Колодец

Наши далекие предки всегда относились к воде как к источнику жизни. Поэтому перед началом строительства своего жилища приступали к поиску воды. И люди, которые умели отыскать с помощью лозы или чисто интуитивно место, где под землёй находилась чистая вода, пользовались всеобщим уважением. С глубокой древности на Руси колодец служил символом дома. Путника, возвращающегося из долгих странствий, дома всегда встречали ковшом холодной воды из колодца.
Прежде чем рыть колодец долго выбирали подходящее место. Считалось, что лучше это делать в день Федора Колодезника (21 июня), который покровительствовал колодцам. Православная церковь в этот день вспоминает великомученика Федора Стратилата, известного в народе под именем «колодезника». Место будущего колодца искали по-разному. Одни с помощью прутика лозы. Если прутик где-то начинал клониться к земле – значит здесь есть подземные воды. Другие в ночь на Федора Колодезника раскидывали по земле сковородки в самых разных местах. А утром приходили смотреть. На какой сковородке появлялось больше росы, там и копать колодец. Этот способ по приметам был очень популярен среди сельчан того времени.
Первая колодезница
Осенью 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов. Небольшой отряд разгромленных захватчиков просочился через Чертольские ворота столицы, а затем лесными тропами ушел от преследователей.
На ночевку отряд остановился в подмосковной деревне.
В отместку за свое поражение поляки опустошили крестьянские избы и казнили нескольких местных жителей. А тела убитых сбросили в колодец.
В ту ночь десятилетней Агафье приснилось, будто ее призывает к себе оскверненный колодец. Не потревожив никого в избе, она тихонько вышмыгнула за порог. Прихватила с собой лишь тяжелую бадейку.
Поляки отобрали у крестьян все запасы браги и вволю залили горечь поражения. Даже ночной караул задремал от хмельного напитка.
Пробралась Агафья к колодцу, привязала к журавлю бадейку и зачерпнула воды. Потом отыскала оставшуюся брагу в польском обозе и разбавила ее «порченой водой».
Утром захватчики поспешно двинулись дальше. Да недолгим был их путь. На первом же привале допили брагу. И начались у них мучения. Стали корчиться от боли, а к вечеру все скончались.
О происшествии узнали в деревне. Мужики вернули свое добро, похоронили односельчан, а потом принялись допытываться у Агафьи, как ей удалось погубить такую ораву чужаков.
Девочка разъяснила: не ее это заслуга — колодец сам за себя отомстил.
Прошло какое-то время. Стали примечать люди, что Агафья сторонится играть с ребятней и от домашних дел отлынивает, и все ее тянет к колодцу. Могла часами глядеть в воду или просто сидеть, прислонившись к срубу.
Забеспокоилась родня, как бы девчонка не свихнулась. Но все обошлось, не помутился разум. Вот только дар у нее открылся — могла безошибочно указывать, где воду под землей искать.
Слух о том прошел по округе. Потянулись к Агафье мастера-копатели. Даже из Москвы артели приходили. Зазывали ее к себе в помощь. Если верить преданию, так стала Агафья первой, а может, и единственной на Руси женщиной-колодезницей.
Бурлак В.Н. «Москва подземная»
Сооружались колодцы из дерева. В основном в ход шла осина, которая считалась наиболее прочной, а значит и долговечной. Осиновые колодцы, правда, придавали воде некоторую горечь, но это не смущало строителей и заказчиков. Надежность и прочность ценились выше. В старину часто делали два колодца. Один находился возле дома, а другой в лесу. Домашними колодцами пользовались сами жители, а лесные предназначались для мифических обитателей леса – леших, лесовиков и прочих. Полагали, что лесные духи будут благосклонно относится к людям, если дать им чистую воду. Нередко по древним поверьям такие лесные колодцы обладали целебной водой. Поэтому слух о них распространялся по местной округе и даже за её пределами. Чистая, студеная колодезная водица помогала лечить болезни и почиталась чуть ли не наравне со святой водой. Ещё с языческим времен к колодцам относились со вниманием и благоговением. Случалось, что у колодца можно было видеть убеленных сединой старцев, которые вели долгие беседы с водой, уподобляя её вековой мудрости. Подходя к колодцу и смотря на воду, человек на некоторое время отрешался от мирских дел, погружался в раздумья, мог побыть с самим с собой, вспомнить всё приятное и радостное.

Устройство колодца

А копали колодцы всем миром в один день, обыденкой, помочь собирали. Сруб-то заранее готовили, да тут же его и спускали — венец за венцом. А над срубом колесо с цепью устраивали, чтобы бадьёй воду поднимать. Или «журавля» ставили — большую перекладину на высоком столбе: на одном конце груз, на другом — ведро, что в колодец опускают.
Колодцу в этот день — праздник, венками его украшали да прощения у него просили за грехи нечаянные. Фёдора Стратилата охранять колодец просили.
«Русский народный календарь». Москва, Олма-пресс, 2005 Стр.178.
С колодцами на Руси связано много интересных обычаев и поверий. Старые воины после возвращения домой бросали в колодец оружие в знак того, что их воинский путь уже окончен навсегда. Странники и прохожие оставляли возле встретившегося на их пути колодца каку-нибудь вещь. Это считалось залогом того, чтобы благополучно добраться до следующего колодца.
Сельские девушки ходили к колодцу в надежде узнать своё будущее, свою судьбу. Древнее поверье гласит, что если встретить девушку, идущую к колодцу, то это к добру и удаче. В деревнях на зимний солнцеворот девушки гадали по воде из колодца. Ещё из прутиков и палочек мастерили колодец, запирали его замком и клали ключ под подушку. После этого приговаривали: «Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить».
Другой обычай заключался в том, что перед войной или битвой надо было опустить оружие в колодезную воду. Верили, что после этого меч или сабля не подведут в бою и поразят любого противника. Во время войны колодцы приобретали статус объекта стратегического значения. Ведь они обеспечивали водой воинов и население. Такие колодцы берегли и тщательно скрывали от неприятеля. Все эти действия, по мнению жителей, должны были принести полную победу на врагом. Часто случалось, что при близкой опасности приближения врага, в колодцах прятали ценные вещи, которые бывало веками находились в заброшенных колодцах.
С приходом христианства на Русь колодцы приобрели новые традиции и обычаи.
Перед началом работ по их рытью необходимо было посетить церковь и очиститься от грехов, чтобы злые помыслы не перешли на воду. После завершения работы колодцы следовало обязательно освящать по православному обряду в присутствии местных жителей. И только после этого колодцем можно было пользоваться. В канун праздников Рождества, Крещения, Пасхи колодезная вода приобретала особенные чудесные свойства и считалась благодатной и полезной. Такой водой смывали по утрам нечистый сглаз, купали детей и сами окунались три раза с головой.
И в наши дни дней колодец остается символом дома, верно служит людям, принося им чистую, живительную воду. В селе или на даче колодец символизирует домашний уют, спокойствие, уверенность и благополучие в каждой семье.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 2,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий