Интервью с музыкальным руководителем фольклорного ансамбля «Вересень» Сорокиной-Субботиной

С давних пор на Руси наши далёкие предки, живя в суровых условиях, в постоянных трудах и заботах о хлебе насущном, любили, ценили и ждали праздничные дни. В городах и деревнях с большим размахом проходили народные гулянья. А какой праздник на Руси без песни и пляски? Ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен, веселой пляски и хоровода. На городских площадях, ярмарках, заставах и на скромных сельских улицах день и ночь были слышны задушевные русские песни, гремела музыка, не прекращались лихие пляски. И уходили на время из сердца все заботы и тревоги. Радость и веселье наполняли души людей.

        Хорошая песня помогала и в работе и в досуге. Без неё — никуда. Конечно, в разных областях, а то и в разных губерниях песни имели свои особенности. Многое зависело от места жительства, от природных условий. Русский Север с его суровым климатом и близостью моря, лесная средняя полоса и южные бесконечные степи — всё это влияло на стиль народных песен. К тому же, в иных селах и деревнях жили исконные мастера народного танца, настоящие артисты старинной пляски. Встречались истинные певуньи с прекрасным голосом и внешними данными. Они знали массу самых разнообразных народных песен, распевов, плачей и причитаний. Всё это наследство досталось им от дедушек и бабушек, которые собирали, хранили и передавали народный фольклор из поколения в поколение.

        За долгие годы, столетия многое, конечно, утеряно. Но в российской глубинке, в селах и деревнях ещё можно услышать чудесные старинные русские песни, посмотреть на залихватские пляски, напоминающие нам о седой старине. Находятся люди, которые ездят по городам и весям и собирают всё, что связано с народным творчеством. А затем возникает желание возродить русскую песню, воссоздать былую старину. Так возникают народные ансамбли, самодеятельные клубы. Находятся талантливые исполнители, умелые руководители, глядишь, и первые выступления собирают массу зрителей. А поиски народных песен не прекращаются. С каждым разом репертуар становится все интереснее и интереснее. И вот мы уже знаем не один, а несколько народных ансамблей, один другого лучше. Именно благодаря таким коллективам русские музыкальные традиции вновь возрождаются.
Олег Полонский

Как часто мы в очередной раз убеждаемся в том, что новое иногда не лучше старого, но не всегда это старое мы в силах вернуть обратно. Обряды и обрядовая поэзия должны играть в жизни общества значительную роль. В принципе, они исстари и выполняли эту функцию. Передаваясь от матери к ребёнку, они осуществляли связь времён, опыт духовной и трудовой жизни людей. Придавали национальный колорит общественным отношениям. А человек, тем временем, мог участвовать в исполнении песен, приговоров и причитаний. Его рождение отмечалось обрядами. Свадьба, служба, смерть — всё это также сопровождалось обрядовыми действиями. И каждый этап жизни имел свою закономерность. Так чередовались будни и праздники. Труд и отдых человека происходил по чётко работавшим часам народного календаря. Но с течением времени, многие обрядовые действия переставали восприниматься как магические, постепенно превращаясь в эстетические и ритуально-игровые. Однако приятно осознать, что фольклорная поэзия ещё не умерла полностью. Так, в нашей стране существуют специально созданные фольклорные ансамбли, исполняющие песни народного календаря.
Яркие костюмы, сильные голоса, отголосок старинной мудрости в тексте. Просто это фольклорный ансамбль «Вересень» выступает. «Вересень», потому что «сентябрь». Фольклорный, потому что традиций сохранение. Сентябрь — самая плодотворная пора. Время жатвы, сборки урожая под веселые и печальные песни, несущие мудрость прошлого, самобытность русского человека. Затягивает, звучит особняком в нашем электронном XXI веке, наполненном молодёжным роком, попсой и прочими музыкальными веяниями.
В одной Москве сейчас насчитывается множество фольклорных ансамблей. Известных и не очень, стилизованных и не стилизованных. Они исполняют фольклорные песни, зачастую пытаясь донести до нас их текст подлинно и без каких-либо изменений. «Вересень» не исключение. Следует заметить, что состоит он при университете МГОПУ им. М. А. Шолохова. Репетиция за репетицией, концерт за концертом этот ансамбль оттачивает своё творческое мастерство. Но какова основная цель такого кропотливого труда? Это мы и попытались выяснить у музыкального руководителя ансамбля, Сорокиной — Субботиной Светланы Николаевны.
Светлана Николаевна, как долго уже существует Ваш ансамбль?
— Коллектив у нас сравнительно молодой. Ему всего 3 года. И на протяжении всех этих трёх лет, мы участвуем в различных фольклорных экспедициях. Сами выступающие — ребята из Москвы. Они учатся исполнению песен, технике и стилистике, манерам. Фольклор нужно «видеть», слышать, жить среди него. Для лучшего исполнения песен, ребята не просто выезжают в богатые фольклором места, но и проводят там некоторое время.
Материалы каких краёв Ваш ансамбль использует при создании своих песен?
— Мы придерживаемся материалов, изначально собранных в экспедициях. Это песни станиц. Участники ансамбля записывают их, изучают, а затем исполняют на сцене. Первая наша экспедиция проводилась на Севере, в Новгородской губернии. Материал, привезённый из этой экспедиции, разучивался ансамблем весь первый год. Следует заметить, что наши ребята не профессиональные певцы и не специалисты в области фольклора. Они — любители. Вторая и третья экспедиции позволили «Вересеню» расширить свой музыкальный диапазон. Таким образом, ансамбль получил возможность посетить Верхний Дон, а именно казаков. Два года мы собирали и обрабатывали материал из Ростовской области и Верхне-донских станиц. Затем частично следовала Волгоградская область, станицы на пограничье. Соответственно такие выезды пополняют и обогащают фольклорный репертуар «Вересеня».
К какой группе можно отнести Ваш ансамбль: стилизованный или нестилизованный?
— Ребята наши, хоть и не являются жителями станиц, изучают деревенскую жизнь, стараясь во время исполнения песен вынести на сцену не только колорит местного языка, но и яркую индивидуальность исполняющего, а вернее сказать, его образ; манеру поведения, технику, стиль. Стилизованные песни, если говорить простым языком, не совсем подходят нашему репертуару. Мы стараемся приблизить наш материал к аутентичности исполнения.
Расскажите поподробнее об этом.
— В нашем ансамбле мы стараемся петь так, как это делали наши бабушки и прабабушки. В репертуаре ансамбля ещё есть песни, посвящённые народному календарю. Так как экспедиции проводились в северном направлении, и работа велась в области Верхнего Дона, то в репертуаре присутствует и новгородский материал, и песни казаков, а профессиональная обработка собираемого делает его доступным большинству.
Что за люди приходят к Вам в коллектив?
— Те люди, для которых фольклор многое значит. Они по-настоящему хотят заниматься фольклором. Это является для них важным и, конечно же, это им нравится.
То есть, к Вам в ансамбль может придти любой человек?
— Да, именно так. У нас нет специального отбора. Главное — желание, возможность придти и работать над собой, по-настоящему заниматься. Естественно, не маловажную роль играет и достойное отношение к делу.
А как же наличие голоса?
Это является второстепенным критерием. На первом месте всегда остается желание человека петь. А так как наш ансамбль университетский, то коллектив ансамбля, студенты нашего ВУЗа, участвуют во всех возможных мероприятиях и концертах, сценических фестивалях.

Каково на Ваш взгляд будущее фольклора?
— Вопрос этот неоднозначен и очень сложен. В принципе, фольклор по-прежнему существует и, на мой взгляд, продолжает развиваться. Новое поколение приходит на смену старому, переняв у последнего опыт. В песнях появляется что-то новое. Фольклор — это коллективное творчество, которое создаётся не просто так, в мгновение ока, а шлифуется долгим временем, десятками и даже сотнями лет. В связи с урбанизацией многое начинает меняться. Меняется и фольклор. Наш народ не должен терять свои корни, должен помнить сложившиеся веками традиции, такие богатые и неповторимые в своём разнообразии. Он должен иметь культурную самобытность. На сцене главное создать и удержать ту обстановку, тот климат, который помогает зрителям полностью раствориться в самобытном прошлом. Насладиться тем, чём жили наши прабабушки и прадедушки.
Я знаю, что сейчас у Вас проходят репетиции нового концерта. Что это будет?
— Это будет концерт, посвящённый народному календарю. Поднимаем программу, связанную с Масленицей. Опять же, Фестос. Помимо всего прочего, у нас много приглашений. Мы выступаем от университета. Запланированы повторные экспедиции по станицам Верхнего Дона. Коллектив должен снова окунуться в этот мир, вспомнить его.
И на последок, какое-нибудь общее пожелание.
— Пожелание будет следующим: новая культура принесла нам новую музыку. Возможно, она тоже приемлема многими людьми во всех возрастах. Но давайте не будем забывать о нашей коренной культуре, духовности. Будем помнить наши песни, традиции, веками связанные со многими обрядами, определёнными циклами жизни. К примеру, те же свадебные обряды или сватовство, отправление сыновей на службу, рождение ребёнка, похороны. Всё это было и осталось ключевыми звеньями нашей жизни.

Интервью проводила Калпакова Анна

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (2 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий