Прикоснуться к святыне

Храм в честь Архангела Михаила в селе Малинки, 4 октябрь 2010 г
Крест Господний. В основе всего земного и небесного устремления лежит хранитель всей Вселенной – крест, этот кормчий, наполняющий изобилием нашу земную жизнь и дающий затем жизнь вечную
Рязань, 25 сентября 2014 – Областная Рязанская Газета. Как писал святитель Димитрий Ростовский, «мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности. Он создал его разделённым на 4 части: восток, запад, юг и север; и человека Господь создал по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».
Последние две тысячи лет человечество живёт под знаком Животворящего Креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесённой за весь мир Господом нашим Иисусом Христом. Освящённый Его страданиями и Его кровью, он стал символом победы над смертью и грехом, орудием спасения христиан.
«Этот Крест обратил на истинный путь Вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом». (Свт. Иоанн Златоуст).
В X веке вместе с христианством пришёл Животворящий Крест и на Русь. С тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывающему изображение креста «полагати на всех Божиих церквах, на освящённых сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на избах…».
На Руси кресты всегда почитались наравне с чудотворными иконами. Напрестольные (воздвигальные) кресты возносятся священниками в православных храмах на праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В некоторые древние кресты помещались частицы Крестного Древа Христова. Согласно Священному Преданию, императрица Елена по поручению своего сына Константина Великого отправилась в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Спаситель. Голгофа и место Гробницы Спасителя в то время уже были застроены капищами. Императрица их разрушила и начала раскопки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский» рядом с крестом, а также пещера Гроба Господня. На каком кресте был распят Спаситель, помог определить случай: когда кресты несли по городу, возле одного из них произошло исцеление женщины и воскресение умершего. Именно этот крест и был торжественно явлен народу иерусалимским епископом Макарием 14 (27) сентября 331 года, этот крест стал главной святыней Церкви. И Его частицы разошлись по всему миру.
В каждом храме России непременно находится Голгофский Крест – напоминание о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения». Крест – основополагающий символ богослужения вне стен храма во время крестного хода. Водружённый на высокое древо, он, вознесённый над процессией христиан, благословляет и освящает крестный ход. Защищает он и воинов перед сражением. Именно с военными походами ещё во время правления императора Константина (IV век) связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и появление тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…».
Русское Православие стало эпохой явления множества чудотворных святынь, особенно крестов.
Я вспоминаю лето 2004 года, когда по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла совершались крестные ходы с чудотворными и особо чтимыми иконами по древней Рязанской земле. Инициатором этих крестных ходов был Свято-Иоанно-Богословский монастырь, в частности, игумен Виталий (Уткин).
Святые места Рязанской земли. Более ста человек были участниками этих крестных ходов. Сегодня я расскажу об одном из них.
Дорога бежит и бежит вперёд. Вновь и вновь открываются для нас святыни нашего древнего края. Мы на Михайловской земле. Село Малинки. Нас встречает настоятель храма в честь Архангела Михаила отец Дмитрий (Челноков) и жители села. Храм первоначально был построен в XVIII веке деревянный, по пришествии в ветхость – перестроен, а в XVIII веке уже построен каменный. Главный алтарь в честь Архангела Михаила и в двух приделах – в честь Воздвижения Креста Господня и Святителя Димитрия Ростовского.
В храме прибывает святыня – огромного размера скульптурное чудотворное Распятие Спасителя с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда-то это Распятие чудесным образом оказалось в храме села Малинки. Об этом сказано в «Трудах Рязанской учёной архивной комиссии» за 1907 год (редакция Степана Яхонтова). Читаем: «Церковная старина села Малинки» (в сокращении):
«Из достопримечательностей церкви села Малинки можно увидеть резное изображение Спасителя, распятого на кресте, и предстоящих Божией Матери Иоанна Богослова и Марии Магдалины, стоящей на коленях и лобзающей ноги распятого Христа. Само Распятие сделано из заграничного дерева, причём крест размером в вышину 5/2 аршин, в ширину 5 и ? вершков и в толщину 2 аршина 15 вершков. Размеры предстоящих соответственно Распятию. Когда и откуда эти иконы проявились в церкви, точных указаний нет. Но существуют в приходе предания (переданы крестьянами села). По одному преданию, иконы первоначально находились в Италии, а по другому – в Голландии. Они были достоянием одного римского гражданина (или немца) и служили помостом на пруду, на котором стирали бельё. Затем были отведены на конюшню. По преданию, некто из владельцев с. Малинки (Ягужинский, Мельгунов), у которого были имения в других губерниях – Московской, Тульской, Петербургской, случайно был в Италии и, узнав о поругании икон, решил во что бы то ни стало их приобрести для церкви своего имения. Предлагая их хозяину в вознаграждение всё, что он ни пожелает. Но тот долго не соглашался продать. Русскому помещику он предложил купить их за столько пудов золота, сколько окажется веса во всех иконах. Владелец села Малинки, будучи человеком религиозным и в надежде на помощь Божию, решился на это. Иконы положили на весы, в них оказался такой вес, какой в трёх золотых монетах.
Относительно переправки икон существуют различные предания. По одному, владелец села вёз иконы водой до Петербурга, по другому – в Москву, частью водой, частью по суше.
Случайно завёз в село Малинки через Тульскую губернию и на время поставил в церкви.
Через некоторое время, по распоряжению владельца икон, назначено было везти их из Малинок в его подмосковное имение. Вынесли иконы из церкви и уложили на подводы. Тронули лошадей, но те оказались не в силах их везти. К ним присоединили ещё лошадей – та же история. Тут все поняли, что иконам не угодно идти из Малинок. Решили снова нести их в церковь, что и получилось без труда. Доложили обо всём барину, он согласился их оставить в Архангельском храме села Малинки.
Как давно находятся иконы в селе, предание время не указывает. Только один крестьянин Пётр Крантов говорил, что его дед переносил эти иконы из старой церкви в новую, существующую ныне. А каменная церковь освящена в 1787 г., как видно из хранящейся в церкви грамоты, выданной тогда ещё епископом Симоном (Лаговым). В «Трудах Рязанской учёной архивной комиссии» также описываются знамения, исходящие от Креста. И мы молились у этих святынь.
Богата Рязанская земля святостью. И хочется, чтобы всё больше и больше людей приходили сюда, знали свой край, его удивительную историю, его святыни. Велика сила и власть Господа, посланные людям через святое Распятие. И, прикасаясь к этой святости, человек становится добрее, чище, радостнее. В беседе с настоятелем Архангельского храма села Малинки протоиереем радостно слышать, что в храм приезжают люди из многих городов России. Невольно приходят на ум слова св. Иоанна Златоуста: «Ныне радость на небе и на земле, ибо Святоносный и Животворящий Крест Христов является миру. Демоны бегут от него, недуги исцеляются им, мрачная тьма прогоняется, и все концы земли просвящаются».

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий