Новый год на Руси – история и традиции праздника

Б.В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество Granberg, 1900-е - 1910-е
Празднование нового года на Руси уходит корнями в глубокую седую старину. Все языческие народы отмечали это событие каждый по-своему, согласно установившимся традициям. Египтяне праздновали воскрешение Озириса как новый год. В Греции новый года сопровождался веселыми народными играми, забавами и таинственными обрядами. Люди надевали на себя маски, бродили по городу, танцевали и пели. Женщины веселились, переодевшись в мужские платья, а вечерами занимались гаданием и пением песен. В те дни прекращались всякие распри и ссоры, все должны были примириться и дарить друг другу подарки.
Когда начали отмечать новый год на Руси точно не установлено. Долгое время у славян существовало так называемое пролетье – первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали овсень, который затем перешел на новый год.
У восточных славян, занимавшихся земледелием, празднование нового года было тесно связано с началом полевых работ. Год начинался мартом, от которого шло времяисчисление.
По народным поверьям первые дни начала года считались опасными со стороны всякой нечисти. Поэтому древние русичи совершали специальные обряды, чтобы защитить дом, хозяйство, скот и птицу от враждебных сил. В проведении этих ритуальных действий обычно принимала участие вся семья. Люди обходили “магическим кругом” свой дом и хозяйство, проговаривая особые заклинания и заговоры. Затем отправлялись на скотный двор и трижды обходили скотину, повторяя заклинания. Новогодний праздник был как бы живой – он приходил и уходил, его встречали и провожали. Главным в новогоднем ритуальном действии считалась трапеза. Праздник солнцеворота – это праздник дней непобедимого солнца и начала нового периода у древних славян отмечают летописные источники.
После принятия христианства на Руси был установлен юлианский календарь, по которому православная церковь рассчитывала все праздники и службы. Этот календарь пришел к нам из Византии вместе с Крещением Руси. Новое летоисчисление велось от сотворения мира, и новый год начинался первого марта.
В средней и северной полосе России март не является датой начала полевых работ. А вот в южных областях с марта начиналась подготовка к севу. Однако, в Русской земле до 1348 года новый год официально справлялся 1 марта, и одновременно проводились январские гулянья с народными обрядами дохристианского происхождения, с которыми долгое время боролась православная церковь.
В конце 15 века в соответствии с постановлениями Никейского собора православная церковь перенесла начало нового года на первое сентября. При этом не учитывались климатические условия России. В русской деревне сроки окончания полевых работ приходились на конец сентября. И начало нового зимнего периода в жизни крестьянина падало на октябрь, не на сентябрь. Изменение календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами, только одним решением церкви.
В Новый год первого сентября церковь отмечает память Симеона Столпника, которого в народе величают Семеном – летопроводцем, поскольку этим днем заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день в Русском государстве обычно занимались сбором оброков, податей, решали судебные вопросы. Если воеводы и старосты не могли сами осудить преступников, то такие вопрос решала Верховная Дума и сам царь. Также к дню Симеона Столпника вносились необходимые платежи и пошлины.
Накануне Нового года по всей Москве били в колокола и проводили вечернюю службу. В самый день в Московском Кремле служил патриарх. На Ивановской площади Кремля ставили аналой с образом Симеона Столпника. После торжественной службы в Успенском соборе, на которой присутствовал государь, начинался крестный ход на Красную площадь. Там государь поздравлял всех присутствующих с новым годом и сыпал в толпу мелкие деньги. Богачи тоже не отставали. Они посылали по приютам и богадельням милостыню, а также слали всякие кушанья – калачи, пироги, пряники и прочее. Благотворительность в этот день была на высоте. Поздравлять народ с новым годом могли только высшие церковные деятели и сам царь. Обычай же поздравлять друг друга появился в России в середине 17 века.
7208 Декабря в 15 день Великий Государь, Царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, указал сказать: “известно ему Великому Государю стало не только что во многих Европейских странах и в народах Славянских которые с восточною православною нашею церковию во всем согласны, как Волохи, Молдавы, Серцы, Долматы, Болгары и самые его Великаго Государя подданые Черкесы и все Греки, от которых Вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои исчесляют от Рождества Христова в восьмый день спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год; а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый год 1700 купно новый и столетний век. И для того добраго и полезнаго дела указал Великий Государь впредь лета вычислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года; а в знак того добраго начиания и новаго столетняго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к богу и молебнаго пения в церкви, и кому случится и в доме своем и по большим проезжим и знатным улицам знатным людям, и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина впредь на воротах учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на гостинном дворе у нижней аптеки, или кому удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам учинить возможно; и людям скудным комуждо хотя по древу или ветви над воротами или над храминою своею поставить, и чтоб то поспело будащаго Генваря к 1 числу 1700 сего года; а стоять тому украшению Генваря по 7 число того-же года. Да Генваря-же в 1 день поздравлять с новым годом и столетним веком.Чинить сие, когда на большой Красной площади огневые потехи зачнут и стрельба будет, по знатным домам боярским, и окольническим, и думным, и ближним и знатных людей палатнаго, воинскаго и купескаго чина знаменитым людям, каждо на своем дворе, из небольших пушечек, у кого есть, и из мелкаго ружья учинять трижды стрельбу, и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; и по улицам большим, где пристойно есть, Января с 5 числа по 7 число, по ночам, огни зажигать из дров или из хвороста или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, тако-ж огонь класть, где кто похочет на столькаж по одной или по двеьили по три смоленыя и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать; а перед Бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням украшение по их разсмотрению быть же.”

“Записки русских людей”, Записки Ивана Афанасьевича Желябужскаго, СПб, 1841 Стр. 75-77
Иван Афанасьевич Желябужский родился 1638 года. Дневные записки Ивана Афанасьевича начинаются с 1692 года и оканчиваются известием о Полтавской победе. Как быль, как рассказ современника, оно давно сделалось достоянием истории и источниками, неопровержимыми для потомства.
С 1700 года дата празднования нового года переместилась на 1 января. Император Петр Первый посчитал нужным отмечать новый год так, как отмечают его в странах Западной Европы. И в конце 1699 года специальный указ царя постановил праздновать новый год 1 января, отменив счисление от сотворения мира. Также указывалось праздновать новый год торжественно с молебном, пышностью, с колокольным звоном, пушечной и ружейной стрельбой. Особенно ярко отмечали этот день в Москве. Дома были украшены зелеными ветвями, а улицы посыпаны еловыми ветками. В Кремль с распущенными знаменами и с барабанным боем двигались колонны солдат и офицеров. Сам император отправился на торжественную службу в Успенский собор, а после поздравлял и принимал поздравления от всех присутствующих. После службы состоялся грандиозный банкет для высшего духовенства, знатных вельмож и иностранных гостей. Не забыли и про народ. Перед дворцом были выставлены разные кушанья, бочки с пивом и вином, где каждый желающий мог угоститься по своему вкусу. Вечером в разных частях города зажигались потешные огни и фейерверки под грохот пушечных выстрелов.
К этому времени в русских городских домах начали появляться первые ёлки. В русской деревне не было обычая праздновать новый год с ёлкой. Этот обычай пришел к нам из Германии. В России любимое дерево русских обрядов – это береза, но никак не ель. Новогодняя елка не соответствует никаким обрядовым или православным традициям. И только в Западной Европе вечнозеленая ель символизировала вечную жизнь и была одобрена лютеранской церковью. В лютеранских храмах во время рождественского богослужения обязательно возжигалась елка.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий