Летом 1849 года в село Позднее Михайловского уезда Рязанской губернии приехал молодой священник отец Дмитрий. Странно было прихожанам называть отцом безусого юношу, только что окончившего духовную семинарию. Еще более странным и непривычным было это для самого Дмитрия Андреевича, сына сельского дьячка, которому едва исполнилось двадцать лет. Но так уж повелось испокон веков в крестьянском быту — раз священник, значит, всем батюшка.
Умный, рассудительный и энергичный священник скоро сам стал заниматься хозяйством, пахал землю и сеял: не проживешь же с одних церковных доходов. Это еще больше сблизило Дмитрия Андреевича Городцова с крестьянами, которые полюбили его за простоту и отзывчивость. А через некоторое время у прихожан села Позднего появилась совсем юная матушка Елена Егоровна, веселая, общительная и простая — под стать мужу.
У Городцовых почти каждый год стали рождаться дети. В 1856 году — Павел, за ним появились Александр, Анна, Мария, Сергей, Федосья и самая младшая Варвара. От отца детям достались энергичность, ум, трудолюбие и целеустремленность. Они дружили между собой, ладили с сельскими ребятами, никто их не попрекал поповским званием, как это часто было в других селах.
Особенно радовало отца с матерью, что все дети охотно брались за грамоту и учились хорошо, много читали книг, которые привозил из Михайлова и Рязани отец. Тон этому задавали Павел и Александр, у которых рано проявился интерес к чтению.
По мере подрастания старших сыновей священник Городцов стал все больше
По мере подрастания старших сыновей священник Городцов стал все больше
По мере подрастания старших сыновей священник Городцов стал все больше интересоваться обучением крестьянских детей. С 1861 года, после отмены крепостного права, он взял на себя обязанность учителя приходской школы и безвозмездно обучал грамоте крестьянских детей несколько десятилетий.
Своим детям он всеми силами старался дать хорошее образование. И они успешно поступали в учебные заведения, доступные им в то время, и оканчивали их. Больше всего Дмитрий Андреевич хотел, чтобы сыновья пошли по его дороге. И мечты его сбылись. Павел окончил духовную семинарию и стал священником, а потом далеко превзошел отца: после духовной академии он преподавал богословие в Петербургском институте путей сообщения, затем стал академиком духовной академии. Помогал родителям воспитывать младших сестер и братьев. Сергей тоже стал священником, а потом дослужился до митрополита.
Намного труднее тогда было женщинам: во многие учебные заведения их не принимали. А те, кому удавалось получить образование, не могли найти работу по специальности. Но сестры Городцовы сумели пробиться к знаниям. Мария получила хорошее образование по филологии и уехала во Францию преподавать русский язык в Сорбонне. Федосья стала организатором и руководителем женской гимназии в Михайлове. Варвара получила медицинское образование и работала врачом. Только Анна осталась с родителями.
Александр не был исключением в дружной и целеустремленной семье Городцовых. Он успешно окончил приходскую школу, а затем Скопинское духовное училище. За годы учебы возрос его интерес к книгам, особенно к художественной литературе. Казалось, все идет как по писаному: Саша пойдет по пути отца и старшего брата, станет священником.
Но Александр выбрал другую дорогу. Не лежало у него сердце к богослужению и церкви, хоть никогда он этого не говорил ни отцу, ни братьям, которых уважал за трудолюбие и преданность своему делу. С детства Саше в церковном богослужении больше всего нравилось пение. По большим праздникам, а иногда и в воскресенье с клироса поздневской церкви раздавался среди других и детский голосок Саши. Отец с матерью и старший брат наслаждались красотой его голоса. Поражал Александр хорошим музыкальным слухом: стоило ему услышать один раз песню, и он уже навсегда запоминал слова и мелодию.
Саша любил слушать на сельской улице народные песни, которые пели парни и девушки каждый весенний вечер. Особенно нравились ему хороводы и раздольные песни. Песня «Как по морю, морю синему» была самой любимой на селе, с нее и начинали водить хороводы.
В Скопине Городцов стал интересоваться поэзией, народными песнями и вообще народным искусством. Он узнал имена великих русских поэтов, стихи Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина и Некрасова. Последние три поэта были особенно близки его сердцу, так как в своем творчестве говорили о жизни народа, хорошо известной самому Саше.
Отца с матерью этот сын радовал своей энергией, умением со всеми находить общий язык. Тем больше было их разочарование, когда Александр сказал, что в семинарии хочет пойти на отделение, где изучают общие науки. Отец многократно возвращался к этому разговору, пытаясь убедить сына в необходимости изменить свое решение и пойти по стопам старшего брата. Но Александр остался непреклонным.
В сентябре 1871 года Городцов поступил на нормальное отделение Рязанской семинарии и в 1875 году закончил курс с хорошими оценками по всем предметам и при отличном поведении. (ГАПО, ф. 690, oп. 1, д. 115, черновые заметки А. А. Луканина)
В выборе отделения Городцов не ошибся: занятия в семинарии в значительной мере помогли ему определить свое призвание, свои истинные интересы, в которых филология, литература и искусство занимали ведущее место. В семинарии он пристрастился к поэзии Некрасова, которая отвечала его взглядам на жизнь и формировала его понятия о назначении человека на земле. Стихотворение «Сеятелям» он избрал девизом своей жизни и часто в спорах с друзьями-семинаристами повторял слова:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...
Как пишет А. А. Луканин (ГАПО, ф. 690, oп. 1,д. 29, черновые заметки А. А. Луканина), этот девиз Городцов впоследствии обращал и к своим ученикам, для которых некрасовские слова тоже становились программными на всю жизнь.
Среди немногочисленных документов, входящих в архив Городцова, сохранилась, как еще одно выражение большой любви к гражданской поэзии Некрасова, песня с нотами на слова Н. А. Некрасова «Душно без счастья и воли».
За четыре года пребывания Городцова в Рязани любовь к хоровому пению стала у него потребностью. Он чувствовал, что проявившийся у него бас с каждым годом крепнет и развивается. Именно в это время Городцов понял, что, какую бы профессию он ни выбрал, ему необходимо совершенствовать свой голос. А куда пойдешь, кроме церкви? Иной возможности у Саши Городцова не было. И он шел в церковные хоры, пел там, чтобы развить голос, удовлетворить потребность в пении и заработать несколько рублей, которые не были лишними в его бюджете.
Постепенно он все более увлекался народными песнями. В Рязани, в хорах и самостоятельно, он пополнил свое музыкальное образование, узнал имена некоторых великих русских композиторов, получил начальные сведения о их жизни и творчестве. Но о музыкальном образовании даже и думать не смел.
Сразу же после окончания семинарии он сообщил родителям о своем намерении продолжать учебу в университете. Без радости встретили они эту весть, видя в затее сына что-то несбыточное и недосягаемое, но возражать не стали. А сестры и братья одобряли Александра, и каждый на свой вкус предлагал выбрать факультет.
Из книги Е. Ефремова «Подвижник народной культуры А.Д. Городцов». Пермское книжное издательство 1983 г. Стр.8 — 11.