Святочные гадания

Святки в деревне. Далькевич Мечислав Михайлович
Святки в деревне. Далькевич Мечислав Михайлович. Рисунок из журнала Всемирная иллюстрация. 1881 год
Святки или святые дни — основной зимний праздник на Руси. Они начинаются в Рождественский сочельник ( 6 января) и заканчиваются в праздник Крещения 19 января. Этот двухнедельный праздник пришел к нам из глубокой старины, из языческих времен. По преданию в эти дни наши предки славили бога Святовита. Святочные обряды представляли собой магические заклинания, гадания, вера в приметы. Основная цель гаданий – узнать о будущем урожае как основе жизни и здоровья.
Во время Святок нельзя было заниматься никаким делом, чтобы не накликать несчастья. Согласно поверьям, с началом святочных дней в наш мир приходят души умерших, слетается нечистая сила, начинаются игрища и шабаш ведьм. Считалось, что в эти дни границы между нашим и потусторонним мирами наиболее тонкие, и поэтому гадание могло выдать наиболее точный результат.
В старину, чтобы заглянуть в будущее, люди шли на перекресток дорог или в баню. Считалось, что здесь бесовская нечисть чувствовала себя наиболее комфортно. Если гадания происходили в доме, то только в ночное время, так как нечистые силы боялись света. Для защиты от нечисти обычно зажигались свечи. Чтобы гадания проходили успешно, необходимо было одеться соответствующим образом: надеть свободную одежду, сарафан, ночную рубашку, разуться и распустить волосы.
После принятия христианства обычай гадать на Святки полностью сохранился, несмотря на попытки служителей церкви его искоренить. Гадания бережно передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, почти не изменившись. За долгие годы на Руси было придумано множество способов гадания. Но основная тема таких гаданий – узнать, кто станет женихом девушки, насколько она удачно выйдет замуж.
Одним из древних и известных видов гаданий – гадание башмаком. Девушки снимали с левой ноги башмаки и кидали их за ворота, внимательно наблюдая, куда башмак ляжет носком. В какую сторону ляжет носком – в ту же сторону будет отдана замуж. А если башмак ляжет носком к воротам дома, то в этот год девушке не быть замужем.
В старину в большом ходу было одно любопытное гадание. Вот как описывает это гадание Михаил Забылин:
«Гадание у бани. Нелепое, невежественное гадание было в старину в большом ходу; оно состояло в том, что, отворив немного дверь бани, девушки обнажали некоторые части, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно несвойственную для девушек, и тем более девственниц, фразу с предложением домовому прикоснуться рукой к обнаженной части тела.
Забылин Михаил М.
– русский этнограф XIX века. Занимался собиранием обычаев и фольклора различных местностей России и всего славянского мира. Забылин стремился объяснить с рациональных позиций причины возникновения тех или иных народных представлений, установить этимологию их названий, выявить пути заимствования из других культур. Положил начало компаративистике. Михаил Забылин занимался изучением и сравнительным анализом обычаев и фольклора различных местностей России и всего славянского мира.
Если девушка чувствовала руку мохнатую – то предполагался богатый жених в этом году, а холодная голая рука – бедного, шершавая – характерного и пр.Прочитав о таком безобразном гадании, можно и посмеяться; но, в сущности, можно задаться вопросом, кто был первым изобретатель такого гадания? Почему такие скабрезные обычаи живут и до сих пор на Руси? Неужели родители и родственники не прочь от позволения гадать таким образом своим родным дочкам, да притом у бань, которые всегда бывают на краю деревни, где­ нибудь у реки, на краю жилья? Нельзя ли в этом гадании подозревать предлога к тайному разврату?»
«Русский народ, его обычаи и обряды, предания суеверия и поэзия» Собр. М. Забылиным, Москва, 1880 г. стр.27
Распространено также гадание на зеркалах. С незапамятных времен считалось, что зеркала обладают магическими и волшебными свойствами и обращаться с ними нужно очень осторожно, чтобы не вызвать гнев потусторонней силы. Поэтому только смелые девушки решались гадать на зеркалах. Для этого ночью девица ставила на стол два зеркала друг против друга и зажигала две свечи. В комнате не должно было быть ни единой души и никаких звуков. Девушка садилась возле двух противоположно поставленных зеркал. Она сосредоточенно вглядывалась в зеркала, стараясь не отводить взгляда и пытаясь увидеть в зеркале отражения будущего мужа. Такое сидение могло продолжаться не один час, расслабляя и утомляя девицу. Сидеть перед зеркалами можно было долго, а можно увидеть суженого сразу. Но бывало, что будущий муж так и не появлялся. И тогда на следующую ночь приходилось всё повторять сначала.
Ещё один редкий и очень древний вид гадания заслуживает внимания – это гадание топором. Вбивали в топор деревянный кол и крепко держали его обеими руками так, чтобы кол мог свободно вращаться вокруг своей оси. Во время вращения топора называли имена девушек. И на чьем имени топор наклонится, та девушка и выйдет замуж в этот год.

Гадание на суженого. Святки. Художник Ю.Сергеев
Святки. Гадание на суженого. Художник Ю.Сергеев
Любили гадать и на поленьях. Девушка медленно подходила к поленнице задом, при этом закрыв глаза. Затем осторожно брала любое полено и начинала его осматривать. Если полено гладкое и ровное, то это сулило хорошего и красивого жениха. Если же шероховатое и грубое, то жених не отличался красотой. А вот толстое и с хорошей корой – быть жениху богатому. Полено без коры – бедного жениха, полено кривое – уродливого или больного.
Известно гадание по головному убору. Если девушка хотела узнать, что произойдет с ней в этом году, то она перед гаданием приготавливала три вещи: кусок хлеба, кусок дерева и какой-нибудь головной убор. Затем клала эти предметы в чистый горшок и произносила различные наговоры. Потом завязывала себе глаза и подходила к горшку. Опускала в него руку и брала первое, что попадётся. Если схватит головной убор, то выйдет замуж, если часть хлеба – оставаться ей ещё незамужней, а если кусок дерева, то ждёт её гроб.
Забавное гадание на курице и петухе. Связывали хвостами курицу и петуха и сажали под решето. Затем наблюдали, кто первый из птиц потянет за собой другую. Если петух, то муж для гадающей девицы будет строго держать её в руках, а если курица потащит петуха, значить жена будет командовать над мужем.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Гадание на святках. 1881 г
Гадание на святках. 1881 г. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)
Гадание на курицах вообще имело много вариантов. Например, был популярен такой вид гадания. В комнату приносили курицу, где заранее на полу были приготовлены вода, хлеб, золотые, медные серебряные кольца. Затем пускали курицу или петуха. Если петух станет пить воду, то муж окажется пьяницей, если начнет есть хлеб, то муж будет работящим. Если клюнет золотое кольцо– то богатым, серебряное – зажиточным, медное – бедным.
Пожалуй, самым распространённым видом гадания было гадание с кольцом.
Брали обычный стакан с гладкими стенками, вливали туда воду и опускали обручальное кольцо. Потом пристально вглядывались в центр кольца, приговаривая: “Суженый мой, ряженый приди ко мне”. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, приговаривая слова: “Суженый мой, ряженый приди ко мне” можно было увидеть будущего мужа. Но, чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо возможно придется довольно долго.
В наши дни святочные гадания представляют собой скорее всего веселое развлечение, нечто вроде игры или забавы. Хотя, возможно, кто-то в душе и верит в то, что предсказывают ему всевозможные виды гаданий.

Олег Полонский 2019 г

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставьте комментарий