История саней в России

Художник Колесник Борис Афанасьевич фрагмент картины Тройка, 1970г.
Колесник Борис Афанасьевич фрагмент картины «Тройка», 1970 г

Русская зима и тройка лошадей, запряженных в сани — непременная и самая известная черта жизни и быта на Руси. Без этого простого вида транспорта трудно обойтись, особенно в деревне зимой, где снег покрывал огромные просторы полей и лесов. У саней древняя и богатая история, уходящая своими корнями в далёкое прошлое. Во многих народных сказаниях, легендах и сказках санки являются не только средством передвижения, но и элементом народных игр и гуляний.
Слово «сани» славянского происхождения. По мнению некоторых исследователей, оно происходит от слова «сань», что значит «змея», и относится это слово в основном к полозья ввиду их сходства со змеёй. На Руси сани также назывались возилами, каптанами и дровнями. В древнерусских летописях сани упоминаются с 9 века. Они были самым древним средством передвижения не только на Русской земле, но в южных странах. Первые сани появились задолго до изобретения колеса и представляли собой связанные между собой две палки, передние концы которых крепились к лошади или быку, а задние волочились по земле. Такие повозки историки относят ко второму тысячелетию до нашей эры. В древности в Египте и в Древней Руси санные повозки обычно использовались во время похоронного обряда.
В России в зимний период сани были широко распространены как в сельской местности, так и в городах. Отсюда пошло и выражение — санный путь, означавший зимнюю дорогу. Сани делились на открытые и закрытые, то есть с верхом и кузовом. Сани были дорожные, городские и крестьянские. В них запрягали лошадей и возили разные грузы — товары, продукты, дрова, почту.
С. М. Прокудин-Горский. Старинные сани пожевни XVIII века. Сани обиты внутри старинной материею, называемой камкою. 1911 год
Старинные сани имели разную конструкцию. Одни были похожи на лодку, края которой загнуты с двух сторон. Другие походили на длинный ящик, который суживался спереди. Здесь можно было ездить даже лёжа. Управлялись сани специальным человеком — кучером. Существовали и сани, предназначенные только для женщин. Такие повозки обычно имели более широкий размер и украшались сукном со всех сторон.
По старым традициям на Руси сани широко использовались во время свадебных торжеств. В церковь на венчание невесту везли всегда в санях, украшенных самыми дорогими тканями из атласа и бархата. А после венчания жених и невеста ехали на свадьбу тоже обязательно на санях. Кстати, этот обычай иногда соблюдается и на современных свадьбах, когда невеста прибывает к жениху в карете или на санях.
Но самое первое применение на Руси сани нашли во время похорон. Это событие впервые упоминается в летописи в 1015 году. В церковь на отпевание покойника привозили только на санях. Сани использовались также и на похоронах членов царской семьи и знатных сановников. Эта традиция была распространена не только на Руси, но и в Западной Европе, Египте.
Сани были не только старинным, но и почетным видом средства передвижения. Даже после изобретения колесного вида транспорта — телег, карет, экипажей — выезд на санях всё равно считался более престижным. Даже летом нередко можно было видеть торжественный проезд царя со свитой в роскошных санях. В 1732 году французский мастер Жан Мишель специально для русской императрицы Елизаветы изготовил самые просторные сани, которые вмещали десять человек и отапливались в пути жаровнями с углём. Такие царские сани называли «возок императрицы» или «зимняя линея». До конца 17 века русские церковные иерархи тоже предпочитали совершать торжественные выезды в санных экипажах.
Надо сказать, что на Руси, хоть сани и считались относительно недорогим видом транспорта, не каждый житель мог позволить себе часто такую езду. Всё-таки поездка на санях по городу была привилегией богатых людей, знати, высшего духовенства и царей. Санные экипажи богачей были роскошно украшены или покрыты расписным сукном. Чем выше был статус человека, чем богаче он был — тем шикарней и красивей выглядели его сани.
В начале 20 века, в 1908 году русский инженер А.С.Кузин изобрёл аэросани. Он приделал к саням пропеллер, который вращал установленный в трубе винт. Такие сани развивали невиданную по тем временам скорость — до 70 километров в час.
Аэросанями в России впервые стали заниматься в 1910 г. На снимке: аэросани того времени.
Аэросани имеют большое преимущество перед автомобилями по простоте устройства, а главное, по проходимости. В этом они несравнимо выше всех экипажей, передвигающихся по снегу. У аэросаней нет сложных передач. Мотор, обычно помещенный в задней части, вращает авиационный пропеллер, который ввинчивается в воздух подобно штопору в пробку и двигает сани. Движение аэросаней происходит от того, что винт при вращении отбрасывает своими лопастями струю окружающего воздуха назад и с той же силой оказывает в силу реакции давление на корпус саней, отчего они и движутся.

Аэросани имеют кабинку, построенную но авиационному типу, очень легкую, но весьма прочную. Кабинка ставится на три лыжи: одна передняя, которая управляется рулем, и две задних, воспринимающие основную нагрузку аэросаней.

История аэросанного строительства в ССОР насчитывает 24 года. Этот путь наглядно показывает, как аэросани из спортивной игрушки выросли в мощный и весьма совершенный вид транспорта.

Аэросанями в России впервые стали заниматься в 1910 г. Ю. А. Меллер, А. С. Кузин, А. Я- Докучаев, а годом позднее и известный авиоконетруктор Сикорский. Все построенные ими аэросани носили чисто спортивный характер. Впервые А. С. Кузин в 1912 г. приспособил к аэросаням авиационный мотор. Это сделало их более надежным средством передвижения.

В 1914 г. разразилась империалистическая война. Германский генерал Гинденбург, осведомленный о слабо развитой: системе ж.-д. транспорта и продолжительности зимы на русском фронте, отдал приказ построить серию аэросаней для связи в армии. В 1915 г. несколько немецких аэросаней попало в плен и заинтересовало русское командование. После этого в России решили начать серийное строительство» аэросаней. Под руководством проф. Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина было выстроено несколько десятков аэросаней, которые с успехом применялись на фронте.

Во время гражданской войны после Октябрьской революции аэросани применялись в армии Колчака в Сибири и англичанами на севере. Аэросани действовали вначале весьма деморализующе на наши войска. Это привлекло еще большее внимание к ним, как к оборонному транспортному средству.

В 1919 г. была создана комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В ее состав входили кон-структуры: А. С. Кузин, Н. Р. Б рил л ин:г, Е. А. Чудаков,. А. Н. Туполев, А. А. Архангельский. Комиссия эта разрабатывала типы аэросаней специально для военных целей. Через год было создано множество конструкций, которые были посланы работать на фронт. Там они работали весьма успешно и некоторые получили орден красного знамени за оперативное обслуживание подвозкой снарядов.

В последующие годы у нас начинают строиться металлические аэросани ЦАГИ (конструктор А. Н. Туполев). Они успешно выступают в ряде пробегов и на авиационной выставке в Берлине.

В 1928/29 г. Автодором и Осоавиахимом был организован большой пробег аэросаней. Путь в 3 500 км шел по снежному бездорожью. Здесь аэросани широко показали свои преимущества и полную возможность применения их на многих участках народного хозяйства и обороны.
«Техника — молодёжи» 1934-12, страница 25.

Сани как популярный вид транспорта вошел во многие пословицы и поговорки. Например: Не в свои сани не садись, то есть не занимай чужого места, не берись за то, чего не знаешь или не умеешь; Готовь сани летом, а телегу зимой — все надо делать заранее. А ещё помимо больших саней были и маленькие санки, на которых, в основном, катаются со снежных гор дети, отсюда и пословица: Любишь кататься, люби и саночки возить — то есть надо прикладывать какие-то усилия, преодолевать трудности, если хочешь доставить себе удовольствие.
В наши дни сани уже не являются необходимым видом транспорта. В основном они используются на свадьбах, во время зимних народных гуляний как старинная экзотика и память о прошедшей Руси.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (9 голосов, в среднем: 4,67 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий