На земле Рязанской ( о А. Д. Городцове)

Летом 1849 года в село Позднее Михайловского уезда Ря­занской губернии приехал молодой священник отец Дмитрий. Странно было прихожанам называть отцом безусого юношу, только что окончившего духовную семинарию. Еще более странным и непривычным было это для самого Дмитрия Андреевича, сына сельского дьячка, которому едва исполни­лось двадцать лет. Но так уж повелось испокон веков в крестьянском быту — раз священник, значит, всем батюшка.
Умный, рассудительный и энергичный священник скоро сам стал заниматься хозяйством, пахал землю и сеял: не прожи­вешь же с одних церковных доходов. Это еще больше сблизи­ло Дмитрия Андреевича Городцова с крестьянами, которые полюбили его за простоту и отзывчивость. А через некоторое время у прихожан села Позднего появилась совсем юная ма­тушка Елена Егоровна, веселая, общительная и простая — под стать мужу.
У Городцовых почти каждый год стали рождаться дети. В 1856 году — Павел, за ним появились Александр, Анна, Ма­рия, Сергей, Федосья и самая младшая Варвара. От отца де­тям достались энергичность, ум, трудолюбие и целеустремлен­ность. Они дружили между собой, ладили с сельскими ребя­тами, никто их не попрекал поповским званием, как это часто было в других селах.
Особенно радовало отца с матерью, что все дети охотно брались за грамоту и учились хорошо, много читали книг, ко­торые привозил из Михайлова и Рязани отец. Тон этому зада­вали Павел и Александр, у которых рано проявился интерес к чтению.
По мере подрастания старших сыновей священник Городцов стал все больше
По мере подрастания старших сыновей священник Городцов стал все больше интересоваться обучением крестьянских детей. С 1861 года, после отмены крепостного права, он взял на себя обязанность учителя приходской школы и безвозмезд­но обучал грамоте крестьянских детей несколько десяти­летий.
Своим детям он всеми силами старался дать хорошее об­разование. И они успешно поступали в учебные заведения, доступные им в то время, и оканчивали их. Больше всего Дмитрий Андреевич хотел, чтобы сыновья пошли по его дороге. И мечты его сбылись. Павел окончил духовную семи­нарию и стал священником, а потом далеко превзошел отца: после духовной академии он преподавал богословие в Петербургском институте путей сообщения, затем стал академиком духовной академии. Помогал родителям воспитывать младших сестер и братьев. Сергей тоже стал священником, а потом до­служился до митрополита.
Намного труднее тогда было женщинам: во многие учеб­ные заведения их не принимали. А те, кому удавалось полу­чить образование, не могли найти работу по специальности. Но сестры Городцовы сумели пробиться к знаниям. Мария по­лучила хорошее образование по филологии и уехала во Фран­цию преподавать русский язык в Сорбонне. Федосья стала ор­ганизатором и руководителем женской гимназии в Михайлове. Варвара получила медицинское образование и работала вра­чом. Только Анна осталась с родителями.
Александр не был исключением в дружной и целеустрем­ленной семье Городцовых. Он успешно окончил приходскую школу, а затем Скопинское духовное училище. За годы учебы возрос его интерес к книгам, особенно к художественной лите­ратуре. Казалось, все идет как по писаному: Саша пойдет по пути отца и старшего брата, станет священником.
Но Александр выбрал другую дорогу. Не лежало у него сердце к богослужению и церкви, хоть никогда он этого не говорил ни отцу, ни братьям, которых уважал за трудолюбие и преданность своему делу. С детства Саше в церковном бого­служении больше всего нравилось пение. По большим празд­никам, а иногда и в воскресенье с клироса поздневской церкви раздавался среди других и детский голосок Саши. Отец с ма­терью и старший брат наслаждались красотой его голоса. По­ражал Александр хорошим музыкальным слухом: стоило ему услышать один раз песню, и он уже навсегда запоминал слова и мелодию.
Саша любил слушать на сельской улице народные песни, которые пели парни и девушки каждый весенний вечер. Осо­бенно нравились ему хороводы и раздольные песни. Песня «Как по морю, морю синему» была самой любимой на селе, с нее и начинали водить хороводы.
В Скопине Городцов стал интересоваться поэзией, народ­ными песнями и вообще народным искусством. Он узнал име­на великих русских поэтов, стихи Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина и Некрасова. Последние три поэта были особенно близки его сердцу, так как в своем творчестве говорили о жизни народа, хорошо известной самому Саше.
Отца с матерью этот сын радовал своей энергией, умени­ем со всеми находить общий язык. Тем больше было их разо­чарование, когда Александр сказал, что в семинарии хочет пойти на отделение, где изучают общие науки. Отец много­кратно возвращался к этому разговору, пытаясь убедить сына в необходимости изменить свое решение и пойти по стопам старшего брата. Но Александр остался непреклонным.
В сентябре 1871 года Городцов поступил на нормальное отделение Рязанской семинарии и в 1875 году закончил курс с хорошими оценками по всем предметам и при отличном по­ведении. (ГАПО, ф. 690, oп. 1, д. 115, черновые заметки А. А. Луканина)
В выборе отделения Городцов не ошибся: занятия в семи­нарии в значительной мере помогли ему определить свое при­звание, свои истинные интересы, в которых филология, лите­ратура и искусство занимали ведущее место. В семинарии он пристрастился к поэзии Некрасова, которая отвечала его взглядам на жизнь и формировала его понятия о назначении человека на земле. Стихотворение «Сеятелям» он избрал де­визом своей жизни и часто в спорах с друзьями-семинариста­ми повторял слова:

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ..
.

Как пишет А. А. Луканин (ГАПО, ф. 690, oп. 1,д. 29, черновые заметки А. А. Луканина), этот девиз Городцов впослед­ствии обращал и к своим ученикам, для которых некрасов­ские слова тоже становились программными на всю жизнь.
Среди немногочисленных документов, входящих в архив Городцова, сохранилась, как еще одно выражение большой любви к гражданской поэзии Некрасова, песня с нотами на слова Н. А. Некрасова «Душно без счастья и воли».
За четыре года пребывания Городцова в Рязани любовь к хоровому пению стала у него потребностью. Он чувствовал, что проявившийся у него бас с каждым годом крепнет и раз­вивается. Именно в это время Городцов понял, что, какую бы профессию он ни выбрал, ему необходимо совершенствовать свой голос. А куда пойдешь, кроме церкви? Иной возможно­сти у Саши Городцова не было. И он шел в церковные хоры, пел там, чтобы развить голос, удовлетворить потребность в пе­нии и заработать несколько рублей, которые не были лишни­ми в его бюджете.
Постепенно он все более увлекался народными песнями. В Рязани, в хорах и самостоятельно, он пополнил свое музы­кальное образование, узнал имена некоторых великих русских композиторов, получил начальные сведения о их жизни и твор­честве. Но о музыкальном образовании даже и думать не смел.
Сразу же после окончания семинарии он сообщил родите­лям о своем намерении продолжать учебу в университете. Без радости встретили они эту весть, видя в затее сына что-то не­сбыточное и недосягаемое, но возражать не стали. А сестры и братья одобряли Александра, и каждый на свой вкус предла­гал выбрать факультет.

Из книги Е. Ефремова «Подвижник народной культуры А.Д. Городцов». Пермское книжное издательство 1983 г. Стр.8 — 11.

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (3 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий