Сороковые грозовые

Контрнаступление под Москвой и общее наступление Советской армии на западном направлении. 5 декабря 1941г.- 20 апреля 1942 г. Фрагмент.
В Поволжье в спешном порядке формировалась 10-я армия. Ей предстояло действовать против второй армии Гудериана, освободить от фашистов наш Михайлов и другие населенные пункты. В конце октября 1941 года командующим 10-й армией был назначен Ф.И. Голиков. Членами Военного совета армии являлись корпусные комиссары Т. Л. Николаев и С. К. Кожевников, заместителем — генерал-майор К. С. Колганов, начальником штаба — генерал-майор Н. С. Дренов, которого в середине декабря сменил полковник С. И. Любарский.
Стратегический план гитлеровского командования был таков: ударом через Рязань, Коломну, Каширу отрезать юг страны от Москвы, выйти в тыл столицы с юго-востока.
30 ноября 1941 года в Рязань прибыл первый батальон из состава 10-й армии. Потом ежедневно стали прибывать части из этой армии. Для освобождения Михайлова были выдвинуты три дивизии: одна должна была наступать во фронт, другая — в обход с севера, а третья — в обход с юга.
Главная задача 10-й армии в обеих операциях состояла в том, чтобы как можно быстрее перерезать коммуникации основных сил 2-й танковой армии Гудериана, которые действовали в обход Тулы с востока и сумели перекрыть ее сообщение с Москвой в районе Лаптеве, Ревякино, правда, на очень короткое время, подошли к Кашире и Зарайску, овладели Серебряными Прудами, а с 27 ноября прочно закрепились в Михайлове и создали угрозу как Рязани, так и Коломне.
Из книги «Провал гитлеровского наступления на Москву». Москва, издательство «Наука», 1966
В Михайлове в это время находились следующие вражеские части: два мотополка 41-й и 63-й, артиллерийский полк 422-й из мотодивизии второй танковой армии Гудериана. Штаб мотодивизии тоже находился в Михайлове. Немцы построили оборону города на высотах, окаймляющих город. Наиболее важные подходы с северо-востока, севера и юго-востока были заминированы. В этих же направлениях было выставлено боевое охранение, оснащенное пулеметами, минометами и противотанковой артиллерией.
6 декабря 1941 года 1113-й полк 330-й стрелковой дивизии нанес удар по боевому охранению немцев в селе Пояркове и стал продвигаться к юго-восточной окраине Михайлова, а 1109-й стрелковый полк пошел в обход города с севера, со стороны Новопанского, Лобановский Выселок, Виленки, в направлении северной окраины Михайлова двинулся и через село Стубле.
Жители города видели, что среди немецких солдат в этот день наблюдалось заметное беспокойство, тревожное волнение. По улицам города то и дело с треском проносились мотоциклисты, группа автоматчиков спешно занимали пункты обороны. Шоферы возились у своих машин, солдаты укладывали в машины и автобусы мешки и ящики с награбленным имуществом. Стоял сильный мороз, и автомашины плохо заводились.
В последние день пребывания оккупантов в Михайлове городской голова-предатель Ежокин с раннего утра расклеил по городу такое объявление: «Всем лицам, проживающим в черте города и близ его, предлагается явиться сегодня, 6 декабря к 13 часам к зданию городской управы. В это число входят рабочие, служащие и колхозники. Явка строго обязательна от 18 до 60 лет. Все явившиеся немецким командованием были объявлены военнопленными, их погнали в немецкий тыл. Эта группа советских граждан была потом освобождена от фашистского рабства советскими войсками.
Около 19 часов 6 декабря 1113-й и 1111-й советские стрелковые полки с артиллерийскими дивизионами сосретодоточились в 3-4 километрах от Михайлова. По плану командования атаку на город должна была осуществить 330-я стрелковая дивизия вместе с 328-й на рассвете 7 декабря. Но связь с 328-1 была утеряна, и командир 330-й дивизии Г.Д.Соколов решил атаковать противника силами своих 1111-го и 1113-го стрелковых полков.
Гудериан стремился удержаться в Михайлове, являвшемся важным узлом дорог, и сосредоточил здесь до двух полков мотопехоты с танками и сильной артиллерией в составе двух полков под командованием командира 10-й моторизованной дивизии. Вечером 4 декабря 330-й дивизии под командованием полковника Г. Д. Соколова с переходом армии в общее наступление с утра 6 декабря была поставлена задача овладеть Михайловом. Пройдя 25 километров, части дивизии 6 декабря достигли района Воронка, Новопанское, Городецкие Выселки. Полковник Соколов после рекогносцировки местности решил овладеть городом внезапным ударом ночью.
Предполагалось, что главные силы дивизии — 1111-й и 1113-й полки будут наступать на город с северо-востока, а 1109-й полк обойдет Михайлов с северо-запада и отрежет противнику пути отхода из города на запад.
Из книги «Провал гитлеровского наступления на Москву». Москва, издательство «Наука», 1966
Подразделения 1111-го полка, идущие с севера, залегли. Они вынуждены были продвигаться ползком по снегу и перебежками, используя огонь артиллерии. В то же время с востока двинулся в атаку 1113-й стрелковый полк. На его пути встала огневая завеса. Полк залег. Атака могла захлебнуться. Все решало мгновение, и тогда во весь рост поднялся командир полка майор А.П.Воеводин. Он поднял бойцов в атаку. Полк ворвался на окраину города. Здесь Андрея Петровича Воеводина смертельно ранило в голову вражеской пулей. Наступающий 1111-й стрелковый полк, преодолев упорное сопротивление врага, вырвался на северную окраину Михайлова.
Было около двух часов ночи, когда жаркий бой завязался за городской мост через Проню. Справа и слева от дороги, спускающейся к мосту, разместились орудия полковой артиллерии. Командир батареи капитан Семен Денисович Сурганов прямой наводкой расстреливал фашистскую технику, скопившуюся на мосту и на подступах к нему. Фашисты группами и в одиночку бежали по льду на противоположный берег реки. Тяжелый бой шел на центральной городской площади, ныне площади Ленина. В этом бою был тяжело ранен комиссар 1113-го полка В.В.Михайлов. Бой за город длился до рассвета. 7 декабря к 8 часам утра советские войска полностью овладели городом.
Покинув Михайлов, гитлеровцы никак не хотели уходить с михайловской земли. Начались бои за село Грязное и железнодорожную станцию Гагарино (ныне Лужковская). Подходы к селу были заминированы и насыщены огневыми средствами. На опушке гагаринского леса стояли танки. В парке поселка разместились бронетранспортеры, автомашины, склады боеприпасов. Советское командование возложило разгром противника, засевшего в селе Грязное, на 1097-й стрелковый полк, которым командовал майор М.Свиридов. Было принято решение: одной группе войск обойти деревушку Волосовку, примыкающую к Грязному, выйти на деревню Киндяково и оттуда вдоль дорожного полотна наступать на Грязное. Второй группе приказано было действовать со стороны села Александрово. Укрепления противника, в том числе и танки в Гагаринском лесу, были обойдены.
В поселок были направлены две группы смельчаков. Одна под командованием бойца П.Сенина, вторая во главе со старшим сержантом И.Жауровым. В их задачу входило захватить штаб вражеской группировки, расположившийся в помещении бывшего сельхозотдела. Группа храбрецов подошла к зданию на расстояние автоматного выстрела. Жауров бросил на мост противотанковую гранату. Мост стал не проезжим. Немецкая танкетка пыталась пройти, проскочить, но застряла.
В это время в центр поселка ворвался батальон капитана Решетникова. Гитлеровцы начали удирать. Бой был коротким, но упорным.
Дальнейшее продвижение советских войск по михайловской земле фашисты пытались приостановить в районе населенных пунктов Собакино, Жмурово-Красное. Это был последний их опорный пункт на михайловской земле. Операцию по овладению им было приказано завершить 1099-му стрелковому полку, что и было сделано.
Разбитая техника фашистов на улицах Михайлова. Декабрь 1941 г. Из буклета Михайлов 1998 г.
Радостно встретили своих освободителей михайловцы. Женщины, старики, дети обнимали солдат со слезами на глазах, зазывали в свои дома и угощали чем могли. На улицах появились автомашины с громкоговорителями, и жители снова услышали знакомый голос Родины, узнали новости по стране.
Несмотря на приказ Гудериана, немцы не успели сжечь машины. Многие из них были только наспех попорчены, иные совсем целы. Значительная часть пехотного и артиллерийского вооружения врага осталась в Михайлове. Наши войска в качестве трофеев взяли 35 грузовых и 20 легковых автомашин, 100 мотоциклов, 25 броневиков, 5 тракторов, 30 орудий, 23 пулемета, 4 рации, 4 вагона боеприпасов, эшелон с авиабомбами. В боях за Михайлов и на подступах к нему гитлеровцы потеряли свыше 500 человек убитыми.
Советский писатель Константин Симонов, находившийся в войсках генерала Голикова, в своем очерке «Дорога на запад» о нашем городе написал: «Михайлов. Город разбитый артиллерией. Ни в одном доме нет стекол. Ясли, городская библиотека, школы — все сожжено. На полу валяются обломки обгоревшей мебели, обгоревшие листы шедших на растопку книг. Немцы опоганили город, но сжечь его не успели. Смертельным натиском части Ф.И.Голикова обошли город с двух сторон и ночью в трескучем морозе в 30 градусов пошли на штурм. Немцы не выдержали и бежали после яростного ночного боя. В каждом дворе стояли их машины. По улицам рассыпаны пачки документов. Задрав к небу стволы, стояли на перекрестках брошенные орудия. По оврагу, на задворках полузанесенные снегом торчали огромные жерла восьмидюймовок. У большинства орудий немцы не успели вынуть даже замки, и рядом с ними валяются ящики с неизрасходованными снарядами… трупы немецких солдат и офицеров валяются вперемежку с разбросанным снаряжением, с кучами ворованных вещей, с расстрелянными гильзами, с дневниками и письмами — великим множеством на чужом языке исписанной бумаги.
Еще до сих пор в городе то в одном, то в другом подвале вылавливают спрятавшихся немцев. Они пытаются уйти, переодевшись кем угодно — красноармейцами, рабочими, даже женщинами. Они пытаются уйти, но уйти им уже некуда. Они могут бежать на юго-запад дорогами и полями, десять-пятнадцать, пятьдесят, сто километров и не догонят свои части, которые катятся все дальше и дальше».

И.Журкин, краевед. Газета «Звезда» 14 ноября 1981. К 40-летию битвы под Москвой.
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставьте комментарий