Традиции русской трапезы

Русская трапеза(крестьяне за столом). Рисунок 2-й пол. ХIХ века
На Руси с самых древних времён ни одно сколько-нибудь значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья. О знаменитом русском гостеприимстве и хлебосольстве издавна ходили легенды не только по Руси, но и далеко за её пределами.
Из седой, глубокой старины пришел замечательный обычай, всякого проезжего и прохожего приглашать к себе в дом. Гостей следовало накормить и напоить до отвала, создать им уют и весёлое настроение. При этом со случайного прохожего никогда не брали денег за хлеб-соль, по этому поводу существовала даже пословица: “Хлеб-соль разбойников побеждает”. Этот прекрасный обычай наших предков можно видеть как у помещиков, так и в крестьянском кругу. Приглашенного в дом окружали большим вниманием и заботой, старались по возможности угодить и сделать так, чтобы гость остался доволен. Хозяева обижались, если их гости мало ели и пили. Если особо уважаемый гость уже наедался от пуза и не мог выпить ни грамма водки, то нередко случалось, что хозяин вместе с женой и детьми становились перед ним на колени и умоляли отведать ещё хоть немножко. Немудрено, что после таких застолий гость мог едва передвигаться на ногах и сразу же после обеда с помощью хозяина отправлялся отдыхать в отведённую ему комнату.
Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Известен хлеб из смеси ржаной и овсяной муки. Пшеничный хлеб был в деревне редкостью, его пекли и ели только состоятельные люди, в основном в городах. Весьма распространенной пищей были каши (ячменная, пшенная, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Любили “уху с курей”. Такое экзотическое название было дано обыкновенной лапше с курицей, т.к. в России любой суп, в том числе и рыбный, чаще всего именовали ухой. Серьезным подспорьем в питании были грибы и ягоды. Вместо сахара крестьяне использовали мед, в основном для приготовления сладостей и хмельных напитков.
Когда же приходила пора уезжать домой, то обыкновенно гостям в дорогу давали с собой узелки с разными лакомствами: пряниками, орехами, сладкими пирогами. Отказываться было нельзя. Не принять угощение значило не только обидеть хозяев, но и прогневить Бога. “Хлеб-соль – дар Божий”,- говорили на Руси. Как можно не принять хлеба! Это считалось, чуть ли не грехом.
Обычно время обеда и общей трапезы приходилось на полдень. Простой народ, заезжий люд, работники и лавочники наполняли харчевни и трактиры. Люди домовитые, семейные садились за стол дома или в гостях у приятелей. Цари и знатные люди, живя в отдельных покоях у себя во дворцах, обедали отдельно от прочих членов семейства. Их жены и дети трапезовали в своих помещениях. Но незнатные дворяне, боярские дети, посадские люди обедали вместе с женами и домочадцами. Исключение составляли званые обеды, на которых женщины – жены, сестры, дочери никогда не присутствовали. Хозяин сам принимал и развлекал своих гостей.
Перед обедом стол накрывался скатертью, хотя далеко не везде это делалось. Часто люди незнатного происхождения обедали без всякой скатерти и ставили на стол соль, уксус, перец и хлеб. Во время трапезы при хозяине находились два домашних служителя: ключник и дворецкий. Ключник наблюдал за приготовлением пищи и находился в основном на кухне. Дворецкий же следил за своевременной подачей кушаний, которых приносили слуги. На обязанностях ключника и дворецкого лежала дегустация приготовленных для хозяина блюд. После обильного угощения хозяин перед тем, как пойти отдохнуть, пересматривал посуду и, находя всё в порядке, хвалил дворецкого, ключника и стряпчих, подчевал их водкой. Затем уходил на отдых, а в это время вся домашняя прислуга только приступала к обеду.
Миниатюра XVII века. Свадьба царя Михаила Федоровича в 1626 г. Грановитая палата.Царские и великокняжеские обеды и приёмы отличались необыкновенной пышностью и изобилием блюд. Гости ели и пили из золотых сосудов. Во время трапезы вели разговоры без всякого принуждения, перебрасывались шутками, общались между собой без стеснения. Праздничное застолье длилось очень долго: по 5-6 часов и заканчивалось далеко за полночь. Государь обычно сидел на возвышенном месте, окруженный близкими ему людьми – братьями, родственниками. За ними помещался митрополит и высшее духовенство, потом сановники, вельможи, а уж за ними воины и чиновники. Столы блестели от множества золотых сосудов, чаш и кубков. По давней традиции сначала подавали жареных лебедей, которые исстари считались свадебным и царским угощением. Согласно народному поверью простой люд не мог убивать лебедей и употреблять их в пищу. Это считалось большим грехом. После разносили водку и греческие вина, в те времена считавшиеся редкостью и изыском. Часто во время праздничного обеда царь посылал со своего стола кушанье в знак особой милости какому-нибудь подданному. Это почиталось за великую честь и служило хорошим предзнаменованием.
По окончанию застолий все ложились отдыхать, это было в обычае. Спали все от царей до последнего чернорабочего. Самая простая чернь отдыхала прямо на улице. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось как отступлением от вековых обычаев предков и приравнивалось к ереси. Вставши после обеденного сна кто бодрым, а кто не очень, вновь принимались за обычные занятия. Цари ходили в церковь к вечерне, а уж после предавались забавам и светским беседам. Простые люди проводили время в делах или развлечениях, смотря по обстоятельствам.
Щи – шти – похлебка, мясная или постная , из рубленой и квашеной капусты; иногда капусту заменяет щавель, свекольник и пр. Щи с подбелкою, с забелкою – со сметаной, с мучицей на молоке, в пост – с конопляным соком.
Пироги бывают: с горохом (гороховик), с кашею (крупеник), с грибами (грибник), с морковью (морковник), с мясом, рыбой (кулебяка) и пр. Пирог защипанный – глухой, не защипанный – расстегай.
В. Даль
В обычае наших предков было обязательно ужинать. После ужина благочестивый хозяин совершал домашнюю молитву, после чего уже никому в доме не дозволялось есть и пить, и все вскорости ложились спать.
Праздничные гулянья с обильным возлиянием, особенно в сельской местности, как правило, не заканчивались одним днём, а длились от трёх дней до недели. Естественно в эти дни приостанавливались все работы и домашние дела. Количество съеденного и выпитого достигало неимоверных размеров. Выдержать такую нагрузку могли только сильные, здоровые и закалённые люди, какими и считались наши предки. Правда, после окончания праздника многие ещё в течение нескольких дней приходили в себя и кое-как выполняли свою работу, но эти издержки всякого торжества были неизбежными, и с ними приходилось считаться. Главное, что все оставались довольными, долго вспоминали эти дни и с нетерпением ждали следующего праздника или подобного события. Русские умели веселиться и гулять с размахом, не отказывая себе ни в еде, ни в питье. Эта традиция наших предков во многом сохранилась и в наши дни.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий