Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм. Вторая половина XIV века. Дерево, левкас, темпера.91 х 66 х 2,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Введение во храм.
Вторая половина XIV века. Дерево, левкас, темпера. 91 х 66 х 2,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Новгород (?). Происходит из Успенской церкви в селе Кривое (бывший Кривецкий погост) Архангельской области.
Икона, вероятно, являлась храмовым образом небольшой древней церкви во имя Введения Богородицы во храм.
В Успенский храм Кривецкого погоста, возведенный в 1775 г., она, вероятно, попала после упразднения старой церкви вместе с другими иконами. Литературную основу сюжета иконы составляет рассказ Протоевангелия от Иакова о посвящении младенца Марии на служение Господу.
В начале зимы, 4 декабря, в России православная церковь отмечает великий праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. Этот праздник установлен в честь события приведения Пресвятой Богородицы её родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу.
Введение не принадлежит к древним церковным праздникам. Впервые христиане начали отмечать его в Иерусалиме в конце VII века. Спустя столетие, в VIII веке, этот праздник был принят в Константинополе, а значит и во всей православной церкви. В католической церкви праздновать Введение стали гораздо позже — спустя почти 400 лет в 1374 году.
Церковное предание донесло до нас сведения о событиях Введения в те далёкие времена. Благочестивые Иоаким и Анна мирно жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. Но до глубокой старости они не могли завести детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как отсутствие детей у евреев считалось тяжким несчастьем и Божьим наказанием. Иоаким и Анна постоянно молились о даровании им потомства. Однажды во время очередной молитвы Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с птенцами. Анна посчитала это за добрый знак и стала усердно просить Бога подарить ей ребенка, которого она обязательно посвятит Богу. И в этот момент ангел возвестил ей, что у неё родится дочь по имени Мария, которая прославится на весь мир. Вскоре так и случилось — родители дождались появления младенца. У них родилась девочка Мария. Иоаким и Анна очень любили дочь и относились к ней с нежностью и вниманием. Когда же ей исполнилось три года, они поспешили исполнить свой обет, данный Богу — привести дочь в Иерусалим и отдать на воспитание в храм.
К этому событию тщательно готовились заранее. Марию нарядили в лучшие одежды, созвали всех родственников и близких людей, чтобы всем вместе отправиться в Иерусалимский храм. Когда все были в сборе, то началось торжественное шествие к храму. До Иерусалима от города Назарета, где родилась Мария и провела первые годы своей жизни, было три дня пути. Иоаким и Анна с маленькой дочерью шли впереди, а за ними все остальные, каждый с зажженными свечами в руках. Процессия медленно и чинно двигалась по улицам, приближаясь к Иерусалимскому храму. Перед храмом их встретил низким поклоном одетый в богослужебные одежды ветхозаветный первосвященник Захария вместе с другими служителями.
У входа в храм мать Марии Анна благоговейно опустила дочь на ноги, и Мария вдруг легко и свободно без посторонней помощи ступила на крыльцо храма. Все присутствующие были очень удивлены. И вот неожиданно для всех Захария совершил то, что не имел права делать ни при каких обстоятельствах. Он ввел Марию в ту часть храма, которая называется Святая Святых. По закону никто не имел права входить в это место, даже священники, и только один раз в году это мог сделать сам первосвященник. Более того. Согласно православным канонам, Мария освятила и прославила ветхозаветный храм своим присутствием в нём. Все собравшиеся были настолько изумлены этим необыкновенным событием, что посчитали это знаком свыше.
С этих пор Мария осталась в храме, где прожила до 14 лет. Всё это время она посвящала молитвам с раннего утра и до самого вечера. При храме она занималась рукоделием и чтением Священных книг. Мария увлеклась вышиванием и часто шила шелковые облачения для священников. Родители Марии уже умерли, и когда ей исполнилось 14 лет, священники велели ей покинуть храм и выйти замуж. Но Мария ответила, что она от рождения посвящена Богу и хочет остаться девственницей всю жизнь. Первосвященники были озадачены: они не могли оставить Марию в храме по достижению совершеннолетия, но и заставить её выйти замуж тоже было не в их власти. В связи с этим они обратились с молитвой к Богу, прося его подсказать нужное решение. И вскоре ангел указал, что Мария должна выйти замуж за восьмидесятилетнего старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Марии.
С тех давних пор люди верили, что лучшим местом, где человек может сблизиться с Богом, открыть для себя предназначение жизни — это храм. На Руси Введение относится к великим и почитаемым церковным праздникам. Во время богослужения в церквах поют песнопения всем присутствующим в храме. Главная мысль песнопений состоит в том, что события Введения Богородицы во храм являются пророческими. Они говорят о том, что будущее спасение человека произойдёт через Бога Иисуса Христа.
В народном сознании с Введением связано много пословиц и примет. «Введение пришло, зиму привело», «На Введенье толстое леденье», — гласит народная мудрость, вспоминая ранние морозы, которые порой ударяли ещё задолго до праздника. Правда этот переход к зиме не всегда был устойчивым, и морозы нередко сменялись оттепелями. «Введенье ломает леденье», — говорит народная примета на этот счёт. Наши предки, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях и дорогой припевали:

Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Берег с берегом связало,
Воду к земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
В салазки усадило,
На ледянке с горы покатило…

В старину после дня Введения во храм Пресвятой Богородицы собиралась зимняя ярмарка. В основном торговали санями, которые делали умельцы в посадах и слободах. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади Торговцы санями то и дело выкрикивали прибаутки:

Вот санки-самокаты,
Разукрашены — богаты,
Разукрашены — раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг у двора,
Санкам ехать пора!
Сани сами катят,
Сами ехать хотят!

А русские женщины в ту пору позднюю осеннюю и раннюю зимнюю пору занимались рукоделием — пряли, вышивали, ткали. И к празднику Введения обязательно старались смастерить для своих дочек какой-нибудь подарочек, так как чествовали в этот день особенно девочек. Вот и вручали им на праздник Введения незатейливую тряпичную куклу.
В наши дни этот христианский праздник широко отмечается всеми верующими, а в храмах проходят торжественные богослужения, посвященные Богородице Деве Марии, которую издревле почитали на Руси.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставьте комментарий