Пчеловодство на Руси

pexels-archana-gs
Фото pexels-archana-gs
С незапамятных времен мёд на Руси всегда был желанным продуктом как в княжеской, так и в обычной семье. Его ценили за чудесные вкусовые качества и целебные свойства. Медовый квас, пряники и пироги являлись добрым угощением для всякого желанного гостя. До середины XIII века в Русском государстве не знали сахара, и мёд в качестве сладостей занимал лидирующее положение во время застолий. Даже когда спустя несколько столетий сахар стал доступен широким слоям населения, мёд продолжал пользоваться огромной популярностью среди народа. В те далекие времена на Руси не делали своего вина, поэтому мед использовался и для изготовления разного рода алкогольных напитков.
Любая ярмарка не обходилась без медовых изделий – пряников, сбитня, кваса. А изделия медового промысла с удовольствием покупали не только жители городов и сел, но и заморские купцы и путешественники. С годами экспорт меда сделался важной и доходной частью хозяйства Русского государства.
Разведение пчел в Русской земле известно с древнейших времен. На это указывают поверья, мифы, летописные источники, записки европейских и восточных путешественников. Впервые упоминание о зарождении пчеловодства на Руси можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота ещё 2500 лет назад. Он писал, что народы, проживавшие в то время на территории нашей страны, умели находить и собирать мёд и успешно продавали всем желающим.
Сохранились и документы 911 года, в которых отражены договоры киевского князя Олега и византийского императора о поставках в Византию мёда и воска. В дальнейшем торговля мёдом только набирала обороты, принося в казну значительный доход.
В те давние времена обширные леса занимали значительную часть территории современной России. В этих лесах, помимо всякой дичи, обитало огромное количество диких пчел. Ещё Геродот отмечал, что земли наших предков когда-то были совершенно непроходимы из-за обилия в лесах пчел. Рои пчел селились в дуплах деревьев, эти дупла, как считают некоторые лингвисты, назывались бортами. Отсюда потом произошло слово бортничество как особое занятие – сбор мёда лесных пчел. Таким образом бортничество можно отнести к древнейшим видам пчеловодства, которое использовалось славянами для получения мёда.
Лесных пчелиных селений было очень много. Бывали случаи, когда находили дупла с 10-15 пудами сотового мёда. Первые собиратели мёда – бортники практически ничего не знали о жизни пчел. Сбор мёда больше походил на охоту, когда собиралась группа людей с целью отправиться в лес за диким мёдом. Эти бортники ходили по лесам в поисках пчелиных дупел. Отыскав пчелиное жилище, они просто разоряли пчелиные гнезда, пчел выкуривали дымом и выжигали, затем вынимали мёд и уносили с собой. Это было довольно опасным занятием, ведь пчелы могли наброситься на такого охотника и искусать до смерти. К тому же надо было умело добраться до пчелиного дупла, вытащить соты с мёдом и благополучно вернуться домой. Такие бортники должны были обладать определенной ловкостью и сноровкой. О дальнейших последствиях для пчел бортники, конечно, не думали. Поэтому после такой варварской вылазки за мёдом пчелиную семью обычно ждала гибель.
Для подъема на деревья с бортями использовали древолазные шипы. Они представляют собой небольшие скобы длиной 3-6 см с припаянным острием пирамидальной формы. Такие скобы можно подразделить на три группы [1, 7]: узкая пластинка, концы которой согнуты и заходят один на другой, острие находится посредине; широкая пластинка, один конец которой прямой, а другой закруглен, острие расположено посредине; овальная пластинка, переходящая в узкие согнутые концы, с острием посредине. Эти приспособления вполне могли прикреплять ремнями к лаптям, чтобы легче было взбираться на дерево. Орудия древних пчеловодов экспонируются в Государственном историческом музее (рис. 1).
Древолазные шипы

Древолазные шипы находят на раскопках археологических памятников IX-XIII вв. и более поздних. Они обнаружены в рядовых курганах Гнездиловского могильника, в Стерженском городке, Серенском городище, в Великом Новгороде, Московской, Владимирской, Рязанской, Орловской областях и других местах.
На Руси применяли и более усовершенствованные древолазные шипы. В 1954 г. с раскопок в г. Переяславле-Рязанском в Рязанский краеведческий музей поступил железный предмет в виде овала с шипами и двумя петлями. Длина его составляет 12 см (с петлями 15,5 см), что соответствует ширине лаптя. Поэтому предмет вполне могли привязывать к ноге (см. рис. 1, а). Следует подчеркнуть, что на Рязанской земле бортничество было развито с давних пор и находка такого приспособления вполне закономерна.
Древолазный шип другого типа был обнаружен на раскопках одного из курганов во Владимирской области. Он состоит из железной пластинки шириной около 1 см и длиной 11 см, с острием в средней части. Концы пластинки согнуты петлями во внутреннюю сторону. Длина приспособления вместе с петлями составляет 12,5 см. В петли просовывали ремешок, которым пластинку крепко привязывали к лаптю (см. рис. 1, в).
В.П.Наумкин
Орловский государственный
аграрный университет
ж-л «Пчеловодство» №6, 2015 г.
Со временем люди стали всё больше наблюдать за пчелами, изучать их повадки, присматриваться к их жизни. Пришло понимание того, что пчел надо беречь и не разорять их жилища. С каждым годом бортничество совершенствовалось. Теперь собиратели меда стали сооружать высоко на мощных деревьях искусственные дупла. На обратной стороне дупла вырезали отверстие, которое на время закрывалось маленькой крышкой – должеей. Когда приходила пора собирать мёд, крышку открывали, доставали мёд, а потом отверстие снова закрывали. И теперь пчелиный рой не погибал и продолжал медоносить. Эти дупла у славян стали называться бортями. По установившимся правилам такие пчелиные дупла-борти принадлежали тому, кто их первым нашел и усовершенствовал. А чтобы знать, кто их хозяин, на деревьях делали специальные знаки, подтверждающие право владения бортами. С годами славяне научились создавать искусственные борти — кошты, которые подвешивали на деревьях. И пчелы охотно селились в таких жилищах.
Волков Ефим Ефимович. Пасека. Холст, масло. 45х62. 19 век. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина
Волков Ефим Ефимович. Пасека. Холст, масло. 45х62. 19 век. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина
Шло время, и спустя годы люди стали переносить пчелиные улья ближе к своим домам. Поначалу дупла для пчел сооружали недалеко от селений, чтобы пчелы могли привыкнуть к человеку, а уж затем постепенно стали строить улья и создавать пасеки. Пчеловодство очень быстро распространялось по всей Руси. Почти каждая сельская семья имела пасеку с несколькими ульями. Пчеловоды того времени научились не только обходиться с пчелами, но и сохраняли и развивали пчелиную семью, бережно относились к своим мохнатым медоносным жителям. Бортники уже знали, что нельзя вынимать мед у молодых пчелиных семей, поскольку это может привести их к голодной смерти. Поэтому в период роения строили места, куда можно было на время поселить пчел. К тому же было необходимо оберегать пчелиное хозяйство от таких врагов, как медведи и куницы.
На Руси пчелы всегда высоко ценились, за повреждения ульев полагался штраф. Согласно древнерусского своду законов «Русская Правда» за уничтожение пчел назначался штраф в три гривны, что считалось существенным наказанием. С появлением христианства на Руси в монастырях стали разводить пчел и устраивать пасечные хозяйства. Из воска начали изготовлять свечи, которые при горении не коптили и не портили росписи и иконы в храмах. Поэтому они стали широко применяться во время церковных служб, а разведение пчел стало богоугодным делом. Святыми покровителями бортничества у славян на Руси были святые Зосима и Савватий. Им молились, прося о помощи при разведении пчел, а на пасеке всегда присутствовала икона с изображением этих святых. Дошли до нас и народные поговорки, связанные с этими святыми: “Что у пчелы в соту, то Зосима и Савва дали”, “ Рой роится – Зосима и Савва веселится”.
Пасеки появлялись в царских поместьях и княжеских вотчинах. Искусство пасечника и бортника стало передаваться по наследству, и с каждым годом всё больше совершенствоваться. Росло и пасечное хозяйство. На некоторых крупных пасеках число ульев доходило до тысячи. Один улей мог давать до нескольких пудов пчелиного продукта, который перерабатывался и продавался как на внутреннем рынке, так и за рубежом. К началу ХVII века в России было приручено почти 50 миллионов пчел, причем каждое пчелиное семейство давало в среднем по пуду мёда, значительная часть которого шла на переработку. Постепенно на пасеках менялись и сами улья. Всё больше стали использовать разборные улья, которые облегчали труд пчеловодов, позволяли глубже изучить жизнь и повадки пчел и даже в некоторых случаях оказывать помощь пчелиной семье. Первый улей изобрели в 1675 году, а в 1814 году неким Петром Прокоповичем был изобретен разборный рамочный улей. Его пасека в то время была самой крупной во всем мире.
До начала ХVIII века пчелиные хозяйства не облагались никаким налогом. Но c приходом к власти Петра Первого положение круто изменилось. Новый царь ввел оброк на разведение пасек и производства воска. Далеко не все крестьяне могли выдержать этот оброк, что сразу же привело к уменьшению пасечных хозяйств в стране. Каждый пчеловод обязан был представить расписки в уплате податей, где было указано кому и сколько было заплачено оброчных денег. К тому же для хозяйственных и военных целей понадобилось много древесины, что привело к массовой вырубке лесных массивов. Это сразу сказалось на уменьшении численности диких пчел. Производство меда и медовой продукции упало в разы и стало убыточным. Система обложения пасек просуществовала до царствования Екатерины II, которая своим указом отменила сбор в казну с бортей и пасечных угодий. Также изобретение керосина и сахароварение отрицательно сказалось на развитии пчеловодства. Появление керосиновых ламп резко сократило спрос на воск. А получение более доступного сахара – спрос на мед. Всё это привело к тому, что к началу XIX века количество пчелиных ульев в нашей стране сократилось в 8 раз.
По свидетельству Е.М.Баранцевича (1898), одно только бортевое пчеловодство в XVIII веке в Европейской России «за покрытием всех домашних расходов в меде и воске» давало доход 1 млрд. руб. ассигнациями. Развитию пчеловодства в значительной мере способствовали незначительная плотность населения, богатейшая растительность. Начиная с 50°с. ш. и южнее — всюду на Руси занимались пчеловодством.
Еще Н.М.Витвицкий (1835), рассуждая об особенностях пчел различного происхожде¬ния, писал: «Лучшую же породу их составляют боровки, или боровые, дикие, скрывающиеся от людей в наших лесах и работающие для себя в дуплах гнилых деревьев». Он отмечал способность лесных пчел переносить суровые зимы и пути увеличения продуктивности и доходности пчеловодства видел в обновлении пчельников лесными роями. Лесные пчелы, по словам автора, «всегда резвы, трудолюбивы и прочны».
Евдокимов Сергей Валерианович. Дедушкина пасека. Холст, масло. 80х95. 1987.
Евдокимов Сергей Валерианович. Дедушкина пасека. Холст, масло. 80х95. 1987. Республиканский музей изобразительных искусств (Марий Эл)
С давних пор известны и лечебные свойства мёда. До наших дней дошел лечебник того времени, где приведены различные способы применения меда в медицинских целях. Это так называемая книга Ефросиньи, дочери князя Владимира Мономаха. В другом старинном лечебнике так романтично описываются свойства мёда: «Мед есть сок с росы небесной, который пчелы забирают во время доброе с цветов благоуханных, многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней». Мёд использовали как обезболивающее и антисептическое средство, добавляли в выпечку и напитки.
С тех пор минуло много веков, но мёд и в наши дни широко используется в народной медицине для лечения многих недугов. Современные научные исследования меда подтвердили его целебные качества.
За всю многолетнюю история пчеловодства люди научились не только питаться мёдом, но и пользоваться его продуктами и свойствами в своей жизни. Кроме самого мёда, как главного пчелиного продукта, широкое применение находит прополис, маточное молоко, перга и пчелиный яд. В лечебных и косметических целях применяются различного рода мази, настойки и шампуни, в основе которых лежат продукты пчеловодства. Также всем известны такие напитки, как медовуха и квас, тоже изготовленные из медовых продуктов. Нашел своё применение и воск, из которого делают свечи, в основном применяемые во время церковной службы в храмах.
В настоящее время пчеловодство в России впитало в себя весь многовековой опыт разведения пчел. Современные улья делаются разборными, они легко позволяют получить доступ к медовым сотам, не нарушая жизнь пчелиной семьи. А вот сокращение лесов и расширение пашенных земель привело к резкому сокращению численности диких пчел. В наши дни в лесах лишь изредка можно найти дупло с пчелами и медом, а ведь дикие пчелы являются весьма важным звеном экосистемы.
Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий