постановками. Он играл в операх Верди «Трубадур» и «Риголетто». С особенным успехом в этом сезоне шел «Фауст», где Городцов пел свою любимую арию куплетов Мефистофеля.
В 1896 году, когда Пермскому театру грозило закрытие, Городцов использовал свой авторитет и служебное положение, выступив инициатором создания Пермской городской театральной дирекции, которая взяла на себя управление театром.
Для того времени это было совершенно новой и смелой формой организации театрального дела. Но самое хорошее начинание может быть скомпрометировано, если во главе его встанут люди с холодной душой, без огня и умения.
И по рекомендации Городцова на должность главного режиссера был приглашен его давний приятель, человек энергичный, образованный и бескорыстно влюбленный в театр. Это был Ни­колай Николаевич Боголюбов — подающий большие надежды специалист, которого Городцов хорошо знал по работе в казанской опере.
С приездом Боголюбова, быстро сделавшегося душой не только театра, но и всей общественной жизни Перми, дела в опере пошли гораздо лучше.
«Ор­ганизация оперы, состав труппы и твердый бюджет — все но­сило отпечаток строгой продуманности и рационального под­хода к делу. Главным консультантом в этом новом для город­ских властей предприятии был оперный бас А. Д. Городцов, бывший адвокат, очень образованный, глубоко принципиаль­ный человек… Первый год существования в Перми городской театраль­ной дирекции дал прекрасные результаты: опера кончила свой сезон не только без дефицита, но и принесла небольшой доход. Этого было достаточно, чтобы сторонники оперы в Пер­ми торжествовали» — Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре, с. 49.
И тут, неожиданно для всех, Городцов переходит на службу в попечительство народ­ной трезвости и становится чиновником. И это в расцвете творческих сил, таланта и мастерства, на тридцать девятом году жизни и восьмом году работы в опере, где его считали расту­щим и подающим надежды певцом.
Догадкам, толкам и пересудам не было конца. По этому поводу даже некоторые наши современники, бывшие ученики Городцова, его друзья и товарищи, не были единодушны. Они либо разводили руками, либо повторяли версии, далекие от истины. Так, Луканин писал в своих заметках; «Голос Городцова был непрочным, и он стал думать о другой деятельности».
Эта версия не вяжется с простой логикой фактов и всей последующей жизнью и деятельностью Городцова. Во-первых, если бы забота о куске хлеба заставила Городцова простить­ся с оперной сценой, то он наверняка вернулся бы к своей профессии юриста, тем более, что у него уже был пятилетний опыт работы и успешное продвижение по службе. Он же выб­рал наитруднейший, никому не ведомый путь организатора певче­ского дела. Но, перейдя в попечительство, Городцов не простился с оперным театром. ему Ему удавалось сочетать творческую деятельность с работой чиновника. Так, Е. Шнюкова писала, что Городцова «попечительство пригласило на работу в качестве организатора и руководителя хоров». Примерно то же утверждал А. Шишов в письме 9 ноября 1963 года, говоря, что «губернатор отнесся сочувственно к этому начинанию и поддержал его в материальном отношении, учредив особую должность организа­тора народных хоров в губернии».
Чтобы правильно понять, с какой стороны шла инициа­тива в деле организации народно-певческого дела, со сторо­ны попечительства или Городцова, нужно знать, что из себя представляли эти попечительства в действительности.
Советский ученый А. Г. Мельников отмечал формальный, чиновничий характер попечительств о народной трезвости, которые в большинстве уездов влачили жалкое существование, были чисто бюрократическими организация­ми.
В связи с этим возникает вопрос: заинтересовано ли было попечительство в музыкальном просвещении трудового народа? По силам ли было это? Могла ли от него исходить инициатива по организации народно-певческого дела? Вряд ли. Вне всякого сомнения, именно Городцов был инициатором создания народных хоров. И, вероятно, немало сил пришлось ему потратить на то, чтобы убедить председателя пермского попечительства (им был губернатор) в целесообразности создания хоров.
Об этом говорит и тот факт, что Городцов был принят на работу по договору всего на один год. Сам Городцов пи­сал в отчете за 1896—1908 годы: «В виде опыта принят был на службу при попечительстве о народной трезвости на один год с 6 февраля 1896 г.». И только после того, как министр финансов увидел и одобрил выступление хоров, в 1897 году договор продлили ещё на три года. А окончательное решение об учреждении в попечительстве руководителя и органи­затора народных хоров последовало еще позднее. Когда царю доложили о работе хоров в Пермской губернии, он по­велел организовать певческие общества повсеместно.
В суждениях о причинах перехода Городцова на службу в попечительство наверное ближе других к истине был А. Г. Мельни­ков, писавший: «Карьера оперного певца не удовлетворяла Александра Дмитриевича, и он посвятил себя другому замечательному демократическому начинанию — организации на­родных хоров в Пермской губернии…
Я помню Александра Дмитриевича… как он горел энтузиазмом, как он был счастлив успехами любимого дела. Мы тогда еще не представляли себе, что эти народные хоры А. Д. Городцова были первичные ячейки народной художе­ственной самодеятельности, первые ласточки народного твор­чества».
В «Пермских письмах» музыкальный критик Вячеслав Пасхалов писал, что Городцову, идейному труженику, «во всех отношениях известно культурное бездорожье русской деревни», что ему «приходится шагать по такой целине, по которой со времени Ильи Муромца никто не езживал».
Городцов знал как пьян­ство разрушает души и тела людей, укорачивает их жизнь. Знал, что неграмотность, духовная нищета, бесправие, на которое обречены крестьяне и рабочие, толкает людей на это зло. Пьянство это от духовной пустоты, от неудовлетворенности жизнью. А ведь если дать им духовную пищу, приобщить к музыкальной культуре, они сами станут стремиться к лучшему.
Дело это было новое, не­ведомое. Но трудности не пугали Городцова. Природа наградила его кипучей энергией и упорством в достижении цели. А нелегкая трудовая жизнь выработала благородную привычку к труду. Он мог работать день и ночь, не уставая, умел подчинять все свои силы и способности избранному делу.
Городцов добивался, чтобы в приеме на курсы нотной грамоты не отказывали городским и сельским обывателям. По его мнению хоры должны исполнять не только церковные песнопения, но и светские песни.
В первые же дни работы Городцов убедился, что в губернии не было ни одного светского хора.
Городцов решил побывать в уездных горо­дах, чтобы познакомить уездные попечительст­ва со своей программой действий. Особое значение в программе придавалось работе с хорами в заводских поселках и селах. Ему выдали удостоверение, в котором значилось: «Сим удостоверяю, что губернский секретарь Александр Дмитрие­вич Городцов на основании постановления Пермского губерн­ского попечительства о народной трезвости состоит в долж­ности наблюдателя по устройству народных хоров в Перм­ской губернии». Чиновники уездных попечительств встречали Городцова как полномочного представителя губернии, которого нужно внимательно слушать и советами которого нельзя пренебрегать.
В селах и на заводах Городцов проверял работу хоров, нотное хозяйство, разговаривал с мастеровыми и крестьянами. Александр Дмитриевич вместе с помощниками приезжал в село, и обычно останавливался у учителей, знакомил­ся с обстановкой, расспрашивал о песнях, свадебных обрядах и обычаях, прослушивал на­певы и записывал их.
Пел он и сам вместе с хористами. На такие спевки- концерты собирались многие жители сел и рабочих поселков.
С февраля по апрель 1896 года Александр Дмитриевич много ездил по губернии, создавал хоры там, где их не было, находил руководителей. За 1896 год он посетил более сорока хоров, изучая их ра­боту, выявляя нужных людей, помогая им в деле освоения нотной грамоты. Чаще всего Городцов посещал те хоры, где дела шли хуже и где требовалась помощь. Беспокоила Городцова и нехватка нот. Тогда же он решил создать нотную библиотеку. Для начала подобрал все, что можно было взять в библиотеках Перми и Москвы, а также на книжных складах. Ходил по различным инстанциям, хлопотал, искал, убеждал, досадовал из-за неудач, радо­вался успехам.
По докладу Городцова попечительство приняло решение: созвать с 15 июня по 15 августа 1896 года курсы регентов с приемом 90 человек из лиц духовного звания и учителей. По настоянию Городцова были внесены поправка и дополнение: «преимущественно лиц духовного звания и учителей, но не отказывать в приеме на курсы и другим лицам». Очень существенная поправка, давшая Городцову возможность принимать на курсы молодых крестьян и мастеровых. Этим же решением утверждалась программа курсов, предусматривающая разучивание не только духовного песнопения, но и хоров из опер Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского и Римского-Корсакова.
Регент

Регент в православной церкви лицо, управляющее хором. Он подбирает голоса для хора, обучает его, руководит им при богослужении. В настоящее время Звание Р. получают те, которые кончили курс регентского класса при придворной певческой капелле или в московском синодальном училище церковного пения. Звание регентского помощника дается прошедшему приготовительный курс регентского класса при капелле. В католическойцеркви давно уже существовали Р., в Италии — под названием Regens chori,в Германии — Chorregent. Н. С.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Курсы были бесплатные и доступ на них был открыт для всех мужчин. Условия на курсах были таковы, что на них могли учиться не богатые люди. Курсантам оплачивали проезд и квартир­ные, заселяли в общежитие, давали бесплатный чай, а некоторым, наиболее нуждающимся, на время учебы выплачивали небольшое пособие.
Учебные дни курсантов были напряженными. Заня­тия начинались в восемь утра и продолжались до девяти вечера. И так каждый день на протяжении всего срока обучения.Городцов без устали развивал в разных вариан­тах одну и ту же идею о необходимости устраивать певческие собрания вне церкви, в школах, в избах крестьян, а летом просто за околицей, где обычно собирается на гулянье молодежь.
Заканчивались курсы экзаменами и выдачей удостовере­ния тем, кто сдал все предметы. Выпускников курсов направляли руководить хорами в разные места.
Первый же выпуск регентов в Пермской губернии поднял авторитет кур­сов. Стали быстрее создаваться новые хоры в селах, за­водских поселках и городах. Всё большее распространение получали внецерковные певческие собрания. В 1897 году в Пермской губернии насчитывался 191 хор. Из них 45 хоров пели не только во время богослужения, но и устраивали певческие собрания, на которых пели народные песни. Это была первая ощутимая победа. На собраниях читались лекции о вреде пьянства, о предупреждении болезней, о воспитании детей, а также по ли­тературе, истории. Как правило, со­брания завершались выступлением хоров.
Чтобы оттеснить духовенство от руководства хорами и заменить его крестьянами и заводскими парнями и девушка­ми, он использовал свое право отбора слушателей на курсы. Сбор 1897 года показателен в этом отношении: на курсы в Перми и Екатеринбурге было принято 248 человек. Из них 104 лица духовного звания.
В 1898 году вводится еще одно нововведение: впервые стали принимать жен­щин на равных основаниях с мужчинами.
При отборе курсантов единствен­ным критерием было наличие способ­ностей и любовь к песне. Из года в год улучшалось качество подготовки курсан­тов. Этому способствовало введение на курсах экзаменов по всем предметам. Курсанты сдавали экзамены по нотной грамоте, пению, игре на скрипке и фисгармонии. К экзаме­нам допускались только те, кто показал себя наи­более подготовленным.
На третьем году работы Городцов почувствовал, что кур­сы не отвечают полностью растущим потребностям городской молодежи в изучении нотной грамоты и певческого дела. Чтобы удовлетворить эти потребности, в январе 1898 года он добивается открытия в Перми бесплатных народно-певче­ских классов. Вначале туда было принято около ста чело­век, в дальнейшем количество учащихся возросло вдвое. Занятия в классах проводились три-четыре раза в неделю, по два с половиной часа в день, с половины сентября по конец апреля. В классах, как и на курсах, изучались нотная грамота, двух-, трех- и четырехголосное пение, разучивались различные пьесы, сцены из опер.
Во времена Городцова был распространен миф о неспособности трудового народа к образованию вооб­ще, особенно к музыкальному. Музыка считалась делом избранных, особо одаренных людей. Своей деятельностью Городцов доказал, что музыкальное образование, а вместе с ним и музыкальное искусство доступно всем, даже малограмотным и неграмотным крестьянам, если создать нор­мальные условия для их обучения.
Принцип идти от простого к сложному был определяющим во всей системе обучения. Он вел курсантов от народной песни к хору, от хо­ра к сцене из оперы. Главная цель его работы с курсантами и слушателями классов сводилась к тому, чтобы научить их самостоятельно разбираться с материалом и работать с музыкальными произведениями и пособиями по нотной грамоте и певческому делу.
Каждый выпуск курсов и классов заканчивался торжест­венным вечером и концертом.
Заключительные концерты учащихся были платными, а собранные средства шли на благотворительные нужды – на содержание малоимущих руководителей хоров, и семей, потерявших кормильца. Кроме того, курсы помогали целому ряду слушателей в дальнейшем трудоустройстве, приискивая для наиболее активных и талантливых курсистов более серьезные вакансии.
В Перми устраивались бесплатные любительские спектакли, концерты, танцевальные вечера, елки. Сюда стекалась самая разнообразная публи­ка, преимущественно из средних классов общества. Интерес к народным чтениям и певческим собраниям уси­ливался с каждым годом. Если в 1897 году только 45 хоров, то в1913 году их насчитывалось уже 278.
В дорево­люционной Перми под звон сотен колоколов, шествиями с хоругвями и ико­нами, с пением церковными хорами отмечались царские дни и религиозные праздники. Но в быту народ по-своему отмечал эти торжества. Придя из церкви и пообедав, люди устраивали гулянья с играми, песнями, хо­роводами, плясками, проводили шумные ярмарки и торги. В эти дни Городцов часто выступал вместе с народными хорами.
В 1899 году вся демократическая интеллигенция России отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина. 18 марта 1899 года Городцов доложил на заседании гу­бернского комитета попечительства о народной трезвости, что приближается столетие со дня рождения Пушкина и же­лательно использовать хоры для распространения в народе музыкальных произведений, написанных на слова поэта. Губернатор и попечительство пошло навстречу этим пожеланиям и выделило средства на приобретение нот.

Нотная библиотека на ул. Большой Ямской
Нотная библиотека на ул. Большой Ямской. Государственный архив Пермского края

Еще торжественней в мае 1904 года было отмечено в Перми и губернии столетие со дня рождения М. И. Глинки. В центре торжеств снова были выступления курсантов, слушателей классов и хоров под руководством Александра Городцова. Глинковские вечера в Перми продолжались 15 дней. Мас­совые публичные выступления певческих хоров начались в здании богородицкого попечительства. В городском саду было устроено бесплатное народно-певческое собрание, закон­чившееся выступлением сводного хора под управлением Го­родцова.
Следующий этап народных торжеств в Перми и губернии был связан с именем Н.А.Римского-Корсакова (1844—1908), яркого представителя «Могучей кучки».
Торжества организовывали и проводили сами курсанты. Каждая группа вы­бирала старшину в совет старшин курсов, а совет выбирал председателя. Совет старшин руководил всей внутренней жизнью курсантов. Они поддерживали об­разцовый порядок на курсах и в классах. По предложению председателя совета старшин курсанты решили установить стипендию имени А. Д. Городцова, которая ежегодно присуждалась лучшему курсанту. Праздники выпускного дня заканчивались испол­нением народных песен и произведений композиторов, разу­ченных за время пребывания на курсах. Сами курсанты со­ставляли программу для хора и соло, дирижировали и высту­пали режиссерами.
Ко дню открытия первых певческих курсов музыкальная библиотека в Перми уже могла удовлетво­рить запросы курсантов, приехавших из дальних сел и заво­дских поселков. Каждый год нотной библиотекой приобреталось по неско­льку тысяч книг. С первых дней существования библиотеки при ней был создан склад музыкальных инструментов, которыми Городцов снабжал курсантов. Это была первая поистине народная музыкально-педаго­гическая библиотека. На протяжении двадцати лет она играла важную роль в обучении нотной грамоте и певческому делу многих тысяч юношей и девушек.
Чем дальше развивалось в Пермской губернии хоровое пе­ние, тем острее стоял вопрос о репертуаре хоров. В 1902 году был издан сборник «Песнопения для народно-певческих хо­ров», в который вошли нотная азбука, составленная Городцовым в помощь начинающим изучать нотную и певческую гра­моту.
В 1906 году появляется самый большой сборник «Народно-певческие хоры». Он включал в себя хоровые произведения композиторов Глинки, Бородина, Даргомыжского, а также русские народные песни в обработке композиторов Римского-Корса­кова, Архангельского, Гречанинова, Лысенко, Лядова, Серова и других.
В годы революции 1905 года деятельность хоров сильно сократилась из-за запретов и репрессий со стороны властей. Это тревожило Городцова и он делал всё, чтобы сохранить хоры.
Сын Городцова Андрей, окончив гимназию, поступил в Казанский универ­ситет. В университете Городцов-младший стал председателем режиссерского совета студенческого театра. Приезжая домой на канику­лы, Андрей по мере сил помогал отцу.
Как-то Александр Дмитриевич предложил поставить сцены из оперы Глинки «Жизнь за царя». И отец и сын приступили к рабо­те. Андрей составлял либретто, а отец подбирал музыку и хлопотал об издании оперы. Отец давал Андрею полную свободу действий, и сын прекрасно справился с поставленной задачей.
В пермском училище для слепых Александр Дмитриевич совершенно бесплатно оказывал помощь в организации хора и участвовал в благотворительных концертах. В этом учебном заведении он со своими учениками поставил оперу М.И. Глинки «Жизнь за Царя», которая была переработана для постановки без сопровождения оркестра в хоровом и сольном исполнении. Впервые опера была поставлена полностью силами училища для слепых детей в 1911 году к 300-летию царствования династии Романовых. Постановка оперы вызывала огромный интерес как у исполнителей, так и слушателей. Всюду спектакли шли при переполненных залах и повторялись по несколько раз по просьбе не попавших на спектакль.
В ноябре 1912 года эту оперу поставили участники хора села Арамилевского Екатеринбургского уезда. Исполни­телями партий были только крестьяне. Сусанина пел возчик муки на мельнице местного торговца, участник летних курсов певческой грамоты в Екатеринбурге. Опера в селе Арамилевском шла в помещении училища при переполненном зале, который вместил лишь незначитель­ную часть людей, желающих послушать Ивана Сусанина. Вто­рой раз, в феврале 1913 года, участники решили поставить оперу на открытом воздухе. Сценой стало крыльцо арамилевского училища. Народу собралось около двух с половиной ты­сяч человек. Успех был колоссальный.
Зимой 1915 года в селе Крутихинском Ирбитского уезда было решено поставить «Ивана Сусанина». Обратились к Александру Дмитриевичу с просьбой помочь, он с живостью откликнулся. Спектакль шел в пожарном сарае, в котором было чуть теплее, чем на улице. Участники хора просили Александра Дмитриевича спеть партию Сусанина в первом спектакле, и он любезно согласился это сделать. Спектакль был настолько удачным, что пришлось его ставить пять раз.
В годы войны в 1914 году в Петрограде прошел Всероссийский съезд деятелей народной культуры, на котором А. Д. Городцов вы­ступал с докладом о развитии хоров в Пермской губернии. Главной задачей съезда стали вопросы проведения в на­род знаний по певческой и нотной грамоте. О Городцове в это время газеты писали: «Он делает для русской культуры, может быть, больше, чем наши консерватории».
6 февраля 1916 года исполнилось двадцатилетие работы Александра Дмитриевича по организации хоров и пропаганде народной песни и музыкальной классики России. Приветствиям и поздравлениям не было конца.
После падения самодержавия в феврале 1918 года шестидесятилетний Александр Дмитриевич вновь разъез­жал по уездам, заводам и селам, помогал новой власти организовать строительство культуры. Работы хорам теперь стало больше, они выступали чуть ли не каждый день после собраний и митингов, которые заканчивались концертом художественной самодеятельности или просто всеобщим пением революционных пе­сен. Власть не ограничивала инициативу в строи­тельстве новой жизни и культуры.
Но Александр Дмит­риевич, работая, не жалел себя, не считался с неудобствами, не щадил здоровья. После простуды он тяжело заболел воспалением легких и 12 октября 1918 года на шестьдесят втором го­ду жизни скончался. Похороны состоялись 14 октября. За гробом шли сотни людей, его друзей и учеников, которым он 22 года отдавал свой талант и теплоту сердца. Осиротели бывшие курсанты и слушатели певческих классов, осиротело хоровое пение Перм­ской губернии.

Краткое содержание книги И. Ефремова
«Подвижник народной культуры А. Д Городцов». Стр. 11-100. Первая глава размещена целиком. Пермское книжное издательство, 1983г. Под редакцией Олега Полонского

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий