Новый год на Руси

Старинная открытка.
Новый год у славянских народов был связан с победой светлых сил над темными. Именно в Новый год совершался, по мнению наших предков, некий магический переход к успеху и благополучию. Наступления Нового года ждали с радостью, но в то же время и беспокоились за своё будущее, старались хорошо подготовиться к новогоднему празднику. Верили, что в предновогодние дни земной и потусторонний миры тесно соприкасаются, поэтому можно видеть и слышать обитателей иного мира и даже попытаться узнать у них свою судьбу. Отсюда широкое распространение различных гаданий, поверий и примет, связанных с будущей жизнью человека. Языческие гадания настолько сильно вошли в быт и жизнь наших предков, что после принятия на Руси христианства, они не исчезли, а ушли в подполье. Даже в наши дни люди иногда обращаются к гаданиям под Новый год, особенно в сельской местности.
Новогодние торжества на Руси состояли из трех этапов: Рождества Христова, Нового года и Крещения Господня. Весь этот период именовался «святыми днями» или Святками и продолжался 12 дней. В эти дни происходили не только церковные торжества, но и чисто языческие игрища — ряжения, пляски, колядования, гадания и другие увеселения. Христианское и языческое дружно соседствовали в сознании наших далеких предков. Существовало поверье, что Святки делятся на «святые вечера» (с 24 декабря по 1 января, от Рождества до Нового года) и «страшные вечера» (с 1 по 6 января, от Нового года до праздника Крещения. Святые вечера всегда радостны и спокойны, но вот в страшные вечера нечистая сила может разгуляться и наносить вред. Среди народа ходила легенда о том, что с ночи под Новый год и до Крещения черти и нечистая сила гуляют по белому свету, так как Бог, празднуя рождения Сына, отпирает ворота ада и позволяет «попраздновать бесям» на земле рождение Христово.

Новый год в Киркино. Фото Константина Кураченкова, 1 января 2008г
Новый год в Старом Киркино. Фото Константина Кураченкова, 2008

В эти дни потусторонние силы настойчиво вторгались в земную жизнь. Умершие предки и родичи являлись по ночам в дома крестьян, домовые и кикиморы активно проявляли себя тоже ночью и наводили страх и тревогу на обитателей жилища. Ведьмы и черти сбивали с пути людей, приносили метели, вьюги, наводили порчу и вообще творили мелкие пакости — выдавливали молоко у коров, влетали в печную трубу, били и ломали посуду. Мертвецы приходили на ужин в свой дом, и если им не оставляли положенную пищу, тоже могли навлечь болезни и горе на своих «сродственников». Деревья могли перестать родить, и потому их специально выходили отряхивать в сад, пробуждая от смертного сна.
Чтобы оградить себя от нашествия нечисти, люди рисовали углём кресты на дверях, притолоках, окнах. Мазали лбы скоту, выжигали кресты огнем в избе, кропили святой водой всё вокруг себя. Очень важно было оградить от враждебных сил хлеб и скот, чтобы в наступающем году хлеб родился, а скот плодился. Крестьяне ставили особые знаки-обереги на самом хлебе и на амбарах. В этом обряде участвовала вся семья, ведь скот для крестьянина это основа благополучия. Овец и свиней обходили специальным магическим кругом или объезжали на палке, венике или помеле, с особыми заговорами и заклинаниями. Коров и волов перегоняли через холст, сотканный незамужними девками за одну ночь. Также перекидывали через скот топор крест-накрест, считалось, что это поможет уберечь животных от нечистой силы.
Сам новогодний праздник считался явлением одухотворенным: он «приходил», «уходил», его встречали и провожали. Праздник воплощался в разных вещах — куклах и даже живых существах – разряженных людях и животных. По окончанию праздника таких соломенных кукол торжественно уничтожали.
Главное блюдо новогоднего стола — это жертвенных поросенок, который олицетворял плодородие, богатство, благополучие в жизни человека. Такой жареный поросенок даже получил прозвище Василия Кесаретского праздновавшегося 1 января. Жертвенная новогодняя свинья была блюдом в каждом крестьянском доме. Все соседи и знакомые могли зайти отведать кусочек поросенка. Подавали его на стол, соблюдая различные ритуальные обряды, при этом читали молитвы и приговоры. Сыпали на стол зерно в виде креста, поверх стелили скатерть и точно в середину креста ставили блюдо с поросенком. Затем поднимали поросенка и несли его к иконам. После возвращали на стол, и глава семьи брал себе голову свиньи, затем без ножа разламывал руками поросенка и раздавал собравшимся за столом. Оставшиеся кости относили свиньям — это считалось обязательным условием обряда.
Васильев день — народное название дня памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского (1/14 января); один из трех главных праздников святок. Св. Василий родился в 329 г. в Малой Азии, в Кесарии Каппадокийской, в христианской семье. Младшими братьями Василия Великого были Григорий, епископ Нисский, и Петр, епископ Севастийский. Другом Василия Великого был Григорий Богослов, обучавшийся вместе с ним в Афинах. Решив глубоко познать христианские идеи, он поселился в пустынном месте, изучал Священное Писание и вел аскетический образ жизни. В 370 г. он стал епископом Кесарии и получил большую известность среди христиан как человек, чьи проповеди аскетизма и веры не расходились с делами, как пламенный проповедник христианских идей и борец с ересью, отрицавшей Божественную сущность Христа. Василий Великий, подорвавший свое здоровье аскетическими подвигами, уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января, 49 лет от роду и в скором времени был причислен к лику святых. В русской деревне св. Василий почитался прежде всего потому, что день его памяти приходился на период двухнедельных языческих празднеств в честь непобедимого солнца, знаменовавших новый солнечный год народного календаря. Официально празднование Нового года 1 января было установлено в 1699 г. Указом Петра Первого. Васильев день, после Рождества, которое открывало святки, и Крещения, их закрывавшего, рассматривался как третий главный праздник святочного периода. В старинной колядке пелось о том, как в святки идут три братца: Первый-то братец — Рождество Христово. Второй-то братец — Крещенье Господне. Третий-то братец — Василий Кесарийский.
Обязательным блюдом перед Новым годом была кутья. Её готовили на основе земных плодов и сдабривали блюдо медом. Приготовление кутьи тоже сопровождалось новогодними обрядами. На столе кутью ставили на особое место, и каждый присутствующий должен был съесть хоть по ложке кутьи, чтобы труд земледельца на будущий год был удачный и благословленный.
Новый год праздновали все славянские племена как на западе, так и на востоке. И у всех существовал обряд колядования. Этот обряд, несмотря ни на какие преследования, пережил все времена и даже сохранил названия песен, упоминавшихся в 16-17 веках.
Во время колядования любимым святочным увлечением было ряжение. Молодые парни и девки рядились часто для того, чтобы просто от души повеселиться, дурачить или пугать окружающих. Рядились стариками с огромными бородами и старухами, лохматыми и горбатыми, цыганами, солдатами. Ряженые плясали, кувыркались, говорили писклявыми голосами, ходили целыми ватагами из избы в избу, иногда из деревни в деревню. При этом пели, шутили, смеялись — вообщем гуляли на полную катушку.
Ряженые.
Очень любили наряжаться животными. Любимый зверь для ряжения – коза. «Самого смышленого из хлопцев одевают в тулуп, вывороченный на изнанку, на ноги ему одевают другой тулуп, тоже вывороченный, оба тулупа скрепляют у пояса веревкой, отчего правда, выходит подобие, скорее, медведя, чем козы. Лицо этой козы вымазывают сажей или надевается на него маска. На голову одевается особого устройства шапка, к которой прикреплены рога, сплетенные из лозы и соломы. К довершению наряда этому парню в руки дается упряжная дуга, на которую он садится верхом и коза готова. Неразлучными спутниками козы являются «дед», «цыган», «музыкант», с «песельниками». В деда выбирают тоже молодого парня, способного играть эту роль. Кроме ветхой, изорванной одежды, покрывающей деда, ему одевают на лицо маску из березовой коры, на которой красуется огромный бурак, служащий вместо носа, и длинный клок льна или пеньки вместо бороды. Дед дурачится, занимает хозяина веселым разговором, угощает его золой вместо табака. Дается представление, коза под песню поворачивается разными боками. В песне поется, что козу хотят бить. Под слова песни «ой ударил козоньку» один из толпы ударяет по рогам козу, которая падает и лежит до тех пор пока поющие не дойдут до слов «здорова стала». Тут она вдруг встает, кланяется хозяину в ноги и начинает плясать. Шествие сопровождающееся песней: «Где коза ходит, там жито родит, где коза хвостом, там жито кустом, где коза рогом, там жито стогом». Плодовитость и силу животных стараются передать земле. Между плодовитостью животных и плодовитостью земли существенной разницы не делали», — так рассказывают дошедшие до наших дней записи тех далёких новогодних событий.
Все новогодние празднества сопровождались буйным весельем, удалью, приподнятым настроением и верой в счастливый наступающий год. Славяне верили, что смех обладает особой магической силой. Чем больше будем смеха, чем громче и звонче он будет, тем веселей будет жизнь в наступающем году, а природа даст крестьянину богатый и обильный урожай.
Новый год — праздник радости и надежды не только у наших предков, но и у нас всех — людей современной эпохи. С наступающим Новым годом!

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставьте комментарий