С конца 2011 года на участке Узуново-Павелец вместо пригородных поездов стал обслуживаться электропоездами ЭМ9-004, ЭМ9-005, ЭР9П-К-157 и ЭР9П-К-139, поступившими из Смоленска и Брянска в депо Домодедово.
ЭР9П-217, ст. Павелец-1-Тульский, 09.05.1986г, Фото Валерия Шитова, Источник: http://valerijshitov.narod.ru
Несомненно, жителям Михайловского и Скопинского районов Рязанской области стало гораздо комфотнее добираться до районных центров, потому что ранее ходившие пригородные поезда состояли из 1-4 вагонов, а электропоезда ходят в составе 6 вагонов. Мы решили выяснить историю электричек, которые теперь возят нас.
В 80-х годах прошлого столетия участок Ожерелье-Павелец I обслуживался восьмивагонными составами ЭР9П из Мичуринска. Но в начале 90-х руководство Московской железной дороги разругалось с Юго-Восточной железной дорогой, и на маршрут Узуново-Павелец поставили 2 состава, состоящих из плацкартных вагонов. Эти составы иногда делились и получалось, что в одном направлении в день могло идти 4 или 5 пригородных поездов, а в обратную всего 3.
Многие пассажиры возмущаются — неужели нельзя было пустить одну электричку Москва-Павелец I и отказаться от пересадки в Узуново?
Многие пассажиры возмущаются — неужели нельзя было пустить одну электричку Москва-Павелец I и отказаться от пересадки в Узуново?
Пригородный поезд Узуново-Павелец, 25 сентября 2011 года.
Фото с сайта http://wilsoon.livejournal.com/16010.html
На этот вопрос есть простой ответ. Участок Москва-Узуново работает под постоянным током (3 kV), а участок Узуново-Павелец I — под контактной сетью переменного тока (25 kV), и электричка, следующая из Москвы, просто технически не может продолжать движение после Узуново.
Кстати, раньше с Павелецкого вокзала можно было доехать только до станции Ожерелье. Участок Ожерелье-Павелец электрифицировали в 1956 году сетью переменного тока, и только позднее он частично (до ст. Узуново) был переведен на постоянный ток.
Познакомимся с электропоездами поближе.
ЭР9ПК-157
ЭР9П-157. Депо Фастов, Юго-Западная ж.д., конец 1960 годов.Фото из архива депо Фастов.
Источник: http://www.rus-etrain.ru
В конце 1961 года Рижский вагоностроительный и Рижский электромашиностроительный заводы выпустили двухвагонную секцию (моторный и головной вагоны) серии ЭР9 (Электропоезд Рижский, 9-ый тип), которые незначительно отличались от вагонов электропоездов ЭР7К.
В начале 1962 года новая секция испытывалась на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС, а со второй половины этого года началась постройка десятивагонных электропоездов ЭР9. Моторные вагоны строились Рижским вагоностроительным заводом (RVR), прицепные (головные и промежуточные) — Калининским вагоностроительным заводом.
ЭР9ПК-157. Перегон Серебряные Пруды — Узуново, Московская ж.д., Фото Дениса Еськова,
30.10.2011. Источник: http://www.rus-etrain.ru
При эксплуатации первых электропоездов серии ЭР9 наблюдались отдельные неполадки: выходили из строя сопротивления, кремниевые вентили выпрямительныx установок, высоковольтные кабели и отдельные вспомогательные машины, но по мере отработки конструкции и накопления опыта эксплуатации эти неполадки устранялись.
Модификация ЭР9П выпускалась с 1964 года.
В отличие от ЭР9, выпрямительные установки (ВУ) расположены под кузовом вагонов, вследствие чего была модернизирована схема моторного вагона — убрана часть аппаратов охлаждения ВУ. Электропоезд ЭР9ПК-157 построен в декабре 1966 года в десятивагонной составности и с завода поступил в депо Фастов Юго-Западной железной дороги.
Электропоезд ЭР9ПК-157 построен в декабре 1966 года в десятивагонной составности и с завода поступил в депо Фастов Юго-Западной железной дороги.
После проведения капитально-восстановительного ремонта электропоездам серии ЭР9 присваивается дополнительный индекс «К» (например, ЭР9П-К-157). При этом электрооборудование электропоезда практически не изменяется. Меняется внутренняя отделка салонов — вместо деревянных шкафов для оборудования ставятся металлические, окна и салонные двери меняются на пластиковые.
В октябре 1979 года был передан в депо Брянск-1 Московской ж.д.
Прошёл КРП на КрЭВРЗ.
В октябре 2011 года передан в депо Домодедово Московской ж.д. для обслуживания участка Узуново-Павелец.
ЭР9ПК-139
ЭР9ПК-139. Станция Лужковская, Московская ж.д.,05.05.2012
Электропоезд построен в августе 1966 года в десятивагонной составности, с завода поступил в депо Брянск-1 Московской ж.д.
В 2001 году, после проведения капитального ремонта с продлением срока эксплуатации, электропоезду было присвоено именное название «имени Ф.И. Тютчева», просуществовавшее до 2005 года.
В январе 2009 года состав был переоборудован для перевозки путейцев, в связи с чем был перекрашен в жёлто-оранжевые цвета.
В конце 2009 года электропоезд был перекрашен в синие цвета и возвращён в пассажирскую эксплуатацию.
В октябре 2011 года передан в депо Домодедово Московской железной дороги для обслуживания участка Узуново-Павелец.
ЭМ9-005 (бывший ЭР9П-213)
ЭМ9-005. Перегон Павелец-I — Мшанка, Московская ж.д. Фото Дениса Еськова,
25.11.2011, Источник: http://www.rus-etrain.ru
Электропоезд ЭР9П-213 построен в августе 1967 года в восьмивагонной составности, с завода поступил в депо Фастов Юго-Западной железной дороги. В январе 1981 года передан в депо Смоленск Московской железной дороги.
При проведении КРП на Даугавпилсском локомотиворемонтный заводе в 2002 году была изменена форма головной части вагона, и электропоезд ЭР9П-213 был переименован в ЭМ9-005. В сентябре 2011 года передан в депо Домодедово Московской железной дороги для обслуживания участка Узуново-Павелец.
ЭМ9-004 (бывший ЭР9П-211)
ЭМ9-004, станция Узуново, 12.02.2012, фото пользователя ЭД9Т-0008. Источник:
http://trainpix.org.ua
ЭМ9-004, станция Узуново, 12.02.2012, фото пользователя ЭД9Т-0008. Источник:
http://trainpix.org.ua
Электропоезд ЭР9П-211 построен в августе 1967 года в восьмивагонной составности, с завода поступил в депо Фастов Юго-Западной железной дороги.
В феврале 1981 года передан в депо Смоленск Московской железной дороги.
В 2002 году прошёл КРП на Даугавпилсском электровагоноремонтном заводе, перенумерован в ЭМ9-004.
В декабре 2011 года передан в депо Домодедово Московской железной дороги для обслуживания участка Узуново-Павелец.
Материал подготовил А. Павлов, июнь 2012