Митрополит Варфоломей (Городцов)

с.Поздное. Преображенская церковь, 2009 г
Рязанская земля помнит много интересных и знаменитых людей, которые оставили нам добрую память о своих делах. Среди них был и такой известный деятель Русской православной церкви, как митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, в миру Сергей Дмитриевич Городцов.
Родился будущий владыка в 1866 году в семье священника села Поздного Михайловского уезда Рязанской губернии Дмитрия Андреевича Городцова. Семья сельского священника пользовалась любовью и уважением среди всех тех, кто его знал. С самого появления отца Димитрия в Поздном в 1849 году никто ни разу не видел его в праздности или унынии. Умный, рассудительный, энергичный, он, помимо исполнения обязанностей священника, обрабатывал свой земельный надел, занимался садом и пчелами. Этот священник-пахарь провел “первую борозду” и в деле народного просвещения, построив в селе на собственные сбережения приходскую школу.
Такой же была и его супруга Елена Георгиевна. Всегда в бодром настроении духа, приветливая и трудолюбивая, она славилась в округе как травница-врачевательница, настоями и отварами лечившая крестьян и их детей от разных недугов недугов.
Отец Дмитрий, бывая по делам в то Скопине, то в Рязани, то в Михайлове, всегда привозил домой книги. Любовь к чтению передалась и его детям. Домашнее чтение, строгое воспитание, музыкальные вечера, дали свои плоды: из этой простой семьи сельского священника вышли незаурядные деятели русской культуры, светской и церковной науки.
И когда отец Димитрий умер, то его кончину оплакивали не только поздновские прихожане, но и крестьяне окрестных деревень – Половнево, Гагарино, Бояринцево, Катино.
Младший сын Сергей Дмитриевич родился в день памяти преподобного Сергия Радонежского, где при крещении в церкви села Поздного получил имя Сергий. Родители с детства воспитывали в Сергее любовь к храму, церковным службам, молитве и посту. Сначала он помогал отцу в церковной службе, а затем поступил учиться в духовное училище города Скопина.
В 1886 году он уже студент Петербургской духовной академии. Здесь на лекциях, в частных беседах и спорах Сергий познакомился с однокурсником Иваном Страгородским – будущим Патриархом Московским и всея Руси Сергием. Между ними завязалась дружба, особенно углубившаяся, когда на четвертом курсе Иван принял монашеский постриг, а Сергий готовился стать мирским священником.
В 1890 году Сергей Дмитриевич Городцов блестяще окончил Академию. Его кандидатская работа была названа среди лучших сочинений, и он удостоился степени кандидата и награды.
ВАРФОЛОМЕЙ (в миру Городцов Сергей Дмитриевич), митрополит Новосибирский и Барнаульский (5.07.1866—19.05[1.06].1956), участник монархического движения на Кавказе, почетный председатель Тифлисского патриотического общества.
Еще, будучи студентом Академии, Сергей Городцов и иеромонах Сергий (Страгородский) часто проводили беседы в церквах, на фабриках и заводах, в клубах, обучали слушателей молитвам, руководили народными хорами. Это было замечено руководством Академии, и вот после окончания учебы Сергей Дмитриевич начинает свое миссионерское служение, сначала в Могилеве, а затем в Тифлисе.
К моменту приезда Сергея Городцова в Тифлис Грузинская Православная Церковь, входила в состав РПЦ на правах экзархата. Возглавлял ее тогда архиепископ Владимир (Богоявленский), впоследствии – митрополит Киевский. 11 декабря 1892 года он рукоположил Сергея Дмитриевича в диакона, а затем в иерея, назначив священником в тифлисскую Александро-Невскую церковь. Перед принятием сана С. Д. Городцов женился.
1 января 1893 года отец Сергий был назначен настоятелем Казанской миссионерской церкви Тифлиса, являвшей собой убогое дощатое строение. С первых же дней своего служения отец Сергий твердо решил выстроить новый храм. При содействии Общества восстановления православного христианства на Кавказе он трудился так, что уже 13 июня 1893 года смог заложить первый камень в основание нового храма. Средств на строительство не хватало; для их изыскания пришлось употребить немало усилий. Помощь оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский; кто-то пожертвовал 300 рублей на колокола. Вскоре на месте старой выросла каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, приход которой к тому времени стал едва ли не самым большим в Тифлисе. В сентябре 1894 года церковь освятили.
Круг забот отца Сергия с каждым годом расширялся. В самом начале своего служения в Тифлисе он был назначен попечителем городских школ. В его послужном списке отмечены и другие послушания: председатель Совета миссионерского братства и Епархиального грузинского училищного совета, благочинный русских церквей.
В 1904 году отец Сергий Городцов удостоился сана протоиерея.
Революционные волнения 1905 года затронули и Тифлис. В городе было неспокойно. 27 декабря 1906 года на протоиерея Сергия Городцова было совершено покушение. “Отец Сергий ехал со своей матушкой в фаэтоне. Подбежавший сзади злоумышленник произвел выстрел из револьвера. Пуля попала в спину и осталась в области живота. Раненый миссионер упал на землю. Тогда нападавший произвел еще два выстрела, ранив священника дважды в плечо, и убежал. Его подручный, увидев приближающихся полицейских, не решился дальше стрелять и тоже хотел скрыться, но был задержан. Так “отблагодарили” протоиерея Сергия Городцова националистически настроенные кавказские революционеры за его церковно-общественную деятельность”.
В 1914 году отец Сергий отправляется в командировку в Германию в город Мариенбад, где служит во Владимирской церкви. В том же году он закончил и подготовил к печати магистерскую диссертацию “Книга Иова: опыт библейско-психологического обозрения книги”.
В последние годы своего пребывания в Тифлисе протоиерей Сергий Городцов служил настоятелем храма святого благоверного князя Михаила Тверского, строившегося, как и Казанская церковь, при его непосредственном участии и попечении. Этот прекрасный храм и сегодня украшает столицу Грузии; Казанскую же церковь разрушили в советское время.
После революции Грузинская Православная Церковь отделилась от РПЦ, и в 1918 году отцу Сергию пришлось оставить Тифлис. “Больше я там не был, – писал в своем дневнике владыка Варфоломей, – но у меня в душе навсегда остались добрые воспоминания о грузинском духовенстве, о его православии, о его хлебосольстве и простоте во взаимных отношениях”. “Прослуживши 26 лет в звании священника в Тифлисе, я духовно сроднился с грузинским – искони православным – народом; благоговею перед памятью святой девы просветительницы Грузии равноапостольной Нины, глубоко чту святых Сирских отцов, давших церковный строй всей христианской Грузии. Часто вспоминаю церковных работников, моих сослуживцев”. Он очень тяжело переживал разрыв между Русской и Грузинской Православными Церквами.
Вскоре отец Сергий приезжает в Петербург, где его затрагивают революционные события. В первые же дни октябрьского переворота в Петербурге на допросе “от разрыва сердца” умер старший брат отца Сергия Павел. Через год в Перми смерть настигла младшего брата Александра. В родном Михайлове расстреляли единственного сына сестры Феодосии…
Для отца Сергия начались долгие годы скитаний. Поначалу он живет в Азербайджане, потом – в Башкирии; на краткое время он обретает пристанище в Воронежской и Московской епархиях. Далее, с 1922 по 1926 год, – Соловецкий лагерь особого назначения. Кемь, Попов остров (“Кемьперпункт”), Большой Соловецкий остров – 13-я карантинная рота в Спасо-Преображенском соборе, переоборудованном под барак. Мужики, еще не потерявшие выправку бывшие офицеры и генералы, студенты, интеллигенция… Роту сторожей формировали в основном из духовенства (сторожем назначили и протоиерея Сергия), что давало относительную свободу для духовных бесед и проповедей – на чердаках, в котельных. Иногда служили в кладбищенской церкви святого Онуфрия – до ее разрушения в 1929 году единственном храме, оставленном верующим.
С 1926 по 1931 год отец Сергий отбывал сибирскую ссылку, после чего его определили на жительство в город Богучары Воронежской области. В 1935 году он получает приход в селе Воловниково Клинского района Московской области. К тому времени он уже овдовел. Своих детей Городцовы не имели, воспитывая приемных девочку и мальчика.
Вскоре в жизни отца Сергия произошло важное событие: встреча с давним другом, в то время – местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородцким), будущим патриархом вся Руси. Они подолгу проводили время в беседах и размышлениях, вспоминали свою юность и годы учебы в Академии.
Началась Великая Отечественная война. В марте 1942 года отец Сергий писал митрополиту Сергию: “Моя Воловниковская церковь разбита и сгорела почти до основания. Немцы предварительно ее грабили, а потом устроили из нее склад боевых припасов и около нее расстреливали пленных красноармейцев. Дом, в котором я жил, сгорел. Сгорели все мои книги, заметки, записки, мое маленькое имущество немцы украли”.
17 апреля 1942 года магистр богословия протоиерей Сергий Городцов назначается на кафедру епископа Можайского, викария митрополита Московского. 29 мая в Казанском соборе города Ульяновска митрополитом Сергием он был пострижен в монашество с именем Варфоломей, и был возведен в сан епископа Можайского и сразу же возведен в сан архиепископа. Относительно наречения его при постриге Варфоломеем сохранилось следующее предание.
26 декабря 1942 года исполнилось 50 лет со дня возведения в сан священника архиепископа Можайского Варфоломея. Этот юбилей торжественно отпраздновали в Ульяновске. Божественную литургию, а после нее благодарственный молебен возглавил сам местоблюститель патриаршего престола. Владыка был удостоен права ношения креста на клобуке.
В 2006 году исполнилось 50 лет со дня смерти Митрополита Варфоломея (Городцова), почитаемого сибиряками подвижником истинного благочестия. 26 июля 1943 года архиепископ Варфоломей был назначен на Новосибирскую кафедру, где прослужил до самой кончины 1 июня 1956 года.
26 июля 1943 года архиепископ Варфоломей назначается на Новосибирскую кафедру. До Перми плыли на пароходе вверх по Волге, а затем по Каме, и прибыли туда в день Преображения Господня. На пристани владыку приветствовал настоятель городской кладбищенской церкви с причтом и приходским советом. Старец-архиепископ, забыв об усталости с дороги, вышел к народу, который с радостью приветствовал мудрого пастыря.
В Новосибирск владыка прибыл 24 августа 1943 года. О первых своих встречах со здешними прихожанами он оставил следующую запись: “Слава Богу! Чувства я пережил такие, что мне захотелось и до смерти прожить в этом городе, где так трогательно встретили меня и так горячо молились”.
Здесь перед ним открылось поистине необозримое поле деятельности – надо было возрождать церковную жизнь в огромном крае, в котором большинство храмов стояло в руинах и не было ни церковных школ, ни монастырей. В первые послевоенные годы владыке Варфоломею поручается управление сначала Владивостокской, а затем Красноярской епархиями. Подведомственная ему территория простиралась от Тюмени до Владивостока, от Енисейска до Тувы. Ради скорейшего устроения церковных дел архипастырь, несмотря на свой преклонный возраст, много ездил – освящал храмы, рукополагал священников, заботился о пожертвованиях для нужд Советской Армии, совершал службы в Иркутске, Омске, Тюмени, Ишиме, Тобольске. Его обширная патриотическая деятельность была отмечена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.”
В 1946 году архиепископ Варфоломей начал строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского при новосибирской Вознесенской церкви, после реставрации ставшей кафедральным собором. Владыка очень любил этот храм, где после своей смерти он был похоронен.
Зимой 1945-1946 годов владыку Варфоломея трижды вызывали в Москву на заседания. Возвратившись из третьей поездки он почувствовал себя плохо, но решил служить в храме. Великий понедельник, он уже со среды начал служить в своем храме. В первый день Пасхи во время службы у него сделался сердечный припадок. Только через месяц силы вернулись к нему.
Скоро владыка Варфоломей совершает паломническую поездку в Тобольск, дабы поклониться мощам святителя Иоанна Тобольского.
С 8 по 19 июля 1948 года в Москве проходили торжества, посвященные 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви. Архиепископ Варфоломей в числе четырех избранных иерархов сослужил Святейшему Патриарху Алексию I во время молитвы перед открытием торжеств. В 1949 году он удостоился сана митрополита, а 22 декабря 1952 года в связи с 60-летием пастырского служения – права ношения двух панагий.
Митрополит Варфоломей пережил аресты, заключения, ссылки, но никогда не жаловался на свою судьбу и не любил вспоминать эти нелегкие годы.
Владыке уже было за восемьдесят, но он ежегодно посещал Московскую духовную академию, принимая там экзамены. Ездил он и в Троице-Сергиеву лавру, чтобы участвовать в работе духовных школ. 8 декабря 1949 года его избрали почетным членом Академии.
24 июня 1951 года, в день памяти святого апостола Варфоломея, владыка совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. После благодарственного молебна наместник лавры огласил письмо Патриарха Алексия I, где давалась высокая оценка богословских трудов митрополита Новосибирского и Барнаульского. Владыке Варфоломею было присуждено звание доктора богословия и торжественно вручен докторский крест.
В феврале 1956 года владыка совершил последнее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, где он служил и участвовал в заседании Священного Синода. В марте по возвращении в Новосибирск он еще смог отправиться в Алтайский край и совершить отпевание своего старинного друга-священника. Однако после этой поездки силы ему изменили: 13 апреля владыка упал и сломал ногу, но даже в таком состоянии продолжал заниматься епархиальными делами и принимал посетителей.
Болезнь не отступала. С каждым днём митрополит Варфоломей чувствовал себя всё хуже и хуже. 1 июня колокола кафедрального собора возвестили верующим о кончине архипастыря. Отпевание совершили епископ Иркутский Палладий и управляющий Омской епархией епископ Венедикт. Погребение состоялось 5 июня. Вознесенский кафедральный собор не смог вместить и малой части пришедших проводить владыку в последний путь. После прощания гроб с телом почившего под пение пасхального канона трижды обнесли вокруг собора, а затем в приделе преподобного Серафима Саровского опустили в склеп. И сегодня имя митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова) возносится здесь за каждой литургией, а по пятницам после вечернего богослужения совершается заупокойная лития у его гробницы.

Материал собрал Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (2 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий