Грязное. Село: вчера, сегодня, завтра.

Станция Лужковская. 2005 г. Фото Валерия Евдокимова
Целые деревни, села ежегодно исчезают с карты России. Как утверждает Росстатистика в нашей стране в последние годы обезлюдело 17 тысяч деревень. Подготовка к введению нового Закона о местном самоуправлении с будущего года подразумевает и так называемую административную ревизию, уточнение территориальных границ районов, сельских округов и т.д. Собственно, данные эти уточняются на местах ежегодно, вне всяких провозглашенных кампаний. Вот и моя просьба помочь проанализировать, как изменилась жизнь сельской глубинки за последнее время, кажется, не застала врасплох главу администрации Грязновского сельского округа В.М. Блашкина и тех, кто работает рядом с ним. Со всей серьезностью и ответственностью подошла к этой работе специалист администрации Л.Н. Овчинникова. Горы бумаг, уйму папок пришлось «перелопатить» — этой женщине в поисках интересующей нас информации, чтобы создать реальную, с места, картину происходящих перемен. Статистку сухих правдивых цифр, гармонично разбавляли яркие рассказы самих селян, с охотой делившихся своими безрадостными думами, вспоминавших дни минувшие, сравнивая их с жизнью нынешней.
Ст. Гагарино (село Грязное).
Станция Гагарино лежит на 210 версте от Москвы, в Михайловском уезде. Станция в трех верстах от имения княгини Н.М. Гагариной, при селе Коровино, с населением до 300 человек. При станции образовался торговый поселок, в котором паровая мельница, 2 лесных и 2 керосиновых склада и другие торговые и промышленные заведения. В окрестностях станции — обширные залежи торфяников, часть которых разрабатывается. В 1911 году отправлено со станции Гагарино пассажиров свыше 15 тысяч человек и грузов 608 тысяч пудов; прибыло грузов 433 тысячи пудов; преобладали в отправлении хлеб и спирт, в прибытии — каменный уголь.
Скажу сразу, что выбор совершенно случайно пал именно на село Грязное, что в 30 километрах от районного центра. Просто по роду службы пришлось недавно побывать здесь, где живут обычные люди-труженики. Со светлыми душами, чистыми помыслами, благими делами.
Напомним, что Грязное — одно из старинных сел земли Михайловской, существующее с XV века. Свое столь необычное (неблагозвучное) название сей населенный пункт получил по названию ручья, что протекает по селу. Многое за эти сотни лет пришлось повидать, пережить его жителям. Доказано, что в XVI веке крымские татары неоднократно совершали свои набеги на столичный град Москву через Рязанский край, в частности через с. Грязное. Довелось здешним жителям познать гнет помещиков. Двадцатый век принес с собой коллективизацию, военное лихолетье. Почти на протяжении четверти века вплоть до 1959 года Грязное с селениями окрест входили в состав Чапаевского административного района.
Значительные преобразования, период большого строительства пришлись на 60-70-е годы, опрометчиво кем-то именованные застойными. Именно тогда в местном преуспевающем совхозе с многозначительным названием Возрождение, были воздвигнуты два двенадцатиквартирных дома, начато строительство водопровода.
Сельсовет в Грязном, весна 2005
Сегодня на территории Грязновского сельского округа — десять населенных пунктов: села Грязное и Позднее, деревни Волосовка, Кадушино, Подобреево, Осовец, Нюховецкие Выселки, Елизаветино, Половнено да отделение Калинина (бывший поселок отделения имени Калинина совхоза Возрождение). Давно приказали долго жить некогда оживленные Надеждино и Николаевка (названия-то какие!)
Да и сегодня жителей некоторых местных деревень просто сосчитать по пальцам одной (!) руки; в Елизаветине, Кадушине и Половневе — фактически по одному жителю, в Нюховецких Выселках и Осовце — по 5 человек, четыре человека доживают свой век в Подобрееве. Словом, по словам здешних жителей, где лишь «Гришка с семьей во всей деревне хозяйничает»,а где — отцу-пенсионеру наезжающий сын пропасть не дает».
А вот и данные той самой неопровержимой статистики. Как известно, все познается в сравнении. Вот и сопоставляйте. В 1986 году население территории Грязновского сельского совета насчитывало 1825 человек (690 хозяйств), в 2005-м — вместе с постоянно проживающими здесь дачниками, оставившими свои квартиры, как правило, в столичном граде, — 1329 человек (534 личных хозяйств).
Море перед почтой. Село Грязное, весна 2005 г.
Девятнадцать лет назад местные жители на своих подворьях держали свыше 150 голов крупного рогатого скота, в том числе 83 коровы, 24 свиньи, 226 овец, одних пчелосемей ради добычи лечебного меда здесь держали свыше 180 штук. На начало 2005 года — из 75 голов крупного рогатого ско та — всего 45 коров, чуть больше 70 овец, 72 пчелосемьи. А вот чтобы обеспечить себя самым необходимым, как говорится, не пропасть, здешние жители увеличили поголовье свиней до 96 {причем выращивают эту живность, как правило, не для рынка, а именно для своего питания). Если лошадей в 1986 году никто из местных не держал, то в 1992 году их уже было на территории сельсовета две головы, а в текущем — уже двенадцать. Оно и понятно, эта животина и со всеми делами на своем огороде, личном подворье поможет сладить, и позволит заработать дополнительные деньги за счет соседей перевезти что-то, огород вспахать и т.д.).
Что касается людей, то в не таком уж и далеком 1986 году местное население приросло 18 новорожденными, за неполные 9 месяцев 2005 года на свет появились всего 4 младенца. В 1986 году здесь сыграли 15 свадеб, в текущем — лишь 3. А вот кривая численности умерших, к сожалению, год от года неизбежно ползет вверх. В 1986 году местные ребятишки дошкольного возраста — около 50 человек — теснились в детском садике в двух группах. Теперь же здешним 14 малышам вполне хватает и одной.
Свадьба в Грязном. 2005 год. Фото Валерия Евдокимова
Не без искренней жалости, горького сожаления вспоминают местные жители о том, что здесь в еще сравнительно недавнем прошлом на благо людей работали филиал комбината бытового обслуживания населения, лесничество, свекло пункт, молзавод. Детский сад одновременно взрослая библиотека, узел связи и почта с телеграфом. До начала восьмидесятых годов был местный склад кожсырья. Уже в перестроечное время закончил свою деятельность здешний топливный склад. Соответственно меньше сегодня осталось мест для приложения труда местных жителей. Обычным делом стало, когда мужчины, что называется, в расцвете сил в поисках гарантированной зарплаты, более-менее достойного материального обеспечения своих близких находят работу все в той же Москве. Так вот и проходит большая часть их жизни вне стен родного дома, вне семьи.
Помаленьку пустеют русские селенья. Как нечаянный памятник былому благополучию на месте больших деревень кое-где виднеются остовы некогда вполне добротных домов. А трава забвенья сродни бурьяну все глубже пускает свои корни там. где еще не так давно кипела жизнь…

Е. Захарова «Михайловский вестник» 2005 г.

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (3 голосов, в среднем: 4,67 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий