Крестьянский транспорт и упряжь

Многие из нас видели лошадей с полной амуницией, а также разнообразные конские экипажи как городские, так и крестьянские. Наверное, кроме седла и уздечки, немногие могут рассказать, в чем состоит полная экипировка лошади для езды. А ведь раньше в деревне это знал любой владелец лошади, то есть каждый крестьянин. Попытаемся разобраться в этом сложном механизме.

Конь, запряженный в сани. Фрагмент русского лубка
Основным видом крестьянского гужевого транспорта служили летом телега, зимой сани. Телега состояла из переднего и заднего ходов – колесных пар с осями. Оси были деревянные, в основном дубовые, либо кованные железные и заделывались с помощью железных скреп в массивные брусья, соединенные двумя дрожинами – прочными жердями длиной почти во всю телегу. Колеса были с гнутыми деревянными ободьями, спицами и дубовыми ступицами. Для прочности ободья иногда покрывались шинами из железа. Колеса закреплялись на осях с помощью железной чеки. Передний ход был составным, из двух частей, соединявшихся с помощью шкворня – массивного вертикального железного штыря и вращавшихся относительно друг друга на широких железных кольцах, благодаря чему телега могла поворачиваться. Сверху настилалась дощатая площадка. На концы передней оси с помощью оковки с кольцами надевались тяжи – ременные, веревочные либо из толстой проволоки; другим концом они надевались на оглобли, имевшие в верхней части железные гребни. С помощью тяжей совершался поворот. Оглобли из толстых длинных жердей крепились к передней оси; при парной запряжке в ось вделывалось дышло для осуществления поворота, тогда как через оглобли передавалось тяговое усилие от лошади.
Реконструкция телеги
Простые крестьянские сани – дровни состояли из двух массивных деревянных полозьев, круто загнутых в передней части саней – головках. В улучшенных санях снизу к полозьям пришивались железные полосы – подрези, чтобы предотвратить раскат саней на откосах и поворотах. Сверху в полозья вдалбливали короткие вертикальные копылья, на которые накладывали на шипах накопыльники. Обе части связывали толстыми перевитыми прутьями. Другой тип саней – розвальни – отличался отводами – гибкими жердями, которые спереди привязывали к головкам, а сзади закрепляли на поперечном брусу, лежавшем на накопыльниках. Отводы увеличивали емкость саней и предохраняли седоков и грузы при раскатах. Оглобли привязывали крепкими веревками к первым копыльям. Для увеличения емкости саней на них ставилась огромная плетеная из ивового прута корзина – кошева.
Зажиточные крестьяне пользовались также легковыми экипажами: двухколесными одноколками, таратайками, тележками, а также четырехколесными безрессорными или полурессорными, даже рессорными дрожками с мелким кузовом или тарантасами с кузовом открытым или имевшим откидной кожаный верх. Безрессорные дрожки и тарантасы над основными дрожинами имели редкий настил из тонких пружинистых дрожин, смягчавших толчки. Кузов тарантаса обычно плели из прутьев, здесь были сиденья для кучера – козлы в виде доски и для пассажиров – очень низкие, так что седок ехал полулежа. У полурессорных экипажей была либо одна пара рессор сзади, либо одна стоявшая вдоль задней оси рессора. Зимой пользовались беговыми санками, небольшими, с дощатым кузовом, козлами, сиденьем и высокой спинкой. Из этих экипажей развились городские и помещичьи сани, городские сани, коляски, ландо, фаэтоны, пролетки, линейки и пр. Длинномерные грузы перевозили на роспусках – двух ходах, соединенных длинными дрожинами.
Н. Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888 г.  С сайта http://history-life.ru
Общий для снаряжения верхового коня предмет – узда, или оголовье, – охватывает голову лошади и служит для управления ею. Оголовье состоит из недоуздка, включающего суголовье, которое охватывает голову лошади за ушами, налобника, лежащего перед ушами, переносья, или нахрапника, лежащего на нижнем конце конской морды над ноздрями, подбородника, проходящего под конской головой от налобника к нахрапнику, и нащечных ремней, идущих от оголовья к нахрапнику по сторонам конской головы. К подбороднику может пристегиваться чембур, за который лошадь ведут или привязывают. В нижней части нащечных ремней с помощью колец пристегнуты трензельные удила из трех шарнирно соединенных кованных округлых железных стержней. К их кольцам пристегиваются поводья, или узда для управления верховым конем, или вожжи для управления упряжной лошадью. В крестьянском быту обычно обходились недоуздком без удил. Для езды верхом использовалось также мундштучное оголовье. Мундштук пристегивается к мундштучному суголовью, а к его нижнему концу пристегнуты мундштучные поводья. У строевых коней на поводья кольцами надевается двойной ремень – мартингал, который, крепится к подпруге.
Основной предмет упряжи – седло. Его основа – ленчик, или, в казачьем седле, арчак, из двух полок, соединенных передней и задней луками. В полках прорезаны щели, куда вставляются путлища – двойные ремни, на которых висят железные стремена. Между луками натянут широкий ремень – живец. Под ленчик кладется войлочный потник с кожаной потниковой крышкой и кожаная крышка, сиденье с двумя крыльями, прикрывающими полки и путлища. Потник и обе крышки выгнуты по форме конской спины и седла. С помощью двойной подпруги седло притягивается к конскому крупу. Казаки на арчак клали толстую кожаную подушку, притянутую к спине коня широким ремнём. Полки арчака и путлища прикрыты кожаными крыльями – тебеньками. К задней луке строевого седла крепится пахвь с очком, надевающимся на репицу хвоста. К передней луке крепится двойной ремень – подперсье, соединяющийся на груди коня в один ремень, который закрепляется под брюхом на подпруге. На седло или под его покрышку кладут парадный чепрак – суконную, украшенную галунами фигурную покрышку.
Конская упряжь
По обе стороны седла у передней луки крепятся кобуры – кожаные сумки с крышками для вещей; до середины XIX в. в них кавалеристы возили пистолеты и назывались они ольстрами, или чушками. По сторонам задней луки крепятся переметные сумы для вещей. Вещи всадника также помещают в чемодан, лежащий на задней луке вместе со свернутой попоной. В переметные сумы, кобуры и чемодан кладутся щетка и скребница для чистки коня, комплект подков, гвозди для ковки коня, шило и дратва для починки сбруи, складное брезентовое ведро, торба и троки – сетки для фуража, а также личные вещи и провизия всадника.
При верховой езде применяются шпоры, кованные из железа или меди. Они состоят из дужки, надевающейся на задник сапога, вклепанного в него стержня – шенкеля, закрепленного на его конце вращающегося репейка – зубчатого колесика и ремешка с пряжкой для крепления шпоры на подъеме сапога. Упряжь составляют хомут из двух подвижных деревянных клещей, обшитых кожей и подбитых войлоком, стягивающихся супонью, по сторонам к хомуту прикреплены прочные кожаные гужи, куда вкладываются дуга и оглобли. На голову лошади надевается узда с поводьями, за чумбур пропущенный через згу и завязанный за оглоблю, поднятую вверх, пристегиваются вожжи. У норовистых лошадей на нащечные ремни оголовья надевают широкие кожаные шоры, чтобы они не пугались неожиданно появившихся сбоку препятствий. На спину кладется седелка, подобная небольшому седлу, подпругой притянутая к спине лошади. Через седелку пропускается чересседельник, поддерживающий оглобли. В полной сбруе на круп надевается шлея, которая крепится к подпруге лежащими на крупе шлейками.
Таково полное снаряжение лошади, которое, как видим, состояло из довольно сложного оборудования и требовало от хозяина определённой сноровки и опыта.

Олег Полонский, 2009
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий