Сретение Господне

Сретение - фреска из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Около 1140 года.

В Православной церкви Сретение Господне считается двунадесятым праздником и отмечается верующими 15 февраля. Праздник установлен в память принесения Иисуса Христа его матерью Марией в Иерусалимский храм. По обычаю тех давних лет сына-первенца приносили в храм и посвящали Богу на сороковой день после его рождения.
Следуя этой традиции, Дева Мария и её муж Иосиф принесли маленького Христа в храм в городе Иерусалиме, где его ждала удивительная встреча (сретение).
В Иерусалиме в то время жил ученый-книжник по имени Симеон, который занимался переводами Священного Писания на греческий язык. Переводя книгу пророчеств Исаии, где было написано, что “Дева родит Сына”, Симеон предположил, что в текст вкралась ошибка и хотел исправить слово “Дева” на слово “жена”. Когда он так подумал, то в тот же момент произошло удивительное событие: перед ним предстал ангел и сказал: “Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы”.
В тот же самый день Симеон пришел в храм и увидел младенца Христа, которого принесли Иосиф и Мария. Он взял его в руки и почувствовал огромный прилив сил и энергии. Симеон догадался, кто перед ним и понял, что предсказание ангела сбылось. Затем старец обратился к Иосифу и Марии и сказал им, что их первенец Иисус совершит великие дела и спасёт мир от грехов.
В память о встрече Иисуса Христа и Симеона и был установлен этот праздник. Начало праздника Сретения Господня восходит к глубокой древности. По некоторым данным в Иерусалиме он отмечался уже в IV веке.
У древних славян был свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением. До сих пор в северо-западной России известен праздник под названием Громница – праздник почитания огня. Наши предки различали огонь небесный и огонь земной. Небесный огонь, приходящий с неба в виде молнии, почитали священным, а проявления этого огня – божественным деянием. Особо выделяли живой огонь, который ритуально зажигали трением дерева о дерево. От него старались зажечь огонь домашнего очага. Считалось, что свечи, изготовленные на Громницу, обладают скрытой чудодейственной силой, которая оберегает дом от грома и молний, а также от всяких напастей. Громничной свечой, по поверью, подпаливали волосы у людей и шерсть у животных от сглаза. Прежде на Громницу освящали хлеб и соль, которые затем хранились в доме как надежное средство от пожаров. Если пожар все-таки случался, этот хлеб с солью бросали в сторону, куда хотели отвести огонь.
Во время церковной службы, которая называется обедней, наши предки зорко следили за свечами и гадали: у кого первого свеча погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой огонь не потухнет, да еще и на руку воск упадет тремя каплями, тот будет счастливым и благополучным всю жизнь. По древним верованиям потушенные свечи разламывали на части и оставляли в хлеву, чтобы спасти скотину от разных бед.
С кануном праздника Сретения связано поверье, ведущее свое начало с глубокой старины. В этот день в селах происходило так называемое заклинание мышей. К этому времени года мыши, истощив свои съестные припасы, начинали кормиться крестьянскими запасами. Тогда на помощь призывался особый старец-знахарь, который и приступал к защите амбаров и стогов сена от нашествия мышей. При этом читалось специальное заклинание: “Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом во веки веков. Слово мое ничем не порушится!”. Сейчас трудно сказать, помогало это или нет, но тогда такие мероприятия проводились во многих селениях, и люди верили в силу заклинаний.
Сретенье по-славянски означает встречу. На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Дети перед сумерками где-нибудь на пригорке заклинали солнышко показаться: “Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за горгоры! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, ведрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу. Бабу ли ягу – ведьму зиму?” Если заклинаемое “солнышко-ведрышко” и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет – ожидай ещё больших холодов.
С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если на Сретенье оттепель – весна ранняя и теплая, если холодно – весна холодная; если на Сретенье напьется петух воды – наберется пахарь беды, то есть зима затянется. Примечали, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна наступит позднее обыкновенного. И хоть говорили: “На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает”, – но ждали еще и морозов. “Солнце на лето, зима на мороз” – это тоже о дне Сретения. Бывало, что накануне праздника несколько суток стояли настоящие трескучие морозы. А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен в народном календаре специальный день – следующий за Сретением, 16 февраля, и называется он Починки. “В Починки день встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да борону столетнюю”, “Починки – по сохе поминки”, – так говорили в народе.
В этот день начинали готовить семена для посева, осматривали сбрую, принимались выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева. В ночь со Сретения на Починки очень опасались домового. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может заездить коня. Поэтому советовали привязывать еще с вечера лошадям кнут, онучи на шею, чтобы домовой не посмел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Чтобы задобрить домового, хозяйки выставляли после ужина горшок каши, обкладывая его горячими угольями. Иногда для усмирения домового звали знахаря-ведуна, который резал во дворе петуха и, выпустив кровь на веник, обметал им все углы в хате и на дворе. Вот после этого можно было не бояться домового.
Ветер в Сретение предвещал хороший урожай плодовых деревьев, поэтому хозяева трясли деревья руками, чтобы были с плодами. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте. Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и всяческих напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным. Освященную в этот день в церкви воду давали пить умирающему при чтении отходной молитвы. Этой же водою окропляли людей, отправляющихся в путь. На Руси было широко распространено поверье о том, что на Сретенье опасно совершать далёкие путешествия, так как могут приключиться по дороге всякие беды и напасти. По старинному народному обычаю, в этот день выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников весны.
С годами Сретение сделалось чисто церковным праздником, который пышно отмечают в православных церквах. Языческая, народная сторона праздника стала постепенно забываться, оставаясь лишь в пословицах, поговорках и приметах.
Сретенье
Иосиф Бродский
Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: “Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он – твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем”.- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. “Слова-то какие…”
И старец сказал, повернувшись к Марии:

“В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око”.

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972. Дата написания стихотворения – день рождения Анны Ахматовой. Датировка СИБ: март 1972.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий