Рождественский пост

Старинная открытка
С тех пор, как на Руси было введено христианство, появились и посты, которых по православному церковному календарю должно быть четыре в год. 28 ноября каждого года начинается Рождественский пост. В народе его часто называют Филипповским постом или Филипповками, потому что он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа. Этот пост установлен церковью для достойной встречи верующими Рождества Христова. Точное время возникновения поста неизвестно. Впервые о нём упоминается в трудах древних деятелей церкви в IV веке, хотя христиане начались поститься перед Рождеством, вероятно, гораздо раньше. Рождественский пост продолжается 40 дней, поэтому его иногда называют четырехдесятицей. Хотя церковь требует строго соблюдать пост, особенно за неделю до Рождества, в народе его считают не слишком строгим. На Руси сложилась даже поговорка, что “пост больше холодным, чем голодный”.
По церковному уставу на праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм 4 декабря разрешается кушать рыбу. Во вторник и четверг, если будет праздник какого-либо святого, то разрешается рыба и вино. Главная задача поста – это не только воздержание от мясной пищи, но и достойное поведение в обществе, чистота помыслов, доброе отношение к людям, умение гасить гнев и укрощать злобу. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.
В старину на Руси, особенно в сельской местности, соблюдение поста считалось обязательным. Хотя, конечно, это делалось не всегда. В наши дни после многих лет атеистической пропаганды число верующих значительно уменьшилось, а соблюдение обрядов и постов стало редкостью. И только незначительная часть населения старается придерживаться церковных установлений в отношении постов вообще и, в частности, Рождественского поста. Сегодня на пост больше смотрят как на добрую традицию, которую совершенно не обязательно исполнять.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько дольше. Хранить пост всем православным христианам пред великим праздником Рождества Христова сорок дней было положено на соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел «прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, чтения развлекательных книг, пустословия и празднословия. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Постясь телесно, в тоже время необходимо нам поститься и духовно : “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.
Сущность поста выражается в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, -напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим”.

Иерей Александр. Проповедь о посте. www.ierei.orthodox.ru

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий