Баба Яга

Георгий Милляр в роли Бабы Яги
Сведения о Бабе Яге идут от древнеславянских времён, когда язычество господствовало на Русской земле. Откуда взялось эта языческое существо до сих пор точно установить не удалось. Древнее предание донесло до нас легенду о бабе Яге. Согласно ей, посреди дремучего леса издревле обитает в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая колдунья Баба Яга. Временами злобная ведьма налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Но иногда и к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, другим помогает и даёт советы, предсказывает будущее, старается помощь найти верное решение. БабаЯга имеет знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их, общается с людьми и духами. Кто она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северо-восточной Руси?
По старинным поверьям Баба Яга постоянно живёт в дремучем лесу в маленькой избушке на курьих ножках. Когда заблудившийся путник случайно наткнётся на жилище лесной ведьмы, то он видит избушку, окруженную забором с запертыми воротами. Подходя к ней, путник говорит: “Избушка-избушка. Встань к лесу задом, ко мне передом!” Повернулась избушка, а в ней Баба-Яга: “Фу-фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела пытаешь или дела пытаешь?” Тот ей и отвечает: “Ты, старая, прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай”. В этом сказании нашел своё отражении обычай гостеприимства, гостя полагается сначала накормить, а уж после расспрашивать о его делах.
Баба Яга прежде чем стать сказочным персонажем была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Известны главные черты Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее костяная нога. Образ Яги связывался с первобытным олицетворением смерти – змеи. Поэтому Баба Яга сначала ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге. Еще позже стала ездить в ступе по земле: “… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга”. И только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух. Последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы-Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Наконец Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
При ближайшем рассмотрении Баба-Яга теряет свои человеческие характеристики (славянские ли, иноземные ли) и превращается… в существо, принадлежащее тому, а не этому свету, — в мертвеца.
Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: “Уж не моей ли он головы дожидается?”» Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного. Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой — к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван — живой человек — не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.

Журнал “Вокруг Света”, Светлана Смирнова, 06.06.2007
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/343/
Сказка знает несколько образов Бабы Яги. Она воительница, похитительница, советчица, повелительница, колдунья и предсказательница. Встретив доброго молодца, Яга начинает его испытывать, стращать, и, если молодец ничего не испугался, то лесная ведьма готова ему помощь. Впрочем, испытания начинаются задолго до посещения Бабы Яги. Сначала необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти, не уснуть (спят живые, умершие не спят и по этому признаку отличают “своих” от “чужих”). Кроме того, пришельцу предстоит исполнить все трудные поручения Бабы Яги с помощью ранее приобретенных волшебных средств и волшебных помощников: собрать разбежавшихся кобылиц, добыть какой-либо спрятанный предмет и т.п.
Георгий Милляр в роли Бабы Яги
В избушке Яги обязательно присутствует печка. Она топится обычно, чтобы изжарить непрошеного гостя, чтобы испытать его на прочность и стойкость. Истопить баньку у Яги означает старинный русский обычай очиститься от всего нехорошего, а уж только потом вести переговоры с Бабой Ягой. Баня у русских была объектом множества поверий, а также служила целям народного целительства и знахарства. Интересно, что Яга в сказках сама топит волшебную баню, а иногда и баню для гостя, и сама парит в ней героя. Баня в гостях у Бабы Яги – аналог бани для умерших, она мертвит. Кроме того, баня является средством извлечения души из тела. Поэтому баня – первый этап умирания. С мытья начинается пребывание путника в избушке Яги. Герой узнается Ягой по запаху: “…пахнет не просто как человек, а как живой человек. “Мертвые, бестелесные не пахнут”.. В ином мире смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать.
После мытья в бане и трапезы герой получает новый статус – он считается умершим. И Яга говорит с ним уже на другом языке – языке загробного царства, которым герой овладел в ходе магических действий. Итак, стало быть, в волшебных славянских сказках баня как водная является средством испытания пришедшего путника.
У бабы Яги ещё живёт и кот. Он должен быть обязательно черного цвета, кот помогает Яге в с её магических заклинаниях и считается её другом.
Древние славяне приносили кровавую жертву адской богине, думая, что она питает этой жертвой двух своих внучек. Постепенно под влиянием христианства народ стал забывать своих главных богов и колдунов. Таким образом, баба Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, которая живёт где-то в глухом лесу, в отшельничестве в избушке на курьих ножках. Как и положено всем ведьмам она посещает ежегодный шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе и пестом след заметает. Живёт Яга уединённо. Ни с кем не общается, разговаривает грубо, дома большую часть времени проводит, сидя на печи. Если кто к ней случайно забредёт, то Яга принимает гостя с неудовольствием и норовит обязательно предсказать ему судьбу, за что хочет получить вознаграждение.
С Бабой Ягой вообще никто встречаться специально не желает, считая её злой колдуньей. И сама она в городе и селе не появляется, так как людей не любит, да и знает, что ей тоже нигде не рады. Баба Яга всегда существо отверженное, считается, что встреча с ней сулит беды и несчастья, а бороться с ней очень трудно, так как Баба Яга знается с нечистой силой. Живёт она в самых дремучих местах, посреди глухого леса, и никто не знает, чем она живёт и что делает целый день.
Наши древние предки-язычники относили Бабу Ягу к злым духам и старались не попадаться ей на глаза. Злая лесная волшебница общалась в основном только с представителями бесовских сил: Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем, лесными духами, лешими и водяными. Предания ничего не говорят о том, была ли Баба Яга замужем и есть ли у неё дети. Скорее всего, Баба Яга всегда была одинокой, семьи не имела и чуралась всякого светского общества. К людям Яга относится враждебно, случайных гостей встречает неохотно, но, если путник ей понравился, то она помогает ему в его проблемах.
Иногда кажется, что Баба Яга не такая уж страшная сила, а просто одинокая старуха, которую никто не любит, и которая обозлена на весь мир.
В любом случае Баба Яга – это языческий персонаж, который дошел до наших дней только в сказках и легендах. Яга напоминает нам о наших далёких предках, живших на территории будущего Русского государства.

Олег Полонский. 2008 год
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий