Великий пост

Начало Великого поста

В нынешнем 2012 году праздник Пасхи приходится на 15 апреля. По древним церковным установлениям этому празднику предшествует длительный пост, который получил название Великого. Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи и длится семь недель. Целью поста является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника – Светлого Христова Воскресения. В этом году Великий пост начинается 27 февраля.
Древнейшие христианские писатели свидетельствуют, что этот пост был установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея, и главным образом – по примеру Иисуса Христа, который постился в пустыне сорок дней и ночей. Первые сорок дней Великого поста составляют так называемую Великую четыредесятницу. Образ хранения поста четыредесятницы был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды в течение нескольких часов. В пищу употребляли только овощи и хлеб, категорически исключая мясо, вино, сыр и яйца. Исключения допускались только в самых крайних случаях и обязательно по благословению священника.
В течение всего поста все богослужения в самой церкви носят тихий, скромный характер, не допуская никакой пышности. Свечи в храмах возжигаются в ограниченном количестве, Царские врата открываются редко, перезвон допускается малый и редкий. Верующих во время службы чаще призывают к земным поклонам и стоянию на коленях. Внешним видом, обстановкой и характером богослужения церковь напоминает верующим, что в наших кающихся душах должно быть место не радости и веселья, а смирению и сокрушению о грехах.
Государственное законодательство Востока и Запада покровительствовало постам. В дни Великого поста закрывались всякие зрелища, игры, бани, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливались судебные тяжбы. Широко распространялась благотворительность, охватывая различные стороны жизни. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу. По церковному уставу во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения – мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза – на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра, а в остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников – 22 марта, святителя Григория Двоеслова – 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста – Чистый понедельник и предпоследний – Великий Пяток (Страстную Пятницу) рекомендуется проводить без пищи.
“… но то неоспоримая истина, что наевшийся досыта человек мало способен к движению телом и к действованию умом.
К чему же он способен?
К праздности, а праздность есть мать всех пороков.
Из сего следует, что напрасно новые философы проповедуют нам: «что-де Богу нужды, едим ли мы суп с ветчиной, или горох разваренный?»
Богу конечно нужды нет, да нам нужда.
Желая вознестися к Существу нашему духовному, обитающему в горних, должно не только душу свою очищать добрыми делами, но и плоть свою истощать сколько можно, чтоб она не отягощала нас и делала бы дух наш бодрее и свободнее воскрылиться к своему началу. Для сего богомудрые мужи в разные веки, в разных странах, граждане на земли неба, ангели неба на земли, поучали всегда иметь пост; совет их конечно благ.
Христос, глава церкви нашей, постяся сам, утвердил пост. Для чего же нам не последовать им? Пост есть лучшее средство противу злых дел; он утверждает нас в добродетелях, ежели он состоит и просто в воздержании только от многих брашн.
Лучший друг сложению человеческому, умеренность, — умеренность в пиршестве, умеренность в посте”.
Г. Р. Державин. Рассуждения о посте
Брашно — кушание, пища.
Первый день Великого поста в Православной церкви называется Чистый понедельник, в то время как первый день у католиков – Пепельная среда. Это связано с разным отношением к посту на Востоке и на Западе. Западноевропейские христиане, вступая в пост, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, валялись в дорожной пыли и отбросах, чтобы нагляднее выразить свое покаяние, горестные чувства, свое страдание о грехах.
На Руси же в соответствии с русскими традициями, наоборот, в первый день поста нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь оставшийся от воскресенья хлеб (“сухоядение”), и обеденный стол потому оставался “чистым”. А в монастырях по строгим уставам в этот день полагалось вкушать лишь просфору с водой.
На богослужениях во время Великого поста вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Церковь старается подчеркнуть результат греховных поступков человека и почувствовать горечь плодов греха. На великом повечерии в первые четыре дня читается канон святого Андрея Критского, в котором перечисляются все важнейшие ветхозаветные и евангельские события. Человек, вслушиваясь в слова канона, как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью.
В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг ему была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Федор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо. В память об этом событии первая суббота поста посвящена святому Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон святому Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изюмом, медом и маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших. Молясь за умерших, человек думает и о своем неизбежном конце, когда он один на один предстанет перед престолом Всевышнего.
Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господню. В этот день совершается крестопоклонение. Наступает “Крестопоклонная”. Пекли “Кресты” – особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Печенье “кресты” в разных местах России приготовляли по-разному. Оно могло быть круглым, с рисунком креста на поверхности, или в виде четырехконечного крестика. Украшали его изюмом и цукатами, а иногда на радость детям в одно из таких печений запекали денежку.
В прежние времена на Руси был еще один праздник Великого поста, на который приготовляли затейливое печенье. Это день сорока Севастийскик мучеников (22 марта), его считали днем прилета жаворонков. Пекли печенье, и оно напоминало по форме маленьких птичек.
На пятой седмице, на утрени четверга снова читается Великий канон св. Андрея Критского, на этот раз полностью. Чтение его соединяется с чтением жития преподобной Марии Египетской. Эта служба называется Великим стоянием. Мария Египетская прежде была великой грешницей, а потом осознала всю тяжесть своего греха, покаялась и стала великой подвижницей. Она являет собой образец человеческого покаяния и пример неисчерпаемого милосердия Божия. Ей посвящается пятое воскресенье поста.
На утрени пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери. Празднование пятой субботы в честь Божией Матери возникло в древности, когда еще в будние дни поста отменялись любые праздники. Так как Благовещение 7 апреля невозможно было достойно отметить, то это празднование переносилось на пятую субботу поста. Со временем день Благовещения стали отмечать, не перенося, на какой бы день недели он ни пришелся, а обычай прославлять Богородицу на пятой седмице остался.
В пятницу на шестой седмице кончается Великий пост. В следующий день вспоминается воскресение праведного Лазаря, происходит это в субботу, но вся служба бывает воскресной. Это предвестие воскресения находит отражение и в праздничной трапезе, разрешается вкушение икры. Как из маленькой икринки, по виду более похожей на мертвую землю, развивается рыба, так и история Лазаря, по воле Христа вышедшего из гроба на четвертый день после смерти, является залогом того, что воскреснет каждый человек. Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятницу, служит прологом к Воскресению Христову. В открытые врата Иерусалима торжественно въезжает Иисус Христос, чтобы принести Себя в жертву, явив тем самым высшую совершенную любовь, побеждающую смерть.

Вход Господень в Иерусалим. Икона праздничного ряда Святогорского монастыря.

В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встречавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встречают Бога с ветками вербы. Возвещают о воскресении природы, о расцвете любви в человеческих душах первые распускающиеся цветы, белые и пушистые, напоминающие о Воскресении Спасителя и грядущем воскресении мертвых, но красный цвет ветвей напоминает, что чудо воскресения совершается Кровью Господней через великие скорби, страдания и смерть. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.
Страстная седмица начинается со следующего дня – воспоминание о Страстях Господних. В Страстной Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками вкусил пасхальную трапезу. Вечером в Великий Четверг читаются Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки первосвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, распятия, смерти и погребения. Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. По старому обычаю, делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.
В Великую Пятницу в церкви выносится плащаница. Слово “плащаница” означает “плат”, т. е. кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. На плащанице, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб. По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.
Затем наступает Страстная Суббота – преддверие великого праздника Воскресения Христова. Христос покоится во гробе, но недалек час Его победы над смертью.
В старые времена христиане не расходились из церкви после субботней литургии. В память об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми христиане питались в этот день. Священники во время службы меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. В домах заканчивается последняя подготовка: пекутся куличи, красятся яйца, наводится порядок в доме. Настроение приподнятое, и все наполняется трепетным ожиданием Великого Праздника Пасхи.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий